0 ДНЕЙ
0 ЧАСОВ

Холодный расчет: зачем IT-компании завод по производству холодильников?

Глеб Харитонов, основатель и CEO Briskly, компании-резидента «Сколково»
 
В коронавирусный 2020 год мы все стали свидетелями небывалого бума онлайн-ретейла. Но рост онлайн-оборота начался давно, пандемия лишь ускорила этот процесс. Настоящий же прорыв в сфере продаж, который случился в 2020-м, - появление магазинов без касс. Речь идет не о кассах самообслуживания, которые сейчас есть во многих торговых сетях, а о магазинах без касс как таковых - микромаркетах, где покупатель сам берет товар и сам оплачивает его с помощью мобильного приложения в смартфоне.

 Холодильник как IT-идея

Briskly была пионером на рынке микромаркетов: мы разработали технологии автономной торговли, первыми на российском рынке открыли магазин без персонала в 2018 г. и поставили выпуск «умных магазинов» на поток. На следующий год запустили автоматизированный микромаркет в технопарке «Сколково», а в 2020 г. продали 1000 автономных микромаркетов и провели 400 000 покупок без кассира через приложение B-Pay.

Микромаркет – это новый формат торговли свежей едой в офисах, набирающий популярность во всем мире. Он представляет собой холодильник и полки с товарами, оплата в которых проходит без участия кассира. Briskly перенесла кассу в смартфон. А также сделала систему, где холодильник открывается только после авторизации покупателя в мобильном приложении. В сочетании с камерами наблюдения и датчиками, технология снижает мошенничество до 1% случаев.

Покупатель и полностью автоматизированная торговая точка – новый малый формат торговли. С установкой приложения у покупателя в телефоне появляется все необходимое для покупки товара: сканер штрих-кода, оплата покупки, чек. Ему больше не нужны продавец, кассовый аппарат, весы. Но для внедрения такой системы требуются новые холодильники. Где их взять? Надежнее всего – сделать самим. Так родилась идея купить ВЗХТ.

Продается в надежные руки

ВЗХТ, некогда процветающий завод холодильников, основанный финской компанией «Хелкама» в 1997 г., вошел в новейшую историю не в лучшем состоянии. Попытка перезапуска предприятия в 2012 г. по сбору холодильников и тепловых камер под брендом Linnafrost не помогла предприятию «выплыть», долги только росли, завод оказался в сложном финансовом положении, а в 2018 г. перешел на баланс «Траста» как непрофильный актив ФК «Открытие».

С 2018 г. «Траст» занимался юридической очисткой актива, выкупом и консолидацией всех прав требований. К 2020 г. ВЗХТ был технически готов к продаже, но введение локдауна заметно затормозило поиск покупателя. Тем не менее, профильный инвестор был найден: им стала наша IT-компания Brisky.

Нужно отметить, что «Траст» реализовал наилучший сценарий продажи актива — нашел стратегического инвестора, заинтересованного в развитии предприятия, модернизации производственных линии и привлечении квалифицированного персонала. А для Briskly завод холодильной техники станет базовой производственной площадкой и лабораторией технологий, иными словами - локомотивом для дальнейшей экспансии зарождающегося рынка умных микромаркетов.

Умное будущее

В этом году мы планируем увеличивать темпы роста и динамику продаж ВЗХТ, для этого придется инвестировать, привлекать новых сотрудников. Уже к концу 2021 г. мы намерены выйти на докризисный объем производства – порядка 800-900 холодильников в месяц. Сейчас завод способен выпускать 100-150 холодильников за смену, а с восстановлением производственной линии мы сможем производить больше.

В планах - восстановить производство холодильных шкафов до прежнего объема, 10 000 единиц в год. При этом до 40% продукции составят умные микромаркеты, постаматы и продуктоматы.

Мы хотим перевести все процессы в digital, внедрить нейросетевую аналитику в складских помещениях, предиктивный фулфиллмент для ускорения сборки оборудования, а также оцифровать модели микромаркетов в VR для удаленной технической поддержки. При этом на заводе останется прежняя команда, которая работает уже более 20 лет. Сотрудников обучат применению новых технологий.
Наши планы на будущее вполне соответствуют мировой тенденции: США, Великобритания, Германия и Китай – здесь и сейчас выстраиваются новые правила продаж. Недавно на тему развития продаж без касс высказался директор Центра развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково» Илья Ломакин-Румянцев: «Несмотря на распространенный миф о многолетнем отставании многих отраслей экономики России от развитых стран, современная отрасль розничной торговли поистине может считаться одной из наиболее технологичных и инновационных. Есть основания полагать, что уже имеющийся опыт российских компаний и опыт Китая, США и других стран может позволить сегменту в ближайшее время существенно вырасти».

Изменить физическую розничную торговлю сейчас пытаются и такие мировые гиганты, как Amazon и Walmart, и динамичные стартапы. Революция технологий в ретейле – процесс, который уже запущен, пандемия стала его катализатором. Российский опыт розничной торговли в сочетании с нашими IT-разработками вполне способен внести свой вклад в этот глобальный процесс.
 


Материалы по теме

Исследования рынка

Доля IT-компаний на офисном рынке Петербурга бьет рекорды

Доля сделок с компаниями из сектора информационных и телекоммуникационных технологий достигла максимума за всю историю офисного рынка Санкт-Петербурга. Однако, возможностей для расширения компаний становится все меньше, а ставки аренды – все выше.
17.07
Экспертный анализ

IT-сектор захватывает офисный рынок Киева

В 1-м полугодии 2017 г. доля IT-сектора в структуре сделок аренды достигла наибольшего значения за всю историю офисного рынка Киева и составила 60%, свидетельствуют данные компании JLL. При этом его активность была на высоком уровне и в 1-м, и во 2-м квартале.

21.09

журнал CRE 7 (385)

апрель 1
Вышел из печати CRE #7 (385) Ищите журнал в традиционных точках распространения Номер выпущен при поддержке: MD Facility Management www.mdpm.ru ГК  «АЛЮТЕХ» https://alutech.ru/ В НОМЕРЕ Актуально ЦБ играет на повышение   CRE Moscow Awards Выстоять сегодня – победить завтра! Представляем номинантов премии   Тема номера Мимо кассы   Тренды В шаговой доступности   Мнение Жизнь строек между первой и второй волнами коронавируса  ...

Популярное

Игроки рынка

GoodZone не оправдал себя

Компания Fort Group выставила на продажу торговый центр GoodZone на юге Москвы.
 
08.04
Игроки рынка

«Горбушкин двор» обновят за 1,5 млрд рублей

Инвестиции будут направлены на модернизацию, отделку и популяризацию торгового центра.

05.04
Сделка

O1 Properties сдала более 1,5 тыс. кв. м в БЦ White Stone

Новым арендатором стала компания «Автодор-Инжиниринг». С учетом этой сделки, сейчас в бизнес центре сдано в аренду 100% площадей.
05.04
Сделка

«РИВ ГОШ» поменял офис

Крупный парфюмерный ретейлер «РИВ ГОШ» сменил московский офис.
 
07.04
Сделка

«Водный» принял арендатора

Новая сделка от «Метров Перемен» - в БЦ «Водный».
 
05.04
Назначения

«ИНТЕКО» пополнило совет директоров

В совет директоров АО «ИНТЕКО» вошла Регина фон Флемминг.
 
05.04
Открытие

SinSay дополнил модную галерею в 4Daily

В ТРЦ 4Daily в Мытищах открылся магазин SinSay.
 
05.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre