JLL: Гибкое будущее для офисного рынка. Тренды 2021

Рынок коммерческой недвижимости постепенно адаптируется к новым условиям, продиктованным пандемией COVID-19 и ограничительными мерами. Об основных трендах офисного рынка Москвы рассказывает член Совета директоров, глава департамента офисной недвижимости компании JLL Алексей Ефимов.
5928
Изображение взято из источника: JLL
Гибридный формат работы
 
В связи с пандемией новой нормой для офисов становится гибридный формат работы, позволяющий сотрудникам совмещать удаленную работу из дома с пребыванием в офисе. При этом офис остается для сотрудников предпочтительным местом для общения и социализации, взаимодействия и встреч, а также для решения рабочих вопросов.
 
«Сложилось ощущение, что с введением гибридной работы площади офисов сокращаются, но это не так.  Как правило, остается тот же объем офиса, который внутри переформатируется для гибридной работы с незакрепленными рабочими местами».
 
Растущий рынок субаренды
 
В связи с переходом на гибридный формат работы, компании «нерастущих» индустрий рассматривают варианты оптимизации офисных площадей, включая сдачу в субаренду, и продолжают пересматривать договоры аренды.
 
«По нашей оценке, объем рынка субаренды в Москве вырос до 105 тысяч кв. метров, что в три раза выше показателя 2019 года. Арендаторы «растущих» индустрий ищут пути разместить большее количество сотрудников на существующих площадях или переложить затраты по отделке на арендодателя. Крупные компании также активно используют гибкие офисные пространства для размещения своих back-офисов».  
 
Дефицит больших офисов
 
Несмотря на большой объем нового предложения, в Москве сохраняется дефицит крупных офисных блоков площадью от 10 тысяч кв. метров.
 
«Подобрать оптимальные по стоимости, расположению и качеству готовые объекты в границах ТТК довольно сложно. Поэтому компании сейчас рассматривают покупку и аренду помещений в строящихся зданиях. Так если в 2019 году доля предварительных договоров в общем объеме сделок составляла 10%, то в 2020 году достигла 19%. В 2021 году этот тренд также сохранится».

Кроме того, увеличивается объем нового строительства за пределами центра. В ближайшие 4 года на зону ТТК-МКАД придется около 55% нового предложения офисных площадей, децентрализация станет драйвером развития московского рынка недвижимости. По его словам, новой точкой притяжения для москвичей и бизнеса на юге Москвы стал деловой кластер «Парк Легенд». Проект реализуется в рамках реновации территории ЗИЛ на первой линии проспекта Лихачева рядом с ТТК. Одно из офисных зданий МФК «Парк Легенд» было приобретено в 2020 году российской страховой компанией под размещение штаб-квартиры. Сейчас в стадии строительства находится вторая башня класса А общей площадью 22 тысячи кв. м. Также в рамках проекта предусмотрены две офисные башни класса В+, общая площадь корпуса - 12,5 тысяч кв. м. Ввод зданий в эксплуатацию намечен на 4 квартал 2021 года.
 
Наращивание темпов ввода
 
По итогам первых четырех месяцев 2021 года рынок офисной недвижимости Москвы пополнился 309 тыс. кв. м новых площадей, что на 38% превышает годовой показатель предыдущего года. 80% нового предложения было построено под конечного пользователя. 

 
«В настоящий момент девелоперами заявлено к вводу в 2021 году еще 311 тыс. кв. м. офисных площадей. Однако высока вероятность переноса сроков завершения строительства части проектов. Мы ожидаем, что годовой объем ввода (включая текущий ввод) составит 529 тыс. кв. м».
 
Восстановление спроса
 
В начале 2021 было отмечено оживление среди компаний, которым необходимы новые офисы. Так по итогам первого квартала объем сделок аренды и купли-продажи, заключенных на офисном рынке Москвы, составил 279 тыс. кв. м, что на 37% выше аналогичного показателя 2020 года и сопоставимо с показателем 1 кв. 2019 года (285 тыс. кв. м).
 
«Учитывая постепенное восстановление спроса, мы ожидаем что по итогам года общий объем спроса сможет превзойти отметку в 1 млн кв. метров».
 
Тренд на гибкие офисы
 
Сегмент flex-пространств в Москве продолжает активно развиваться, в том числе благодаря гибкости и мобильности, которые позволяют крупным компаниям снизить издержки на аренду офисных помещений.

В краткосрочной перспективе ближайших двух лет прогнозируется дальнейшее увеличение интереса к аренде рабочих мест в гибких офисных пространствах, в первую очередь корпоративными клиентами, при этом количество индивидуальных арендаторов будет расти незначительно. 

Объем сделок в сегменте гибких офисных пространств будет расти. По данным на начало июня 2021 года в Москве представлено 207 гибких офисов общей площадью 264 700 кв. м (1,4% от объема рынка офисов) на 40 400 рабочих мест. До конца года планируется прирост более 100 тыс. кв. м.  По прогнозам JLL, в ближайшие 2-3 года доля гибких офисных пространств достигнет 2,5% от общего объема предложения на офисном рынке Москвы.


Материалы по теме

Источник: РИА Недвижимость
Экспертный анализ

Maris в ассоциации с CBRE: В Петербурге зафиксирован рекордный рост коворкингов

Аналитики компании рассказали о тенденциях рынка коворкингов в Петербурге. По итогам 1 полугодия 2021 года прирост коворкинг-центров составил 30%.

17.06
Источник: R&B Consulting
Рейтинг

5 главных трендов офисной недвижимости весны 2021

Управляющий партнер консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости R&B Consulting Анастасия Стеняева подводит итоги весны: Спрос на офисы возобновил рост в конце 2020 года и всю зиму и весну 2021 года продолжает расти. При этом рынок заметно изменился, корпоративные арендаторы стали по-другому относиться к занимаемым площадям, они осваивают новые форматы и предъявляют более высокие требования к качеству помещений. Расскажем пять главных трендов, которые мы наблюдаем сегодня. 

11.06
Источник: РИА Недвижимость
Экспертный анализ

JLL: На рынке гибких офисов Москвы и Санкт-Петербурга развиваются новые схемы взаимодействия собственника, оператора и арендатора

По данным JLL, 93% действующих гибких офисных пространств в Москве и 83% в Санкт-Петербурге работают по классической арендной схеме, когда внешний оператор арендует помещение у собственника. Другие варианты взаимодействия собственника, оператора и арендатора для российской практики рынка встречаются редко.
10.06

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre