Как в Европе, так и в России, развитие рынка гибких офисных пространств происходит по трем основным моделям. Наиболее распространенной является традиционная арендная схема, когда оператор арендует помещение и привлекает на площади конечных пользователей. Кроме того, практикуется операторская модель, предполагающая подписание договора на управление по аналогии с отелями и гостиничными операторами. Наконец, развивается модель, в которой собственник и оператор – это одна группа компаний.
«Основное развитие и изменения на европейском рынке гибких офисов происходит в последних двух моделях, а в России они пока находятся на самом начальном этапе становления. Тем не менее, российский рынок гибких офисных пространств развивается в том же направлении, что и европейский, но с отставанием в 2 года», – комментирует Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.
В России наиболее распространенной схемой взаимодействия является классическая аренда оператором помещения/здания. Такая модель предполагает два основных варианта сотрудничества оператора и арендатора. Классический вариант - гибкое офисное пространство реализуется не под конкретную компанию и предусматривает наличие нескольких арендаторов. Новый и пока менее распространенный built-to-suit ориентирован на крупных корпоративных клиентов и имеет большой потенциал для дальнейшего развития. При этом он представлен пока только в Москве. В 2021 году на рынок может выйти 10 подобных проектов.
Другой формат взаимодействия, который начал активно развиваться в Москве в текущем году, — это привлечение оператора гибких офисных пространств на управление пространством не только собственником помещения, но и компанией-арендатором бизнес-центра, у которого существуют неиспользуемые площади. Сетевой оператор Space 1 взял в управление часть офиса компании Ernst & Young в бизнес-центре «Аврора», а также офис компании SBI Bank в бизнес-центре «Алкон».
В редких случаях собственник здания выступает оператором гибкого офисного пространства. В зависимости от стадии девелопмента объекта недвижимости эта схема реализуется в четырех интерпретациях. Во-первых, девелоперы строят новые здания и управляют объектами своими силами, а гибкое офисное пространство может занимать часть площадей или все здание целиком. Такая схема часто реализуется в рамках новых жилых комплексов и апартаментов в качестве дополнительной инфраструктуры. Но в 2021 году уже анонсируются и проекты в коммерческой недвижимости, например, Stone Hedge планирует создание гибкого пространства в Stone Towers, которое займет 2 этажа общей площадью 3 600 кв. м.
Во-вторых, собственник действующего бизнес-центра может организовать гибкое офисное пространство на пустующих площадях своего здания и управлять им сам. Кроме того, практикуется система франчайзинга – так в регионах развивается петербургская сеть «Практик».
В-третьих, операторы гибких офисных пространств могут в краткосрочной перспективе стать девелоперами и начать возводить собственные здания. Business Сlub в Москве заявил о готовности строить объекты с нуля, в том числе, штаб-квартиры для крупных компаний. Пилотный проект площадью около 20 тыс. кв. м анонсирован центральном деловом районе в Москве.
В-четвертых, растет спрос со стороны операторов на покупку отдельно-стоящих зданий или встроенных помещений небольшого формата (до 1 000 кв. м) для открытия гибкого офисного пространства.
«Перспективы развития рынка гибких офисных пространств в России, также как и в Европе, связаны с активным внедрением в нашу практику таких схем, как revenue sharing, built-to-suit, а также операторской модели управления. Опыт Москвы показывает, что большой объем потенциального спроса со стороны крупных корпоративных клиентов будет подогревать появление новых проектов в Северной столице, а также в регионах», - отмечает Екатерина Белова, руководитель отдела услуг корпоративным клиентам JLL.
Компании хотят, чтобы их сотрудники имели возможность работать в красивом, функциональном, удобном и современно оборудованном офисном пространстве, поэтому спрос на данный продукт будет только расти. А гибкость в условиях аренды, которую операторы пространств предоставляют резидентам – ключевое конкурентное преимущество при выборе. Только за последний год более 60 тыс. кв. м гибких офисов было арендовано такими компаниями, как Ozon, «Сбер», «Ситимобил», «ФСК», «Почта банк», «Газпромнефть».
По нашим прогнозам, в ближайшие 2-3 года доля гибких офисных пространств достигнет 2,5% от общего объема предложения на офисном рынке Москвы и более 1,5% в Санкт-Петербурге.
По данным на начало июня 2021 в Москве представлено 207 гибких офисов общей площадью 264 700 кв. м (1,4% от объема рынка офисов) на 40 400 рабочих мест. До конца года планируется прирост более 100 тыс. кв. м.
В Санкт-Петербурге действует 49 гибких офисных пространств площадью 36 500 кв. м (1% от объема рынка офисов) на 5 600 рабочих мест. До конца года анонсирован прирост более 17 000 кв. м новых проектов.