JLL: На рынке гибких офисов Москвы и Санкт-Петербурга развиваются новые схемы взаимодействия собственника, оператора и арендатора

По данным JLL, 93% действующих гибких офисных пространств в Москве и 83% в Санкт-Петербурге работают по классической арендной схеме, когда внешний оператор арендует помещение у собственника. Другие варианты взаимодействия собственника, оператора и арендатора для российской практики рынка встречаются редко.
3899
Изображение взято из источника: РИА Недвижимость
Как в Европе, так и в России, развитие рынка гибких офисных пространств происходит по трем основным моделям. Наиболее распространенной является традиционная арендная схема, когда оператор арендует помещение и привлекает на площади конечных пользователей. Кроме того, практикуется операторская модель, предполагающая подписание договора на управление по аналогии с отелями и гостиничными операторами. Наконец, развивается модель, в которой собственник и оператор – это одна группа компаний.
 
«Основное развитие и изменения на европейском рынке гибких офисов происходит в последних двух моделях, а в России они пока находятся на самом начальном этапе становления. Тем не менее, российский рынок гибких офисных пространств развивается в том же направлении, что и европейский, но с отставанием в 2 года», – комментирует Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.

В России наиболее распространенной схемой взаимодействия является классическая аренда оператором помещения/здания. Такая модель предполагает два основных варианта сотрудничества оператора и арендатора. Классический вариант - гибкое офисное пространство реализуется не под конкретную компанию и предусматривает наличие нескольких арендаторов. Новый и пока менее распространенный built-to-suit ориентирован на крупных корпоративных клиентов и имеет большой потенциал для дальнейшего развития. При этом он представлен пока только в Москве. В 2021 году на рынок может выйти 10 подобных проектов.

Другой формат взаимодействия, который начал активно развиваться в Москве в текущем году, — это привлечение оператора гибких офисных пространств на управление пространством не только собственником помещения, но и компанией-арендатором бизнес-центра, у которого существуют неиспользуемые площади. Сетевой оператор Space 1 взял в управление часть офиса компании Ernst & Young в бизнес-центре «Аврора», а также офис компании SBI Bank в бизнес-центре «Алкон».

В редких случаях собственник здания выступает оператором гибкого офисного пространства. В зависимости от стадии девелопмента объекта недвижимости эта схема реализуется в четырех интерпретациях. Во-первых, девелоперы строят новые здания и управляют объектами своими силами, а гибкое офисное пространство может занимать часть площадей или все здание целиком. Такая схема часто реализуется в рамках новых жилых комплексов и апартаментов в качестве дополнительной инфраструктуры. Но в 2021 году уже анонсируются и проекты в коммерческой недвижимости, например, Stone Hedge планирует создание гибкого пространства в Stone Towers, которое займет 2 этажа общей площадью 3 600 кв. м.
Во-вторых, собственник действующего бизнес-центра может организовать гибкое офисное пространство на пустующих площадях своего здания и управлять им сам. Кроме того, практикуется система франчайзинга – так в регионах развивается петербургская сеть «Практик».

В-третьих, операторы гибких офисных пространств могут в краткосрочной перспективе стать девелоперами и начать возводить собственные здания. Business Сlub в Москве заявил о готовности строить объекты с нуля, в том числе, штаб-квартиры для крупных компаний. Пилотный проект площадью около 20 тыс. кв. м анонсирован центральном деловом районе в Москве.

В-четвертых, растет спрос со стороны операторов на покупку отдельно-стоящих зданий или встроенных помещений небольшого формата (до 1 000 кв. м) для открытия гибкого офисного пространства.

 
«Перспективы развития рынка гибких офисных пространств в России, также как и в Европе, связаны с активным внедрением в нашу практику таких схем, как revenue sharing, built-to-suit, а также операторской модели управления. Опыт Москвы показывает, что большой объем потенциального спроса со стороны крупных корпоративных клиентов будет подогревать появление новых проектов в Северной столице, а также в регионах», - отмечает Екатерина Белова, руководитель отдела услуг корпоративным клиентам JLL.  

Компании хотят, чтобы их сотрудники имели возможность работать в красивом, функциональном, удобном и современно оборудованном офисном пространстве, поэтому спрос на данный продукт будет только расти. А гибкость в условиях аренды, которую операторы пространств предоставляют резидентам – ключевое конкурентное преимущество при выборе. Только за последний год более 60 тыс. кв. м гибких офисов было арендовано такими компаниями, как Ozon, «Сбер», «Ситимобил», «ФСК», «Почта банк», «Газпромнефть».

По нашим прогнозам, в ближайшие 2-3 года доля гибких офисных пространств достигнет 2,5% от общего объема предложения на офисном рынке Москвы и более 1,5% в Санкт-Петербурге.

По данным на начало июня 2021 в Москве представлено 207 гибких офисов общей площадью 264 700 кв. м (1,4% от объема рынка офисов) на 40 400 рабочих мест. До конца года планируется прирост более 100 тыс. кв. м.

В Санкт-Петербурге действует 49 гибких офисных пространств площадью 36 500 кв. м (1% от объема рынка офисов) на 5 600 рабочих мест. До конца года анонсирован прирост более 17 000 кв. м новых проектов.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Киреева Наталия

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: ТРИНФИКО
Точка зрения

Каковы перспективы редевелопмента в центре Москвы?

Редевелопмент промзон и реконструкция ветхих зданий в центре Москвы под элитное жилье стали уже закрепившимися трендами. Почему именно жилая недвижимость, кому интересны такие проекты и каковы дальнейшие перспективы этого направления, рассказал Станислав Жуков, директор рыночного развития инвестиционной группы ТРИНФИКО.

03.06
Источник: РБК
Исследования рынка

Knight Frank: Арендаторы планируют сократить траты на офисы

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подготовили отчет (Y)OUR SPACE, в котором провели исследование офисных пространств в постпандемийный период в мире. Согласно результатам опроса 400 международных компаний, 65% респондентов скорректировали свои планы в сторону экономии за счет реструктуризации офисных пространств, треть опрошенных намерена сократить расходы более чем на 10%. Почти половина арендаторов (48%) считает, что пандемия окажет влияние на их стратегию только в среднесрочной перспективе, 27% склоняются к долгосрочной.
31.05
Источник: WeWork
KnowHow

Как X5 Retail Group попробовала и распробовала коворкинг

WeWork рассказал о том, как крупнейший ритейлер России арендовал коворкинг перед началом пандемии и почему не стал отказываться от гибких площадей, несмотря на "удаленку".

29.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: CRE
Игроки рынка

IBC Global представляет услугу "склады под ключ"

Компания теперь может осуществлять проектную деятельность, что позволит ей предоставлять услуги комплексного управления складами в Центральной Азии.
20.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre