5 главных трендов офисной недвижимости весны 2021

Управляющий партнер консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости R&B Consulting Анастасия Стеняева подводит итоги весны: Спрос на офисы возобновил рост в конце 2020 года и всю зиму и весну 2021 года продолжает расти. При этом рынок заметно изменился, корпоративные арендаторы стали по-другому относиться к занимаемым площадям, они осваивают новые форматы и предъявляют более высокие требования к качеству помещений. Расскажем пять главных трендов, которые мы наблюдаем сегодня. 

4037
Изображение взято из источника: R&B Consulting
  1. Всем стал нужен воздух
 
Компании-арендаторы стали гораздо серьезнее относиться к здоровью и самочувствию своих сотрудников. Многих теперь волнуют нормы освещенности, объем воздуха и его качество. Последний аспект стал особенно актуален в связи с эпидемиологической ситуацией. Компании при поиске новых площадей все чаще спрашивают, как организована вентиляция, какой объем воздуха циркулирует в помещении, каково в нем содержание CO2. Этот фактор был важен всегда, ведь при длительном нахождении в помещениях с высокой концентрацией углекислого газа люди испытывают проблемы с концентрацией внимания и становятся менее эффективными сотрудниками. В плохо проветриваемом помещении достаточно нескольких человек, чтобы сделать воздух невыносимо душным. Еще год-два назад эти параметры были не так важны, сегодня же мы сверяем нормативы по кубометрам воздуха на человека и содержанию CO2 при поиске помещений для компаний под определенное количество людей. 

 
  1. “Плавающие” рабочие места
 
В конце прошлого года на смену удаленному формату работы пришел смешанный, когда порядка 30% сотрудников работают из дома, а остальные посещают офис. Поэтому компании стали смотреть в сторону меньших площадей и изменили подход к организации рабочего пространства. Современный корпоративный офис – это помещение, где есть небольшая доля закрепленных рабочих мест, а остальные рабочие места – временные, так называемые хот-дески (англ. hot desks). Такое рабочее место в случае необходимости может занять сотрудник, который например пришел на один день из хоум-офиса в обычный. Сейчас этот формат активно используют банки – например, Райффайзенбанк и Альфа-банк перешли на смешанные форматы. Это очень логично: с одной стороны, крупным финтех-компаниям нет необходимости ежедневно собирать сотрудников в офисе, разработчики продуктов решают все вопросы в трекерах проектов. С другой стороны, банки много вкладывают в поддержание и развитие корпоративной культуры и дорожат ей. Периодические встречи в офисе позволяют ее поддерживать.

 
  1. Повышение спроса на офисы класса А
 
Один из трендов этой весны — уменьшение метража арендуемых офисов. Арендаторы решили потесниться и теперь снимают более компактные помещения. Показатель средней площади арендуемых офисов снизился на 20% по сравнению с 2019 годом. Освободившись от избыточного пространства, часть арендаторов предпочли за те же деньги снять более статусные помещения. Мы наблюдаем, что компании переезжают из просторных офисов класса B и В+ в офисы поменьше, но уже класса A. Правда, занять элитный объект коммерческой недвижимости удастся не всем желающим. Уже сейчас в этом сегменте намечается дефицит. Если компания, которой необходимо 5-10 тысяч метров, выходит на рынок, подходящие для нее варианты можно сосчитать по пальцам: Neva Towers, ВТБ Арена, Искра Парк. С учетом того, что некоторые  проекты были отложены в связи с кризисом, есть вероятность, что из-за этого тренда уже в 2022 году будет ощущаться нехватка офисов класса А.

 
  1. Забота о сотрудниках (и не только в IT)
 
Пинг-понг, кабинки для сна и гамаки перестали быть преимуществами, которыми хвастают IT-компании. Сейчас этот тренд становится по-настоящему мейнстримом — все больше арендаторов ищут офисы с особенностями, которые повысят привлекательность их как работодателя. И это не обязательно крупные компании, такие запросы стали характерны даже для совсем небольших организаций. 
 
Стоит отметить, что тренд на заботу о сотрудниках — это не только модное веяние, но и необходимость. По данным исследования сети клиник Доктор Рядом и HeadHunter, уже 48% опрошенных россиян чувствуют себя опустошенными, выполняя рабочие обязанности. Смешение работы и личной жизни, произошедшее на удаленке, многих по-настоящему вымотало, а “выгорание” стало одним из самых ходовых слов в обсуждении карьеры. Сейчас работодатели делают все, чтобы команда чувствовала себя комфортно, а люди меньше выгорали.
 
Так что теперь в каждом офисе непременно должны быть кафе или вендинговые автоматы, желательно наличие фитнеса хотя бы по соседству с офисом, и жизненно необходима уютная лаунж-зона, где можно немного расслабиться и отдохнуть. Помещения обставляют зеленью, на кухне ставят посудомоечную машину, чтобы сотрудникам не приходилось тратить время на мытье контейнеров и тарелок. В компании с преимущественно женским составом может даже приходить мастер маникюра, чтобы девушкам не нужно было спешить в салон после работы. 

 
  1. Коворкинги для корпораций
 
Продолжается тренд 2020 года на коворкинги для компаний, и речь не о маленьких стартапах, а о крупных корпорациях. Например, Яндекс в этом году стал крупнейшим арендатором коворкингов, заполучив в сумме почти 10 тыс. метров в Business Club в Москва-Сити. Ozon в апреле арендовал 6,4 тыс. метров в коворкинге "SOK сити", таким образом заняв площадку целиком. Ранее в пространствах для совместной работы расположились СберАвто, Тинькофф, Gett и даже дочерняя компания Почты России «Почтовые технологии». 
 
Этот тренд – взаимовыгодная история как для компаний, так и для операторов коворкингов. Один крупный арендатор вместо нескольких небольших — это меньше “операционки” и большая стабильность в прогнозировании прибыли. При этом договоры резидентов коворкингов мало чем отличаются от обычных договоров аренды, они также заключаются на 12 месяцев и больше. Например, для сервисного офиса Space One (проект 01 Properties, крупнейшего собственника премиальной офисной недвижимости в Москве) минимальный срок сотрудничества – два-три года. Для корпораций коворкинги выгодны, поскольку их расходы на традиционный офис обычно не ограничиваются платой за пользование помещением: дополнительной нагрузкой ложатся затраты на поддержание работоспособности инженерных систем, телефонию, офисную технику, бумагу и т.д. В коворкинг с сервисным обслуживанием, который выбирают корпоративные клиенты, все это уже включено, и для нанимателя есть лишь одна общая сумма за рабочее место. Кроме того, коворкинг – это возможность гибкого подхода. Например, можно расшириться, арендовав большее количество рабочих мест, если это необходимо. Или наоборот, сократить площади и запустить еще арендаторов. 
 
 


Материалы по теме

Источник: РИА Недвижимость
Экспертный анализ

JLL: На рынке гибких офисов Москвы и Санкт-Петербурга развиваются новые схемы взаимодействия собственника, оператора и арендатора

По данным JLL, 93% действующих гибких офисных пространств в Москве и 83% в Санкт-Петербурге работают по классической арендной схеме, когда внешний оператор арендует помещение у собственника. Другие варианты взаимодействия собственника, оператора и арендатора для российской практики рынка встречаются редко.
10.06
Источник: ТРИНФИКО
Точка зрения

Каковы перспективы редевелопмента в центре Москвы?

Редевелопмент промзон и реконструкция ветхих зданий в центре Москвы под элитное жилье стали уже закрепившимися трендами. Почему именно жилая недвижимость, кому интересны такие проекты и каковы дальнейшие перспективы этого направления, рассказал Станислав Жуков, директор рыночного развития инвестиционной группы ТРИНФИКО.

03.06
Источник: РБК
Исследования рынка

Knight Frank: Арендаторы планируют сократить траты на офисы

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подготовили отчет (Y)OUR SPACE, в котором провели исследование офисных пространств в постпандемийный период в мире. Согласно результатам опроса 400 международных компаний, 65% респондентов скорректировали свои планы в сторону экономии за счет реструктуризации офисных пространств, треть опрошенных намерена сократить расходы более чем на 10%. Почти половина арендаторов (48%) считает, что пандемия окажет влияние на их стратегию только в среднесрочной перспективе, 27% склоняются к долгосрочной.
31.05

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (7-13 июля)

Ребрендинг KravtGroup, новые назначения в Blank и Manufaqtury, крупная офисная сделка «Магнита», новые магазины в МЕГАХ, цифровые активы Aspace, эксклюзивы Invest 7 и Ricci, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
13.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

У края платформы: как принятие новых законов о платформенной экономике изменит рынки

Вчера Госдума единогласно приняла в первом чтении законопроекты № 959244-8 и № 959248-8 о платформенной экономике, разработанные в Правительстве России. Инициатива была внесена 3 июля, и это первая в истории страны законодательная попытка закрепления единых правил игры в e-commerce. Цель, по словам авторов — баланс между интересами владельцев маркетплейсов, сервисов заказа еды, такси, их партнёров и покупателей. Несмотря на то, что документы приняты только в первом чтении, участники рынка считают, что «это дело решённое», за электронную коммерцию «государство, наконец-то, возьмётся всерьёз», а в перспективе может даже сбыться мечта игроков «каменной розницы» о налоговом и ценовом «равноправии» онлайн и оффлайн. Оппоненты же называют проекты никакими, запоздалыми и «снова лоббирующими исключительно интересы маркетплейсов».
 
Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
10.07
Источник: CRE
Сделка

«Магнит» заключил офисную сделку года

Ритейлер «Магнит» арендовал 10,9 тыс. кв. м в офисном здании у Савеловского вокзала, что стало одной из крупнейших офисных сделок в Москве с начала 2025 года.
10.07
Источник: Invest 7
Игроки рынка

Invest 7 зовет на «Завод»

Компания на эксклюзиве займется реализацией площадей формата Light Industrial в строящемся индустриальном парке «Завод» в Люберцах. К середине 2026 года запланирован ввод первой очереди площадью около 9 000 кв. м, а общая площадь проекта составит свыше 50 000 кв. м.
11.07
Источник: CRE
Игроки рынка

Штаб-квартира «М.Видео» переезжает

Ритейлер «М.видео» арендовал 11 757 кв. м в бизнес-центре «Орбион» в Сколкове. Переезд в новый офис позволит объединить ключевые подразделения в едином пространстве.
10.07
Источник: CRE
Проект

В Люберцах появится индустриальный парк

В Люберцах на участке 3 га появится индустриальный парк формата light industrial площадью 50 000 кв. м. Проект реализует компания «Завод», связанная с экс-владельцем группы «Стальмост».

 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Особняк у Лубянки сменил владельца

Совкомбанк реализовал офисное здание площадью 6,7 тыс. кв. м в центре Москвы. Новый владелец — West Wind Group.
11.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre