5 главных трендов офисной недвижимости весны 2021

Управляющий партнер консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости R&B Consulting Анастасия Стеняева подводит итоги весны: Спрос на офисы возобновил рост в конце 2020 года и всю зиму и весну 2021 года продолжает расти. При этом рынок заметно изменился, корпоративные арендаторы стали по-другому относиться к занимаемым площадям, они осваивают новые форматы и предъявляют более высокие требования к качеству помещений. Расскажем пять главных трендов, которые мы наблюдаем сегодня. 

3837
Изображение взято из источника: R&B Consulting
  1. Всем стал нужен воздух
 
Компании-арендаторы стали гораздо серьезнее относиться к здоровью и самочувствию своих сотрудников. Многих теперь волнуют нормы освещенности, объем воздуха и его качество. Последний аспект стал особенно актуален в связи с эпидемиологической ситуацией. Компании при поиске новых площадей все чаще спрашивают, как организована вентиляция, какой объем воздуха циркулирует в помещении, каково в нем содержание CO2. Этот фактор был важен всегда, ведь при длительном нахождении в помещениях с высокой концентрацией углекислого газа люди испытывают проблемы с концентрацией внимания и становятся менее эффективными сотрудниками. В плохо проветриваемом помещении достаточно нескольких человек, чтобы сделать воздух невыносимо душным. Еще год-два назад эти параметры были не так важны, сегодня же мы сверяем нормативы по кубометрам воздуха на человека и содержанию CO2 при поиске помещений для компаний под определенное количество людей. 

 
  1. “Плавающие” рабочие места
 
В конце прошлого года на смену удаленному формату работы пришел смешанный, когда порядка 30% сотрудников работают из дома, а остальные посещают офис. Поэтому компании стали смотреть в сторону меньших площадей и изменили подход к организации рабочего пространства. Современный корпоративный офис – это помещение, где есть небольшая доля закрепленных рабочих мест, а остальные рабочие места – временные, так называемые хот-дески (англ. hot desks). Такое рабочее место в случае необходимости может занять сотрудник, который например пришел на один день из хоум-офиса в обычный. Сейчас этот формат активно используют банки – например, Райффайзенбанк и Альфа-банк перешли на смешанные форматы. Это очень логично: с одной стороны, крупным финтех-компаниям нет необходимости ежедневно собирать сотрудников в офисе, разработчики продуктов решают все вопросы в трекерах проектов. С другой стороны, банки много вкладывают в поддержание и развитие корпоративной культуры и дорожат ей. Периодические встречи в офисе позволяют ее поддерживать.

 
  1. Повышение спроса на офисы класса А
 
Один из трендов этой весны — уменьшение метража арендуемых офисов. Арендаторы решили потесниться и теперь снимают более компактные помещения. Показатель средней площади арендуемых офисов снизился на 20% по сравнению с 2019 годом. Освободившись от избыточного пространства, часть арендаторов предпочли за те же деньги снять более статусные помещения. Мы наблюдаем, что компании переезжают из просторных офисов класса B и В+ в офисы поменьше, но уже класса A. Правда, занять элитный объект коммерческой недвижимости удастся не всем желающим. Уже сейчас в этом сегменте намечается дефицит. Если компания, которой необходимо 5-10 тысяч метров, выходит на рынок, подходящие для нее варианты можно сосчитать по пальцам: Neva Towers, ВТБ Арена, Искра Парк. С учетом того, что некоторые  проекты были отложены в связи с кризисом, есть вероятность, что из-за этого тренда уже в 2022 году будет ощущаться нехватка офисов класса А.

 
  1. Забота о сотрудниках (и не только в IT)
 
Пинг-понг, кабинки для сна и гамаки перестали быть преимуществами, которыми хвастают IT-компании. Сейчас этот тренд становится по-настоящему мейнстримом — все больше арендаторов ищут офисы с особенностями, которые повысят привлекательность их как работодателя. И это не обязательно крупные компании, такие запросы стали характерны даже для совсем небольших организаций. 
 
Стоит отметить, что тренд на заботу о сотрудниках — это не только модное веяние, но и необходимость. По данным исследования сети клиник Доктор Рядом и HeadHunter, уже 48% опрошенных россиян чувствуют себя опустошенными, выполняя рабочие обязанности. Смешение работы и личной жизни, произошедшее на удаленке, многих по-настоящему вымотало, а “выгорание” стало одним из самых ходовых слов в обсуждении карьеры. Сейчас работодатели делают все, чтобы команда чувствовала себя комфортно, а люди меньше выгорали.
 
Так что теперь в каждом офисе непременно должны быть кафе или вендинговые автоматы, желательно наличие фитнеса хотя бы по соседству с офисом, и жизненно необходима уютная лаунж-зона, где можно немного расслабиться и отдохнуть. Помещения обставляют зеленью, на кухне ставят посудомоечную машину, чтобы сотрудникам не приходилось тратить время на мытье контейнеров и тарелок. В компании с преимущественно женским составом может даже приходить мастер маникюра, чтобы девушкам не нужно было спешить в салон после работы. 

 
  1. Коворкинги для корпораций
 
Продолжается тренд 2020 года на коворкинги для компаний, и речь не о маленьких стартапах, а о крупных корпорациях. Например, Яндекс в этом году стал крупнейшим арендатором коворкингов, заполучив в сумме почти 10 тыс. метров в Business Club в Москва-Сити. Ozon в апреле арендовал 6,4 тыс. метров в коворкинге "SOK сити", таким образом заняв площадку целиком. Ранее в пространствах для совместной работы расположились СберАвто, Тинькофф, Gett и даже дочерняя компания Почты России «Почтовые технологии». 
 
Этот тренд – взаимовыгодная история как для компаний, так и для операторов коворкингов. Один крупный арендатор вместо нескольких небольших — это меньше “операционки” и большая стабильность в прогнозировании прибыли. При этом договоры резидентов коворкингов мало чем отличаются от обычных договоров аренды, они также заключаются на 12 месяцев и больше. Например, для сервисного офиса Space One (проект 01 Properties, крупнейшего собственника премиальной офисной недвижимости в Москве) минимальный срок сотрудничества – два-три года. Для корпораций коворкинги выгодны, поскольку их расходы на традиционный офис обычно не ограничиваются платой за пользование помещением: дополнительной нагрузкой ложатся затраты на поддержание работоспособности инженерных систем, телефонию, офисную технику, бумагу и т.д. В коворкинг с сервисным обслуживанием, который выбирают корпоративные клиенты, все это уже включено, и для нанимателя есть лишь одна общая сумма за рабочее место. Кроме того, коворкинг – это возможность гибкого подхода. Например, можно расшириться, арендовав большее количество рабочих мест, если это необходимо. Или наоборот, сократить площади и запустить еще арендаторов. 
 
 


Материалы по теме

Источник: РИА Недвижимость
Экспертный анализ

JLL: На рынке гибких офисов Москвы и Санкт-Петербурга развиваются новые схемы взаимодействия собственника, оператора и арендатора

По данным JLL, 93% действующих гибких офисных пространств в Москве и 83% в Санкт-Петербурге работают по классической арендной схеме, когда внешний оператор арендует помещение у собственника. Другие варианты взаимодействия собственника, оператора и арендатора для российской практики рынка встречаются редко.
10.06
Источник: ТРИНФИКО
Точка зрения

Каковы перспективы редевелопмента в центре Москвы?

Редевелопмент промзон и реконструкция ветхих зданий в центре Москвы под элитное жилье стали уже закрепившимися трендами. Почему именно жилая недвижимость, кому интересны такие проекты и каковы дальнейшие перспективы этого направления, рассказал Станислав Жуков, директор рыночного развития инвестиционной группы ТРИНФИКО.

03.06
Источник: РБК
Исследования рынка

Knight Frank: Арендаторы планируют сократить траты на офисы

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подготовили отчет (Y)OUR SPACE, в котором провели исследование офисных пространств в постпандемийный период в мире. Согласно результатам опроса 400 международных компаний, 65% респондентов скорректировали свои планы в сторону экономии за счет реструктуризации офисных пространств, треть опрошенных намерена сократить расходы более чем на 10%. Почти половина арендаторов (48%) считает, что пандемия окажет влияние на их стратегию только в среднесрочной перспективе, 27% склоняются к долгосрочной.
31.05

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11
Источник: CRE
Игроки рынка

РАД реализовал имущества более чем на 1,25 трлн рублей

Аукционный дом подвел итоги за 15 лет своего существования.
18.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre