Офисный интерьер - пять постковидных трендов

Прошло больше года с тех пор, как COVID-19 вынудил многие компании закрыть свои офисы и перейти на гибкую работу. За это время поведение сотрудников изменилось до такой степени, что возвращение к «прежней норме» едва ли представляется возможным. Поменялись рабочие привычки, методология работы, требования к безопасности, поэтому компаниям придется адаптироваться к этим изменениям и вырабатывать новые корпоративные нормы ведения бизнеса. О том, каких перемен ждать на рынке коммерческих интерьеров рассказывает Артем Пантелеев, коммерческий директор «Гинт-М».

1916

Все мы неоднократно наблюдали изменения в конфигурации офисных пространств, продиктованное самыми разными мотивами – от социальных до психологических. Сегодняшняя необходимость перемен – уже не вопрос факультативного удобства или бытового комфорта, а вопрос безопасности, непосредственным образом влияющий на здоровье пользователей, поэтому адаптация офисов под новые требования неминуема. Впрочем, изменения эти не выглядят такими уж устрашающими, учитывая, что офисное пространство и рабочий процесс, как таковой, медленно, но верно превращаются в то, что сотрудники хотели иметь еще до пандемии – речь идет о частичной удаленке, офисах, в которых можно не только социализироваться, но и уединяться для решения сложных задач, и более широком использовании технологий, позволяющим для проведения деловой встречи не путешествовать через полмира.

Природа с доставкой в офис

Коллаборация рабочих зон и природных пространств становится важным критерием в условиях постковидной реальности. Самым красноречивым примером здесь, пожалуй, можно считать калифорнийскую штаб-квартиру Apple, спроектированную Норманом Фостером, которую окружает настоящий природный заповедник. Природа там становится не просто доступным «обрамлением» проекта, она – неотъемлемая часть зданий и проявляется во всей своей красоте внутри объектов. Другой пример - сингапурский аэропорт Чанги, в котором недавно в нем был открыт самый высокий в мире закрытый водопад. В штаб-квартире Amazon в Сиэтле есть зоны, где 40 000 растений создают настоящий городской оазис. А в офисе Google в Лондоне большой сад разбит прямо на верхних уровнях здания.

В принципе все эти тенденции активно себя проявляли и до старта пандемии. Но именно Covid-19 ускорил их развитие, и теперь во всем мире девелоперы добавляют в свои проекты зеленые террасы и зимние сады. Пространство крыш трансформируется в городские огороды, а в зданиях появляются большие зеленые зоны, где можно заниматься йогой или качаться в гамаках. Работодатели, соревнующиеся за лучших работников, создают рекреационную инфраструктуру на открытом воздухе или внутри офисных пространств, чтобы показать, что они действительно заботятся о благополучии своих сотрудников. В эпоху, когда весь мир борется с пандемией, важность подобного подхода сложно переоценить.

В офисе – как дома

Привнести в офис элементы домашнего стиля, чтобы сотрудники чувствовали себя на работе более расслабленно и неформально, дизайнеры стремились и до пандемии. Но именно после карантина мы оценили, насколько важно в процессе работы окружить себя не обезличенными стенами, а комфортным и привлекательным интерьерным контекстом. Очевидно, что компании, которые еще этого не сделали, будут вынуждены взять курс на создание приятных и удобных пространств «с человеческим лицом» – с включением игровых комнат, библиотек и зон для уединения.

Создать подобие комфортного жилого проекта можно при помощи грамотно подобранной цветовой гаммы интерьера и мебели, верного соотношения открытых и приватных пространств, использования разноформатного текстиля в интерьере – от фетровых акустических перегородок до интерьерных подушек. Более радикальное средство для приручения масштабных офисов – объединение арендованных офисных этажей внутренними лестничными пролетами, помимо общих лестничных пролетов здания (конечно, при условии, что офис занимает несколько этажей).

Основное преимущество здесь – создание ощущения общности, возможность почувствовать себя на «своей» территории, отделенной от гудящего здания. Важное дополнительное преимущество: в таких офисах больше естественного света и иллюзия более высоких потолков, особенно если лестница сделана в открытом формате – без тяжеловесного ограждения и массивных перил.

Инфраструктура для life & work balance

При всех недостатках пандемии, важное и ценное, что мы вынесли после карантина – важность баланса между работой и личной жизнью, стремление не поступаться собственными ценностями – семьей, хобби, спортом, увлечениями – в угоду рабочим задачам. Парковки для велосипедов, душевые, фитнес-клубы, гастрономические пространства – если до карантина все это было некоей идеальной картинкой развития офисного проекта, теперь это станет будничной реальностью, тем самым ответом на запрос сотрудников о life & work balance.

Арендодатели также уделяют повышенное внимание тому, как использовать свободные площади БЦ для размещения дополнительных удобств для арендаторов - чтобы улучшить их физическое и психическое здоровье и способствовать формированию менталитета «живи и работай». Йога-центры, клиники, СПА-пространства - все это становятся важным аргументом девелопера БЦ в конкурентной борьбе за арендатора. Кстати, восходящим трендом здесь может стать появление фуд-холлов в бизнес-центрах – мы помним, как сильно рестораны пострадали во время COVID-19, поэтому аренда общего помещения может быть для них более приемлемой и доступной - причем как для начинающих ресторанов, так и для мастодонтов рынка, которые стремятся расширить свой бизнес или попробовать себя в более демократичном формате.

Стремление работать гибко

Пандемия показала, что в удаленная работа – не помеха эффективности. А иногда – и ее важное условие. Соответственно, даже самым консервативным компаниям придется пересматривать форматы работы в сторону большей гибкости. Согласно недавнему исследованию Colliers, сегодня мало кто выступает за тотальное возвращение в офисы, равно как и мечтает о продолжении работы из дома - большинство хотят получит некий корпоративный гибрид. Согласно исследованию, 70% сотрудников после пандемии рассчитывают работать из дома хотя бы один день в неделю. Но это тот самый день, который способен увеличить общую производительность сотрудников, а также повысить их уровень лояльности к работодателю.

Учитывая гибридный формат работы, можно говорить о том, что в офисах станет меньше открытых рабочих станций, но больше - комнат для оффлайн-встреч и фокусирования, помещений для видеоконференцсвязи. Гибкие мебельные решения, регулируемые планы этажей и маршруты движения, многоцелевые пространства, которые можно изменить в любой момент, и другие flexible-пространства будут критически важными компонентами успешного офисного дизайна. Можно предсказать и дальнейшую оптимизацию офисного метража – либо за счет субаренды, либо за счет смены офиса на более компактный вариант. И само собой, будут продолжать свое развитие технологии, позволяющие сотрудникам компаний работать совместно независимо от их местоположения.

Технологии эффективнее дистанцирования

В зависимости от дальнейшего развития «вирусного» сценария, развитие будущих технологий может касаться и вопросов безопасности. Из-за способности вируса COVID-19 серьезно влиять на дыхание, можно ожидать, что в будущем будут предъявляться более серьезные требования в отношении качества воздуха в помещениях. Физические барьеры - перегородки и стеклянные экраны едва ли можно считать достаточно эффективными для предотвращения распространения микробов, в то время как оборудование, увеличивающее приток наружного воздуха в помещение, а также ионизация воздуха и УФ-обеззараживание способны действительно сделать офисное пространство более безопасным. Автоматические двери, санузлы с автоматической кнопкой смыва, бесконтактные считыватели информации (например, вызов лифта) будут также важной подмогой в борьбе с вирусной активностью. Можно ожидать появления IT-решений для безопасной работы в офисе. Например, смартфон-приложений с трехмерной картой офиса, которая показывает наиболее людные места и передает данные о том, какие помещения свободны. В целом же, можно ожидать, что у работодателей появятся дополнительные задачи, связанные с соблюдением безопасности рабочего места - мониторинг чистоты воздуха, дезинфекция всех поверхностей, модернизация пространств для обеспечения социальной дистанции и т.д.



иГРОКИ РЫНКА

Гинт-М

Пантелеев Артем

Строительство

Гинт-М

Материалы по теме

Точка зрения

Инвестиции в коворкинги

Коворкинги сегодня - самый быстрорастущий и перспективный сегмент рынка коммерческой недвижимости, и Москва, не стала исключением в этом общемировом тренде. Именно поэтому вложения в гибкие офисные пространства стремительно растут, а заинтересованность ими со стороны потенциальных инвесторов сегодня необычайно высока и обоснована. Если вы тоже хотите вложить накопления в коворкинг - эта статья для вас! Об экономике сегмента рассказывает Сергей Назаров, генеральный директор компании Times Estate.
29.06
Исследования рынка

Cushman & Wakefield: Сервисные офисы. Оценка арендаторов

Компания провела опрос 207 компаний на предмет работы с операторами гибких офисов и коворкингов. Лидерами рейтинга стали Space 1, Regus, Wework и SOK 
24.06
Точка зрения

JLL: Гибкое будущее для офисного рынка. Тренды 2021

Рынок коммерческой недвижимости постепенно адаптируется к новым условиям, продиктованным пандемией COVID-19 и ограничительными мерами. Об основных трендах офисного рынка Москвы рассказывает член Совета директоров, глава департамента офисной недвижимости компании JLL Алексей Ефимов.
21.06

журнал CRE 18 (396)

Октябрь 2
Вышел из печати второй октябрьский CRE №18 (396). Журнал выпущен при поддержке: Алютех https://alutech-group.com/   Raven Russia www.rrpa.ru   Группа компаний «Пионер» pioneer.ru   Knight Frank www.kf.expert   Apleona Group https://ru-hsg.apleona.com/   ФМ Сервис https://fmservice.ru/   Lynks Property Management www.lynkspm.com В НОМЕРЕ: Репортаж CRE FEDERAL AWARDS 2021: БЕЗ ПРОИГРАВШИХ! Регионы выходят из тени столицы! Именно эти слова рефреном звучали на прот...

Популярное

Открытие

В ТЦ «Сокольники» откроется «Телеграф»

Универмаг «Телеграф» на втором этаже торгового центра и занял 1 000 кв. м. 
15.10
Назначения

В SOK новый директор по маркетингу

Новым директором по маркетингу SOK стала Екатерина Белова. 
18.10
Назначения

Ольга Антонова теперь в Cushman & Wakefield

Ольга возглавила департамент торговой недвижимости консалтинговой компании.

18.10
Проект

Radius Group расширяет «Южные Врата»

Radius Group приступил к строительству нового склада в индустриальном парке «Южные Врата». Площадь объекта составит более 30 000 кв. м.
19.10
Сделка

Кинотеатры ADG Group станут спортивнее

Фитнес-клубы DDX появятся в 5 районных центрах «Место встречи»: «Место встречи София», «Место встречи Ангара», «Место встречи Будапешт», «Место встречи Байконур» и «Место встречи Экран».
19.10
Проект

Sminex построит БЦ на Савеловской

Общая площадь девятиэтажного здания составит 12 тыс. кв. м.

18.10
Назначения

В HEINEKEN Россия новый директор по продажам

С 15 октября директором по продажам HEINEKEN Россия назначен Георгиос Полименакос.
15.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre