S.A.Ricci: какую долю рынка занимают иностранные компании

Эксперты компании проанализировали влияние возможного ухода иностранных компаний-арендаторов на офисный рынок Москвы и Петербурга. Серьезного роста вакансии в компании не ожидают.

4623
Изображение взято из источника: liralarenda.ru

На протяжении 2021 года офисный рынок развивался по положительному сценарию: все ключевые показатели демонстрировали рост. По итогам года вакансия достигла минимальных показателей за последние 5 лет и зафиксировалась на уровне 7,7%, а спрос на качественные офисы значительно превысил предложение. Эксперты единогласно прогнозировали, что положительная динамика сохранится и в 2022-м. Однако события конца февраля могут изменить этот прогноз. Наиболее актуальный вопрос сегодня: уйдут ли иностранные компании из Москвы? И какой общий объем площадей они занимают сегодня в Москве?

«Проанализировав сделки по аренде качественных офисных площадей в Москве за последние 17 лет с 2005 года, мы пришли к выводу что ежегодно, до 2015 года, уровень поглощения рынка иностранными компаниями составлял порядка 30-37% от общего спроса. В последние 6-7 лет доля зарубежных бизнесов сократилась до 15-20% и объем новых арендуемых площадей до 80-100 тыс. кв.м в год, без учета пролонгаций арендных договоров, заключенных ранее», - считает Дмитрий Жидков, партнер и директор департамента офисной недвижимости S.A.Ricci

Таким образом, можно сделать укрупненный вывод, что за 17 лет иностранные участники офисного рынка арендовали порядка 2,8 - 3 млн кв. метров, как правило, размещаясь на длинных договорах аренды и преимущественно в офисах класса А и B+. Это составляет порядка 16% от общего объема офисов в Москве.

«При этом, значительная часть данных иностранных компаний являются русскими подразделениями или партнерствами, имеющими определенную операционную независимость в принятии управленческих решений, поэтому сложно ожидать, что все данные компании уйдут, но оптимизация площадей более чем вероятна в течение следующих 6-12 месяцев», – комментирует Яна Кузина, партнер и директор департамента аналитики и оценки S.A. Ricci.  

Стоит учитывать, что за последние семь лет доля свободных площадей на офисном рынке снижалась и даже ковидный год лишь немного повысил вакансию. В кризисные 2014-2015 года доля вакантных площадей была на уровне 25% для класса А и 17% для класса В, примерно такие же показатели были и в 2008-2009 гг. Сегодня данный показатель более чем в 2 раза ниже, и рынок испытывает дефицит свободных качественных площадей. Таким образом, предпосылок к сильному росту вакансии объективно нет. Вместе с этим, с учетом дефицита предложения и стабильного спроса на офисы у арендодателей есть возможность сохранить ставки аренды на прежнем уровне или при положительном сценарии даже повысить их.

В условиях новой рыночной конъюнктуры – роста ключевой ставки, которая повлияет на проектное финансирование, – в ближайшее время на рынок будут выходить единичные офисные проекты. Особенно в пределах ТТК, где в конце 2021 года дополнительно изменились условия выхода новых объектов. Таким образом, проекты, которые сегодня находятся в стадии активной реализации, поглотят весь накопленный спрос на рынке.



Материалы по теме

Источник: Q1 Group
Точка зрения

Как рост стоимости строительных материалов отразится на проектах офисной недвижимости

Генеральный директор компании Q1 Group Екатерина Ньюман – о том, как изменится соотношение импортных и российских стройматериалов в проектах строительства офисов и на что стоит рассчитывать в краткосрочной перспективе тем, кто уже находится в процессе строительства нового рабочего пространства.

11.03
Источник: fbss.ru
Экспертный анализ

Times Estate: Классификация офисов. Новые положения

Современные технологии развиваются стремительными темпами и устанавливают новые стандарты для всех сфер нашей с вами жизни. Повсеместная автоматизация и постпандемийные меры безопасности диктуют обновленные требования к организации общественных пространств, созданию новых продуктов и строительству в принципе.

Очевидно, что с 2013 года, когда разрабатывался предыдущий вариант классификации офисной недвижимости, многие параметры претерпели значительные изменения, а что-то и вовсе утратило свою актуальность. В связи с этим в октябре 2021 года была принята новая версия классификации, которая включает в себя ряд обновлений, отражающих современные тенденции и реалии офисного рынка.

Давайте разберем, в чём же заключаются отличия между двумя стандартами и как они соотносятся с реальной ситуацией на рынке офисной недвижимости.
24.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre