Это будут золотые времена для коворкингов
Пандемия и политические катаклизмы показали бизнесу огромные преимущества коворкингов. Если раньше для предпринимателей был важен момент обживания офиса – насколько быстро в него можно заехать, не тратя время на ремонт и расстановку мебели, то теперь большинство компаний обращает внимание на то, насколько быстро и без потерь можно покинуть «насиженное» место.
Очевидно, что бизнес все чаще будет обращать внимание на гибкие пространства. Если в классических офисах собственникам приходилось подписывать долгосрочные договоры от трех лет, то операторы смарт-офисов в среднем соглашались заключать договоры на срок от 11 месяцев.
Более того уже сейчас рынок пробует индивидуальные корпоративные предложения, где компания платит только за тех своих сотрудников, кто непосредственно ходит в офис. При этом она застрахована как на случай расширения штата – всем места хватит, – так и на случай оптимизации.
Отток резидентов смарт-офисов – это временное явление. Природа не терпит пустоты. Спрос на IT-специалистов на рынке по-прежнему объективно очень высокий, тем более что российские госкомпании как и раньше будут активно развиваться. На место западных специалистов придут российские.
Мы ожидаем наступления золотого времени для коворкингов. Одним из их главных преимуществ для резидентов станет возможность управления сроком аренды. При этом арендные ставки будут падать. Все это позволяет предположить, что в ближайшее время доля коворкингов на рынке вырастет с 1,5-2% до 10%.
Важным преимуществом смарт-офисов также можно назвать и сообще предпринимателей и специалистов, которые формируются на базе площадок. Коммуникация лежит в основе концепции коворкингов, что делает их хабом для обмена опытом, коллабораций, а также получения новых знаний и опыта.
Есть нюансы
Кризис проверяет бизнес-модели на прочность. Можно предположить, что в случае с коворкингами наболее устойчивыми окажутся те, что ориентированы на предоставление максимально комфортного рабочего пространства на максимально комфортных условиях. Существование смежных дисциплин в период перемен может оказаться под вопросом.
Например, сеть Names, хотя и относится к числу коворкингов, по сути – бизнес-хаб. Основная монетизация там идет с обучающих программ – около двух третей выручки. И только треть – собственно с коворкингов. При этом их резиденты – не крупные компании с небольшими оборотами и часто заемными деньгами. Сейчас у многих из них нет денег ни на обучение, ни на поддержание текущего бизнеса. Это риск. Поэтому они взяли паузу, чтобы подождать какое-то время и посмотреть, что будет.
Интересно посмотреть, что будет с международными игроками. С учетом общей тенденции исхода западных компаний, можно предположить, что, либо они поступят аналогичным образом и уйдут из России, либо передадут кому-то управление. Второй сценарий видится более вероятным. Мы, например, были бы готовы, но предложение пока не поступало.
Инвестиции в коворкинги
Пустеющие офисные площади и падающие арендные ставки оставляют широкие возможности для инвестиций в формат гибких офисов. Собственники недвижимости, которые соинвестируют вместе с коворкингами деньги в ремонт площадок, могут заработать больше, чем просто на аренде.
Это однозначно выигрышная модель, если у собственников недвижимости нет собственного капитала. Заемный в кризис – большой риск. Однако даже при наличии свободных денег совместные проекты с коворкингами – это хорошая рабочая модель.
Вкладываться в строительство новых офисов сейчас нет смысла, потому что освобождающиеся мощности будут осваиваться еще три-четыре года. Такой прогноз можно сделать по аналогии с 2014 г., рост пошел только в 2018 г. То есть сейчас – лучшее время, чтобы заходить на рынок коворкингов. Если в 2014 г. механизм гибких офисов только отрабатывался, то сейчас – это уже проверенная модель.
Пандемия и политические катаклизмы показали бизнесу огромные преимущества коворкингов. Если раньше для предпринимателей был важен момент обживания офиса – насколько быстро в него можно заехать, не тратя время на ремонт и расстановку мебели, то теперь большинство компаний обращает внимание на то, насколько быстро и без потерь можно покинуть «насиженное» место.
Очевидно, что бизнес все чаще будет обращать внимание на гибкие пространства. Если в классических офисах собственникам приходилось подписывать долгосрочные договоры от трех лет, то операторы смарт-офисов в среднем соглашались заключать договоры на срок от 11 месяцев.
Более того уже сейчас рынок пробует индивидуальные корпоративные предложения, где компания платит только за тех своих сотрудников, кто непосредственно ходит в офис. При этом она застрахована как на случай расширения штата – всем места хватит, – так и на случай оптимизации.
Отток резидентов смарт-офисов – это временное явление. Природа не терпит пустоты. Спрос на IT-специалистов на рынке по-прежнему объективно очень высокий, тем более что российские госкомпании как и раньше будут активно развиваться. На место западных специалистов придут российские.
Мы ожидаем наступления золотого времени для коворкингов. Одним из их главных преимуществ для резидентов станет возможность управления сроком аренды. При этом арендные ставки будут падать. Все это позволяет предположить, что в ближайшее время доля коворкингов на рынке вырастет с 1,5-2% до 10%.
Важным преимуществом смарт-офисов также можно назвать и сообще предпринимателей и специалистов, которые формируются на базе площадок. Коммуникация лежит в основе концепции коворкингов, что делает их хабом для обмена опытом, коллабораций, а также получения новых знаний и опыта.
Есть нюансы
Кризис проверяет бизнес-модели на прочность. Можно предположить, что в случае с коворкингами наболее устойчивыми окажутся те, что ориентированы на предоставление максимально комфортного рабочего пространства на максимально комфортных условиях. Существование смежных дисциплин в период перемен может оказаться под вопросом.
Например, сеть Names, хотя и относится к числу коворкингов, по сути – бизнес-хаб. Основная монетизация там идет с обучающих программ – около двух третей выручки. И только треть – собственно с коворкингов. При этом их резиденты – не крупные компании с небольшими оборотами и часто заемными деньгами. Сейчас у многих из них нет денег ни на обучение, ни на поддержание текущего бизнеса. Это риск. Поэтому они взяли паузу, чтобы подождать какое-то время и посмотреть, что будет.
Интересно посмотреть, что будет с международными игроками. С учетом общей тенденции исхода западных компаний, можно предположить, что, либо они поступят аналогичным образом и уйдут из России, либо передадут кому-то управление. Второй сценарий видится более вероятным. Мы, например, были бы готовы, но предложение пока не поступало.
Инвестиции в коворкинги
Пустеющие офисные площади и падающие арендные ставки оставляют широкие возможности для инвестиций в формат гибких офисов. Собственники недвижимости, которые соинвестируют вместе с коворкингами деньги в ремонт площадок, могут заработать больше, чем просто на аренде.
Это однозначно выигрышная модель, если у собственников недвижимости нет собственного капитала. Заемный в кризис – большой риск. Однако даже при наличии свободных денег совместные проекты с коворкингами – это хорошая рабочая модель.
Вкладываться в строительство новых офисов сейчас нет смысла, потому что освобождающиеся мощности будут осваиваться еще три-четыре года. Такой прогноз можно сделать по аналогии с 2014 г., рост пошел только в 2018 г. То есть сейчас – лучшее время, чтобы заходить на рынок коворкингов. Если в 2014 г. механизм гибких офисов только отрабатывался, то сейчас – это уже проверенная модель.