Российские аутлеты: самочувствие, ожидания, перспективы

Александр Перемятов, Президент Magic Group (консультант по ТЦ, создатель универмагов российских дизайнеров SLAVA и Йармарка)
3832
Изображение взято из источника: Magic Group
Аутлет как понятие и формат торговли вошел в жизнь россиян относительно недавно, однако прочно занял свою нишу. Продажа стоковых коллекций осуществляется и онлайн, а некоторые бренды, например, Guess, отшивают специальные коллекции для аутлетов, и в обычные магазины они не поступают. Эти позиции дешевле, они создаются для тех потребителей, которые хотели бы одежду конкретной марки, но она недоступна им по бюджету. В той же Америке направление уже давно завоевало свою аудиторию – сегодня в США открыто почти 500 аутлетов, а в 1988 г. их насчитывалась сотня.  

У нас наибольшим успехом тоже пользуются оффлайн пространства, во многом благодаря тому, как представлены эти центры притяжения, но их количество штучное. По крайней мере, если мы говорим о классических продуманных концепциях, а не о региональных рынках, получивших от идеи только некрасивую табличку. В Москве существует четыре основных аутлета: это «Outlet Village Белая Дача», Vnukovo Outlet Village, «Дисконт-центр Орджоникидзе 11», «Аутлет Центр Faushion House Moscow. Черная Грязь». В Санкт-Петербурге - «Outlet Village Пулково» и FASHION HOUSE. Каждый из объектов особенный. В большей степени напоминает классический торговый центр тот, что находится на улице Орджоникидзе в Москве, остальные расположены за МКАДом или на приличном расстоянии от центра города. Например, Vnukovo Outlet Village (один из первых аутлетов) в полной мере отражает свое название и напоминает аккуратную уютную деревню в европейском стиле. Здесь покупатели ходят из бутика в бутик, прогуливаясь по импровизированным улицам тихого городка, дышат воздухом между покупками, лакомятся кукурузой и мороженным, а в летнее время могут посетить организованный на территории зоопарк и покормить животных купленной здесь же соломкой из моркови. Процесс выгодных покупок не уходит на второй план, но за счет этих приятных бонусов превращается в приключение, ради которого семья вполне может потратить выходной день и отправиться за город. Важно и то, что аудитория аутлетов всегда целевая – люди проделали длинный путь не для того, чтобы поглазеть на витрины, и всегда уезжают с покупками.

Живучий формат

Март 2022 г. показал, что, как и в других ТЦ, в аутлетах отмечался всплеск спроса и рост выручки – это произошло на фоне паники, ожиданий покупателей, что все закроется, и перспективы отсутствия товаров в ближайшей перспективе. Эксперты ожидают падения этих показателей уже по итогам апреля, причем не по отношению к марту, а по отношению к аналогичному допандемийному периоду. Важно, что снижение прогнозируется по количественному показателю, а вот по выручке за счет роста среднего чека мы можем даже увидеть небольшой рост.

Некоторые магазины в аутлетах стоят закрытыми (например, все спортивные бренды – Nike, Adidas, Reebok), но ряд уже успели закрыться и открыться снова – при этом на часть позиций произошла переоценка в сторону повышения на 20%. Как и в классических ТЦ, процент закрытий составляет 10-15% от всех представленных магазинов. Эти показатели относятся к квадратным метрам – то есть к занимаемым брендами площадям. При этом ситуация в тех аутлетах, что прежде занимали более слабую позицию, лучше – там изначально было представлено меньше международных крупных брендов, поэтому и сокращение магазинов в количественном эквиваленте не такое критичное – 3-5%.

Серьезные отношения

Особенность аутлетов в том, что практически все договоры с арендаторами валютные – в евро или долларах по курсу ЦБ. Как таковой единой практики в отношении арендных договоров выработано не было. Но в краткосрочной перспективе идет процесс индивидуальных договоренностей. В долгосрочной перспективе, с учетом изменений в законодательстве, мы прогнозируем, что последует полный отказ от валютных контрактов.

В процессе переговоров собственников аутлетов с арендаторами отмечается странная тенденция: часть магазинов пытается уйти от процента от оборота (той концепции, которая ранее была для них приоритетна) и настаивает на фиксации определенных ставок. Фактически это означает, что торговый объект будет отрезан от контроля за товарным потоком. Это пока не общий тренд, а, скажем, некие сигналы – к чему приведет такая практика, пока непонятно.

Многие магазины в аутлетах не закрываются, это объясняется тем, что непосредственной торговлей занимаются не прямые представители брендов (это франшизы). Они самостоятельно (и многие - успешно) решают логистические проблемы. Кроме того, некоторые бренды работают в России только в форматах аутлетов и продолжают свою деятельность независимо от политической повестки дня (например, Jeanswest - австралийский бренд, Piserro – известный мужской бренд из Турции).

Другие времена, другие бренды

Замещение новыми брендами концепций, представленными в аутлетах, затруднительно. Сама концепция этого формата для «новичков» - проигрышная. Ведь прежде чем марка дойдет до стокового магазина и будет там востребована, она должна пройти долгий путь привыкания к ней потребителя. Только после того, как бренд станет популярным, можно говорить об открытии дополнительного формата в аутлете, где продукцию можно будет приобрести с дисконтом. Китайские, корейские, турецкие бренды, неизвестные в России, – не самая перспективная товарная группа для аутлетов. Хотя бы потому, что многие новые бренды уже будут выходить на наш рынок в формате дисконт концепций. А вот российские марки, конечно, найдут свою нишу и в аутлетах. Один из аргументов за их развитие в таком формате – это позиция арендодателей, ранее непреклонная по отношению к нашим производителям, которая сегодня резко изменилась. С оттоком международных брендов собственники вакантных площадей готовы заключать контракты практически на любых условиях. Что касается самих дизайнеров, то еще недавно успехом можно было считать выход на такие платформы, как wildeberris. При этом успех этот касался исключительно продаж, а вот будущему бренда такие площадки скорее служат плохую службу. Реализация остатков на таких платформах – это серьезная репутационная угроза для развивающихся молодых модельеров. Поэтому выбор аутлета российскими дизайнерами наиболее логичен, и российскому потребителю это на руку: так, нам будет что противопоставить тренду возвращения к неорганизованным рынкам с сомнительными китайскими товарами.
 


Материалы по теме

Исследования рынка

Рынок аутлетов в России увеличится на 76% к концу 2020 года

В ближайший год в России будет открыто четыре новых аутлет-центра и новая очередь уже существующего комплекса, рассказали в JLL. К концу 2020 года объем качественного предложения аутлет-центров в России увеличится на 76% и составит 206 тыс. кв. м.
01.11
Экспертный анализ

От аутлета до light industrial

Больше трех га земли на территории бывшего завода имени Лихачева (АМО ЗИЛ) под застройку коммерческой недвижимостью представили крупным инвесторам в рамках роуд-шоу «Инвестиционное трио».
16.08
Экспертный анализ

Разумная экономия без ущерба имиджу: что ждет столичный рынок аутлетов?

Согласно данным компании JLL, сразу три аутлет-центра активно строятся в Москве, и два из них суммарной арендуемой площадью 61 тыс. кв. м выйдут на рынок уже в этом году. В результате предложение на московском рынке аутлетов за 2019 год вырастет на 72% и достигнет 145 тыс. кв. м. Развитие сегмента обусловлено изменением поведения потребителей в сторону более взвешенного и осознанного.
15.07

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02
Источник: Coldy
Проект

Coldy может построить 320 тыс. кв. м на Дмитровской

Компания выкупает у Сбербанка 5,6 га под деловым кварталом Mirland Plaza. Если эта территория войдет в программу КРТ, девелопер сможет реализовать там крупный комплекс с жильем и офисами.
17.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre