Гибкие офисы. Пусть лучше мир прогнется под нас

Мировой рынок гибких офисов и коворкингов стремительно набирает обороты и к 2025 году может превысить $ 13,03 млрд. И если ровно 10 лет назад по всему миру было всего 1130 офисов, которые сейчас называются сервисными или гибкими, то к 2018 году уже наблюдался рост в 10 раз: их стало почти 14 000. Если говорить об их общей площади – ее объем вырос с 43 тыс.м2 до 1 180 тыс.м2. О мировых тенденциях рынка гибких офисов и коворкингов рассуждает основатель, генеральный директор Apollax Space Иван Гуськов.

 
3245
Изображение взято из источника: Apollax Space
Сейчас доля сервисных офисов в купе с коворкингами занимает ориентировочно десятую часть рынка всей офисной недвижимости, а привлекательность сегмента аналитики, консультанты и инвесторы оценивается очень высоко. Кстати, по прогнозам Global Coworking Unconference Conference, уже к концу этого года гибкие офисные площади будут «населять» более 5 миллиона человек. 

Интересно, что наибольший интерес к гибким офисам на данный момент демонстрируют Азиатские и Тихоокеанские страны, сейчас в этом регионе сосредоточено больше трети от общей площади в мире.

Второе и третье место делят Европа и США – по 26 и 27% соответственно. Больше всего «гибкого сервиса» приходится на Сан-Франциско, Лос-Анжелес и Нью-Йорк, причем ежегодный прирост площадей составляет около 13%, среди европейских городов в лидерах «гибкости» – Берлин, Лондоне Амстердам и Париже.

Цифры, указанные выше, демонстрируют изменения уклада жизни и рабочего времени, которые сильно поменяли некоторые привычные для многих вещи во всем мире. Это, в первую очередь, коснулось необходимости ежедневно присутствовать в офисе – сейчас руководство многих компаний приняло решение оставить большое число работников на «удаленном» или комбинированном режиме работы. Таким образом, изменились и требования к офисам и рабочим местам. Хотя система «гибких офисов» появилась почти 20 лет назад, ранее она воспринималась лишь как место работы фрилансеров и специалистов IT.

В 2022 году, после снятия большинства ограничений, все большее количество компаний смотрит на «гибкие офисы» как на полноценную альтернативу привычному рабочему пространству. Хотелось бы отметить, что глобальные геополитические изменения стали своеобразным катализатором, но мир и сам шел к этим изменениям.

Системы «гибких офисов» семимильными шагами развивается практически во всех крупных городах мира и дает фору «классическим» офисам (хотя, понятие классический, скорее всего, тоже скоро изменится и будет применятся не к офисам класса А, В и С, а к сервисной системе). Но вот доля площадей, отданных под «гибкие офисы» в Москве, по официальной статистике составляет лишь 2%. Москва, как и другие города-миллионники, испытывает недостаток небольших, но качественных офисных площадей, и, хотя сложно в обозримом будущем ожидать увеличения доли гибких офисов до значений других мировых столиц, рост интереса к подобным помещениям велик и продолжает расти.

Общемировые тенденции развития гибких офисов применимы и в России. Среди них можно отметить следующие:

Сокращение срока договора аренды

Если раньше нормой являлся срок от 3 до 5 лет, теперь арендаторы хотят заключать договора на гибких условиях, в среднем от 6 до 24 месяцев.

3 дня дома, 2 - в офисе. Такую комбинированную неделю ввел для сотрудников компании Visa ее глава, Альфред Келли. Обоснование его решения звучало так: «Работу можно сделать откуда угодно, а вот построить карьеру – вряд ли. Вы можете 3 дня в неделю работать из дома, но 2 дня я прошу Вас присутствовать лично для обсуждений и совещаний со своей командой».  

Для такого подхода к работе «гибкий офис» подходит как нельзя лучше. Система предусматривает возможность аренды небольшого количества постоянных мест, которые могут использоваться по графику, а также возможности забронировать, при необходимости, переговорные или конференц-залы.

Вслед за европейскими и американскими компаниями, и японские бренды, такие как Fujitsu, объявили о свободе выбора рабочего места для своих сотрудников, что ранее было почти невозможным для жесткой и строго регламентированной японской структуры и стиля ведения бизнеса. До конца 2022 года компания планирует сократить свои офисные помещения в Токио на 50%, прибегнув к краткосрочным договорам аренды гибких офисов.

Особое внимание к оформлению и деталям

Компании больше обращают внимание на удобство и функциональность офисной обстановки для сотрудников, становится важным наличие зеленых зон, элементов декора, различных сидячих мест. Общемировые операторы, такие как Regus и Wework, для каждой страны разрабатывают отдельную концепцию, соответствующую привычному стилю и традициям – для британцев в гибком офисе будет важно наличие спокойного места для принятия пищи, для американцев – обилие натурального света и кофемашина.

Компаниям важно максимально рационально и быстро организовать рабочий процесс, но при этом люди обращают внимание и на внешний вид, и на такие мелочи, как приятный запах в помещении. Раньше за стандарт офиса считался стул на колесиках и стол под ноутбук, теперь же этого совсем недостаточно. Идеальный вариант – когда офис позволяет легко конструировать из имеющейся мебели необходимую рассадку для комфортной работы, обсуждения проектов или общения сотрудников.

Гибкие адреса и офисы - сателлиты

В современном мире компании оказались достаточно сильно распределены в географическом плане – проектные сотрудники могут находиться в других городах, относительно основного офиса. В таком случае, компаниям удобно пользоваться услугами гибких офисов, предлагаемых оператором в разных городах в рамках одного договора. Даже самые крупные компании в дополнение к своим основным офисам, используют услуги гибких офисов в разных городах, и даже в пределах одного города, для эффективной работы команды.


Поработать на террасе, в гостиной или на кухне. Что выберете Вы?

AirBnb, компания с более чем 30 тысячами сотрудников, в дополнение к своему основному офису в Сан-Франциско, активно пользуется услугами мировых операторов для своих команд во всех странах присутствия компании. Причем компания чаще выбирает вариант не просто использования общего пространства, а небольшой подстройки его под себя – в каждом офисе Airbnb должен быть уголок, копирующий реальную квартиру, которую можно забронировать на сайте. Помимо ощущения домашнего уюта и возможности поработать за кухонным столом с кружкой горячего чая, это напоминает сотрудникам с чем конкретно они работают.

В конце апреля компания еще больше расширила свободу передвижения своим сотрудникам, теперь они могут путешествовать и работать из любого города своей страны без ограничений, главное, чтобы часовые пояса позволяли качественно участвовать в жизни команды, сотрудники могут менять и страну пребывания, но не чаще, чем раз в 3 месяца.
Таким образом, примерно раз в 90 дней, количество сотрудников в том или ином регионе присутствия компании может существенно меняться. Гибкий подход к офисному планированию для компаний становится все более логичным и эффективным.

Сюда же стоит отнести тенденцию западных стран к созданию рабочих пространств не только в центральных районах, но и ближе к жилым районам мегаполисов.

Работодатели стали уделять больше внимания удобству работников, ценить их время. Они понимают, что высококлассные специалисты дорожат каждой минутой своего времени и выбирают работодателей в том числе, по территориальному признаку. Работодатель, способный предложить ему различные варианты организации рабочего процесса, будет в приоритете. Сначала к этому пришли IT-компании, в их сфере у специалистов всегда было больше свободы, но теперь к этой тенденции присоединяются и компании совершенно разных отраслей – логистика, ретейл, юридические фирмы, проектные отделы крупных российских компаний.

Ситуация «Win-win»

«Гибкие офисы» как тип офисной площади еще набирают популярность, но с каждым прошедшим годом, становится очевиднее, что за ними – будущее. Они выгодны как собственнику помещения, так и арендатору. Для собственника коммерческих помещений получить «гибкий офис» в качестве арендатора также выгодно. Для него сразу же отпадает необходимость искать арендаторов на помещения, он освобождается от регулярных косметических ремонтов, для него не будет «простоев».

Для арендатора это, в первую очередь, удобство. Люди привыкли к качественным продуктам, которые работают так, как должны, без сбоев и сложностей. Например, покупая iPhone, человек уверен, что это готовый к работе, функциональный прибор. Так и «гибкий офис» - в современном мире это такой же «готовый продукт», удобный, красивый, в котором остается только прийти и работать. Многие приравнивают «гибкие офисы» к коворкингам, но у «гибкого офиса» есть неоспоримое преимущество – он приватен! То есть у каждой компании есть фактически отдельный офис, с отдельным входом, но при этом она пользуется всем сервисом и услугами и не заботится о жизнеобеспечении самого пространства. В дальнейшем движение навстречу интересам арендаторов сохранится, ведь и сама офисная культура меняется и адаптируется к новым требованиям.



иГРОКИ РЫНКА

ASPACE

Гуськов Иван

Управление и эксплуатация недвижимости

ASPACE

Материалы по теме

Источник: РИА Недвижимость
Экспертный анализ

Самые важные параметры при поиске коммерческой недвижимости

В апреле Авито Недвижимость провела опрос среди покупателей и арендаторов коммерческих помещений о наиболее важных фильтрах и критериях при выборе бизнес-площадей. Специально для издания и сайта CRE руководитель направления коммерческой недвижимости Авито Недвижимости Тимур Зайцев рассказал об основных результатах и выводах, а также поделился рекомендациями по быстрому и качественному поиску.
01.06
Источник: kovorkingi.ru
Экспертный анализ

Компактных офисов не хватает

Аналитики компании Stone Hedge изучили вопрос по существующему и планируемому предложению офисов площадью до 150 кв. м. Согласно исследованию, мест для среднего бизнеса в классе А в Москве фактически нет.
30.05
Источник: multispace.pridex.ru
Исследования рынка

Knight Frank Russia: После рекордного спроса на коворкинги в прошлом году, вакансия выросла до 23%

По данным аналитиков компании, на сегодня в Москве действует уже 93 гибких пространства в проектах системных операторов суммарно на 34,5 тысячи рабочих мест (230 тыс. кв. м). Свободно из них 7 995 мест, что составляет 23% от общего предложения. Спрос в 2021 году составил около 110 тыс. кв. м.
25.05

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre