Что происходит со складами Петербурга в 2022 году

Рост вакансии и предложения по субаренде, снижение ставки, рост интереса к промышленным объектам. О том, как рынок Петербурга чувствует себя сейчас и какие показатели ожидаются до конца года, рассказывает Михаил Тюнин, директор по работе с корпоративными клиентами Knight Frank St Petersburg.
3001
Изображение взято из источника: Knight Frank
Начало года в нашем сегменте было отличным: если объем спроса в Московском регионе по итогам пяти месяцев составил 297 тыс. кв. м, что оказалось на 14% выше показателя прошлого года, то в Петербурге объем сделок составил 128 тыс. кв. м, что также является высоким показателем (в свою очередь, в I квартале 2021 года объем сделок составил лишь 15,8 тыс. кв. м). Но важно отметить, что высокие показатели объема спроса начала года, как правило, являются отложенным эффектом тех сделок, которые обсуждались и готовились в конце 2021 года.
 
Однако мы видим ряд изменений, которые происходят сегодня и могут продолжить оказывать влияние на рынок складской недвижимости в ближайшем будущем. Если в прошлом году складские площади были нужны буквально всем, а вакансия составляла 0,5-1%, то в этом году ситуация выглядит иначе. Во-первых, стал заметен уход иностранных компаний, которые сокращают занимаемые площади, при этом мы наблюдаем появление вакантных площадей на вторичном рынке. Мы ожидаем, что к концу 2022 года вакансия в Московском регионе и Петербурге может составить 5-6%.
 
Примечательно, что в регионах России ситуация иная – там уровень вакансии почти не изменился, и в некоторых регионах по-прежнему составляет 0% (например, в Хабаровске, Челябинске и Уфе). Это неудивительно, поскольку мы наблюдаем смещение логистических потоков в восточную часть России. Соответственно, города, которые находятся на востоке, будут более востребованы с точки зрения складской недвижимости. В регионах будет наблюдаться дефицит складов, благодаря чему наличие склада в городах-миллионниках станет конкурентным преимуществом.
 
Помимо вторичного рынка вакантных площадей отмечается рост предложения по субаренде. В Санкт-Петербурге объем субаренды значительно увеличился относительно объемов свободного рынка – предлагаемая площадь качественных складов (классы А и В) на рынке с начала года увеличилась на 17,3 тыс. кв. м – до 27,3 тыс. кв. м, при этом девелоперы по состоянию на I квартал 2022 года предлагали в прямую аренду порядка 30 тыс. кв. м площадей.
 
На данный момент на Санкт-Петербург приходится порядка 5% всех предлагаемых в субаренду площадей России (64% площадей сосредоточено в Московском регионе, до 31% – в остальных регионах). За счет субаренды вакантность в сегменте складской недвижимости в Санкт-Петербурге увеличилась на 0,6%. Примечательно, что еще в начале 2022 года на рынке наблюдался дефицит площадей высокого класса складской недвижимости.
 
В целом можно сказать, что на фоне появления на рынке вакантных вторичных площадей, роста субаренды, а также прогнозируемого снижения уровня спроса ставка аренды на складские площади будет снижаться. Ожидается, что к концу 2022 года снижение ставки в Петербурге составит 4-5% до 5 300 – 5 400 руб./кв. м/ год без НДС и OPEX и будет сопоставимо со столичным показателем. При этом сильное снижение ставок аренды не ожидается ввиду давления со стороны возрастающей себестоимости строительства складов.
 
В целом средний срок контрактов существенно не изменился и оценивается в 3-5 лет. При этом, конечно, на рынке встречаются и более короткие контракты, но это относится к небольшим площадям.
 
В настоящее время Минпромторг разрабатывает механизм льготного кредитования девелоперов индустриальной недвижимости и промышленных предприятий, заинтересованных в покупке готовых производственных площадей. Предложенная программа со ставкой до 5% для девелоперов выглядит привлекательно, что может подстегнуть их к поиску индустриальных и промышленных объектов. Сейчас на рынке наблюдается интерес со стороны девелоперов и инвесторов к покупке подобных площадок — чаще всего это объекты советского наследия, расположенные в черте города, либо близко к нему, которые зачастую находятся в плачевном состоянии. Инвестор приобретает, реконструирует, модернизирует их и потом сдает в аренду. Как правило, такие проекты получаются достаточно успешными. В качестве примера можно привести завод «Звезда» (редевелопмент проведен в 2013-14 гг.), который до сих пор успешно сдается в аренду и в последние годы практически всегда имеет нулевую вакансию.
 
Исходя из текущих реалий, арендаторами складских помещений будут выступать российские компании. Если правительственные программы продолжат поддерживать производителей, мы увидим достаточно хороший спрос со стороны отечественных игроков. Средняя площадь будущих запросов может составить около 2-5 тыс. кв. м.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Тюнин Михаил

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: hotgeo.ru
Рейтинг

Nikoliers: Лидерами по складам остаются продуктовые ритейлеры

Консалтинговая компания Nikoliers проанализировала 25 сетевых ритейл-компаний и e-commerce игроков и оценила качественные складские мощности данных сетей. Первое место занимают ключевые фуд-ритейлеры, а онлайн-ритейл рсположился на втором месте.
14.06
Источник: Ведомости
Исследования рынка

Knight Frank Russia: Объем субаренды складских площадей в России превысил 560 000 кв. м

Аналитики консалтинговой компании Knight Frank Russia провели исследование рынка субаренды складской недвижимости в крупнейших городах России. В мае объем качественных складских площадей, предлагаемых в субаренду, достиг 564 905 кв. м против 124 000 кв. м на конец 2021 года, продемонстрировав рост в 4,5 раза.
06.06
Источник: Ведомости
Экспертный анализ

Bright Rich: Май на складском рынке Москвы

По данным аналитиков, скрытая вакансия на рынке составляет около 385 тыс. кв. м. В компании не ожидают значительного снижения ставок, а также рассуждают о популярном в последнее время тренде на субаренду.
23.05

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила два бизнес-центра Capital Group

Общая площадь БЦ «Авиньон 1»  и «Авиньон 2» составляет 17 000 кв. м. После реновации объект войдет в сеть РТС и получит название «РТС «Чертановская».
18.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre