CORE.XP: Уходящие бренды и как они влияют на будущее торговых центров

Компания выпустила краткий ликбез по теме ухода (приостановки деятельности) международных брендов. Согласно данным CORE.XP, по прошествии трех месяцев подавляющее большинство (76,5%) иностранных брендов, арендующих площади в ТЦ и объявивших о приостановке деятельности, сохраняют данный статус в различных вариациях – приостановка поставок, приостановка продаж, прекращение деятельности с продолжением работы франчайзи и другие.  Среди бендов, принявших решение об окончательном уходе с российского рынка, доминируют бренды США (Starbucks, Nike, Levi Strauss & Co). Решение о приостановке деятельности  по-прежнему  распространяется, главным образом, на бренды из Испании (группа Inditex), Франции (Decathlon, Sephora) и Великобритании (Mothercare, Jo Malone, MAC). Доля иностранных арендаторов, объявивших о приостановке деятельности (формируют «скрытую» вакансию), в торговых центрах Москвы составляет, в среднем, от 10% до 30%.
2606
Изображение взято из источника: CRE
I квартал 2022 был ознаменован началом геополитического кризиса и, как следствие, введением санкций, затронувших отрасль торговой недвижимости.

Рыночные игроки столкнулись с рядом сложностей, среди которых:

• Ограничения для пополнения товарных запасов
• Снижение арендных доходов собственников торговых центров ввиду приостановки деятельности международных брендов
• Сложности с обслуживанием долга перед банками вследствие падения доходов владельцев ТЦ
• Падение трафика посетителей и потребительского спроса
• Смена владельцев и способов организации бизнеса брендов, принявших решение об уходе с российского рынка
И хотя рынок по-прежнему занимает, скорее, выжидательную позицию, которая может продлиться до III-IV квартала, уже сейчас можно сделать выводы о возможных стратегиях поведения игроков и проанализировать сложившуюся конъюнктуру.
 
Государственное регулирование в кризисных условиях
 
Контекст приспособления операторов торговой недвижимости к текущим условиям необходимо рассматривать в связке с политикой государства. Основными предложенными мерами, которые сейчас находятся на разных стадиях разработки, являются:
• возможность параллельного импорта продукции. То есть ввоз товаров без разрешения на то правообладателя. Среди прочего, в перечне товаров значатся предметы одежды, обувь, головные уборы, изделия из меха и кожи;
• право собственников торговых центров в одностороннем порядке разрывать договоры аренды с ритейлерами, приостановившими деятельность;
• доверительное управление активами, где доля иностранных собственников (из ограниченного перечня стран) составляет 25% и более;

Параллельный импорт, на наш взгляд, является ключевой мерой для рынка, которая позволит перенастроить цепочки поставок. Однако, данная мера может сработать не для всех категорий товаров. В каких-то случаях новые каналы поставок будут сопряжены со слишком большими логистическими издержками, что будет сильно влиять на ценообразование. Помимо этого, реализация параллельного импорта затруднительна для случаев, когда все производимые товары маркируются и география их реализации отслеживается.

Право на разрыв договора аренды и доверительное управление являются, скорее, мерами для осуществления давления на иностранных арендаторов. Наиболее вероятной является переуступка права аренды и внутренние договоренности собственников с представителями зарубежных компаний.

 
Статус деятельности зарубежных брендов по итогам четырёх месяцев кризиса
 
Приостановка деятельности по-прежнему является наиболее распространенным статусом у зарубежных брендов, арендующих площади в московских ТЦ. Заметные изменения могут произойти в III-IV кварталах, когда наступит «дедлайн» принятия решений. География происхождения брендов полностью прекращающих работу в РФ пока существенно уже, чем тех, кто заявил о приостановке.



 
Последствия для рынка торговых центров
 
По прошествии трех месяцев подавляющее большинство (76,5%) иностранных брендов, арендующих площади в ТЦ и объявивших о приостановке деятельности, сохраняют данный статус в различных вариациях – приостановка поставок, приостановка продаж, прекращение деятельности с продолжением работы франчайзи и другие. Среди бендов, принявших решение об окончательном уходе с российского рынка, доминируют бренды США (Starbucks, Nike, Levi Strauss & Co). Решение о приостановке деятельности по-прежнему распространяется, главным образом, на бренды из Испании (группа Inditex), Франции (Decathlon, Sephora) и Великобритании (Mothercare, Jo Malone, MAC).

Доля иностранных арендаторов, объявивших о приостановке деятельности (формируют «скрытую» вакансию), в торговых центрах Москвы составляет, в среднем, от 10% до 30%.

Подавляющее большинство таких ритейлеров не освободили занимаемые помещения, поэтому общий уровень вакансии по итогам II квартала изменился незначительно (+ 2,3 п.п. относительно I квартала 2022)


 

Антикризисные решения ритейлеров и собственников ТЦ
 
Ритейлеры

Насыщение каналов продаж


Общим стремлением бизнеса является восполнение объема ассортимента, сократившегося из-за логистических сложностей и ограничения на импорт продукции со стороны ряда иностранных брендов.

•  Диверсификация ассортимента. Пример: Золотое Яблоко запускает продажу лекарств и БАДов.
• Переход классических офлайн-ритейлеров к модели маркетплейса. Модель, где ритейлер обеспечивает «встречу» продавца и покупателя является устойчивой в контексте получения прибыли в кризисных условиях. Данная тактика также вписывается в меру поддержки о легализации параллельного импорта. Пример: Л’Этуаль запустил маркетплейс на базе существующего онлайн-магазина
• Использование площадок крупных маркетплейсов для продажи продукции. Маркетплейсы и индивидуальные продавцы обеспечивают удовлетворение спроса на товары брендов, приостановивших деятельность в России. Пример: маркетплейс Wildberries осуществляет закупку товаров у производителей и официальных дистрибьюторов Inditex, а затем размещает их продукцию на своем сайте.

Сокращение убытков

Продажа российского бизнеса является доминирующей тактикой иностранных ритейлеров, имеющих активы или значительную долю прибыли в России и решивших полностью остановить активность в стране.

• Если ритейлер одновременно управляет точками продаж продукции, а также имеет объекты в собственности, возможным решением становится частичное закрытие бизнеса. Пример: INGKA закрывает бизнес по продаже мебели и товаров для дома «IKEA» в торговых центрах России. При этом она сохраняет бизнес по управлению сетью ТЦ «Мега»
• Выкуп российского бизнеса. Пример: L’Occitane International S.A. продал российский бизнес местному топ-менеджменту. Когда продажа активов не всегда является приоритетным решением, сокращение убытков производится за счет продажи продукции на других рынках.
• В начале кризисной ситуации (март-апрель) прорабатывался вопрос вывоза товара, предназначавшегося для российского рынка, за рубеж (страны СНГ). Однако в текущий момент наиболее выгодным сценарием является торговля через партнеров.

Изменение цепочек поставок

Осуществление ввоза продукции через партнеров, имеющих ритейл-инфраструктуру в соседних странах является жизнеспособной стратегией пополнения ассортимента. Пример: российский торговый партнер зарубежного бренда открывает магазины в других странах (Грузия, Казахстан) и оттуда осуществляет ввоз продукции в Россию.
 
Собственники ТЦ

Восстановление арендного потока и посещаемости


В весенние месяцы собственники объектов придерживались выжидательной позиции. Сейчас, для того, чтобы «застраховать» себя от возможного закрытия магазинов зарубежных арендаторов, владельцы ТЦ изучают бренды из Турции, Китая, Индии, Ирана, Беларуси, а также прорабатывают стратегии смены концепций своих объектов.

Важно отметить, что собственники торговых объектов пока не спешат разрывать договоры аренды с зарубежными брендами, закрывшими свои магазины. Условия, на которых закрытые иностранные бренды продолжают платить аренду различаются – от уплаты части общей суммы аренды до полной выплаты. На текущем этапе к существующим договорам заключены дополнительные соглашения о сохранении текущего характера выплат до сентября-октября.

Пример: вариантом для привлечения трафика посетителей и восстановления арендного потока является также рассмотрение увеличения доли сегмента развлечений, фитнеса, кафе и ресторанов.

 
Заключение
 
• Значительная доля представителей ритейла по-прежнему не предпринимает активных действий в отношении занимаемых площадей, ожидая разрешения ситуации. Ориентировочной точкой принятия решений сейчас является сентябрь.
• При сохранении текущих условий рынка, ритейлеры будут вынуждены освободить часть занимаемых площадей посредством расторжения договора, либо через переуступку арендных прав. В таком случае уровень вакантных площадей в некоторых торговых центрах может достигнуть 30%. Особенному риску подвержены сверхкрупные торговые объекты (в особенности, расположенные за МКАДом), где размещаются уникальные арендаторы, не имеющие альтернатив на рынке (IKEA). Общий уровень вакансии при негативном сценарии может достигнуть 15-20% по итогам года.
• Реализация более благоприятного сценария для рынка в виде плавно растущей доли свободных площадей и постепенного восстановления активности арендаторов будет зависеть от темпов восстановления возможности импорта продукции. В позитивном сценарии, вакансия может составить 10-12% по итогам года.


Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

Nikoliers: Москва побила рекорды по минимальному вводу торговых площадей

В I полугодии 2022 г.  в Москве было открыто всего 11% торговых площадей от запланированного годового объема, подсчитали в Nikoliers.
29.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

От пищи людей к пище Богов: Как изменились предпочтения правонарушителей за время пандемии

Любые экономические колебания напрямую влияют на рост цен потребительских товаров, их предложение и спрос. Аналитики компании Delta Системы безопасности, крупнейшего поставщика услуг по охране недвижимости, имущества и транспортных средств, решили проанализировать, как события мирового масштаба влияют на рост криминогенности на объектах торгового бизнеса.
28.06
Источник: Knight Frank
Исследования рынка

Knight Frank Russia: На Невском снизились ставки и вакансия, но к осени все может поменяться

Эксперты консалтинговой компании Knight Frank St Petersburg провели исследование торговых площадей в пределах Невского проспекта за пять месяцев 2022 года. По оценкам аналитиков, в исследуемой локации можно выделить несколько основных трендов: снижение доли свободных помещений до 10,4%, снижение ставок аренды в среднем на 9% и преобладание количества открытых объектов стрит-ретейла над числом закрытых на 28%. В 2022 году стрит-ретейл на Невском проспекте постепенно восстанавливает утраченные в период пандемии позиции, однако, в случае если операторами международных брендов будет принято окончательное решение об уходе с российского рынка, вакансия на главном проспекте Санкт-Петербурга увеличится до рекордных 17%.
16.06

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre