Рынок торговой недвижимости Северной столицы: Итоги I полугодия от Knight Frank St. Petersburg

Большая часть свободных площадей в торговых центрах Петербурга приходится на аутлеты – 12,3%, подсчитали в Knight Frank St. Petersburg.
2350
Изображение взято из источника: CRE
Аналитики компании Knight Frank St. Petersburg подвели итоги I полугодия 2022 г. на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга. Согласно исследованию, общий объем предложения качественных торговых площадей в городе к концу периода составил 2,1 млн кв. м арендопригодной площади, большая часть из которых приходится на аутлеты (12,3%). Доля свободных площадей в ТЦ увеличилась на 1 п. п. и превысила 5,3%. В 2022 г. к вводу не запланировано ни одного торгового центра, что позволит сдержать рост доли свободных площадей.

Предложение

• В Санкт-Петербурге во II полугодии не ожидается открытия новых торговых центров, что повторяет исторический минимум 2017 г., когда не было введено ни одного объекта. Это, в свою очередь, сдержит рост доли свободных площадей.

• Поскольку рынок северной столицы насыщен типовыми объектами, а девелоперы ориентированы на строительство небольших районных торговых центров на территориях комплексного жилищного строительства, то развитие сегмента сейчас происходит в направлении улучшения качества действующих объектов и их реконцепции.

Вакансия

• По итогам I полугодия 2022 г. доля свободных площадей в качественных торговых центрах Санкт-Петербурга увеличилась по сравнению с итогами 2021 г. на 1 п. п. и достигла уровня 5,3%.

• Рост вакантности наблюдался по всем типам торговых центров, кроме районных. По данным на конец июня 2022 г. наибольший объем свободных площадей отмечен в аутлетах (12,3%), меньше всего вакантно площадей в региональных торговых центрах (2,1%). В районных торговых центрах свободно 9,7%, в окружных – 8%, в суперрегиональных – 4,9%.

• Прогноз по уровню вакансии в торговых центрах Петербурга до конца 2022 г. зависит от двух факторов: примут ли международные бренды решение об уходе с российского рынка и станут ли оптимизировать площади российские бренды. Таким образом, в лучшем случае вакансия повысится до 7–8%, в худшем – до 10%. В перспективе освободившиеся помещения получится постепенно заместить российскими и азиатскими брендами.

Спрос

• Основная ротация в I полугодии 2022 г. происходила среди гипермаркетов городского формата, что связано с уходом финского супермаркета и открытием в его помещениях российского ретейлера.

• Зафиксировано незначительное увеличение активности со стороны операторов в категории «Одежда и аксессуары», где количество открытий превысило количество закрытий – 26% против 22%. В этой категории продолжают развиваться как международные, так и российские бренды.

• В категории детских товаров и товаров для будущих мам наблюдается отрицательная динамика открытий (2%) по сравнению с закрытиями (11%). Стоит отметить, что на рынок города вышло несколько новых игроков, однако они не смогли заместить ушедших, так как арендуют небольшие площади.

• В период с января по июнь 2022 г. в Петербурге закрылось четыре кинотеатра. До конца года киноиндустрия будет испытывать трудности, причиной этому стал рост популярности онлайн-платформ и отсутствие западных фильмов в прокате. В наиболее востребованных локациях кинотеатры продолжат работать и постараются пережить очередной вызов, тем более, что большинство девелоперов готовы поддерживать и сохранять эту функцию у себя в проектах. Замены кинотеатров прогнозируются в тех проектах, где наблюдается дефицит торговых площадей, или есть высокий спрос на спортивные и досуговые составляющие, которые хорошо вписываются в помещения, оставшиеся после кинотеатров. 

• Смена потребительских предпочтений влечет за собой появление новых форматов в рамках ТЦ: растет спрос на помещения со стороны фитнес-центров и детских развлекательных и образовательных центров. Увеличивается популярность фуд-холлов.

Ставки

В течение I полугодия 2022 г. диапазон запрашиваемых арендных ставок в торговых центрах для новых арендаторов не претерпел изменений. В будущем по мере смещения баланса спроса и предложения в сторону увеличения вакантности арендные ставки в некоторых торговых центрах могут снизиться на 5–10%. При этом снижение не коснется наиболее ликвидных с точки зрения расположения и площади помещений.

Тенденции и прогнозы

• Развитие торговых центров происходит в направлении улучшения качества с помощью проведения реконцепции. Анализ изменяющихся предпочтений своей целевой аудитории позволяет торговым центрам идти в ногу со временем и меняться вместе с ними. Часть площадей переформатируется в офисы, коворкинги, появляются выставочные пространства, фуд-корты дополняются фуд-холлами, увеличивается количество сервисов для посетителей.

• В то время как западные бренды уходят с рынка, азиатские и российские ретейлеры получили стимул для расширения своего присутствия в торговых центрах, поэтому собственники будут нацелены на поиск новых партнеров.

• В торговых центрах продолжит меняться развлекательная составляющая. Уже сейчас появляются новые форматы развлечений и досуга – и разнообразная еда, и новые образовательно-развлекательные форматы, которые становятся новыми драйверами.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia: «В настоящее время мы видим новые возможности для развития сегмента. Мы помним, что в свое время кризис 2014–2015 гг. привнес в торговые центры новые форматы универмагов, открыл рынку российские бренды, способствовал появлению фуд-холлов наряду с крупноформатными развлечениями для детей и подростков. Вероятно, что и сейчас настало время для нового витка развития в направлении создания чего-то интересного и долгоиграющего».
 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

CORE.XP: Уходящие бренды и как они влияют на будущее торговых центров

Компания выпустила краткий ликбез по теме ухода (приостановки деятельности) международных брендов. Согласно данным CORE.XP, по прошествии трех месяцев подавляющее большинство (76,5%) иностранных брендов, арендующих площади в ТЦ и объявивших о приостановке деятельности, сохраняют данный статус в различных вариациях – приостановка поставок, приостановка продаж, прекращение деятельности с продолжением работы франчайзи и другие.  Среди бендов, принявших решение об окончательном уходе с российского рынка, доминируют бренды США (Starbucks, Nike, Levi Strauss & Co). Решение о приостановке деятельности  по-прежнему  распространяется, главным образом, на бренды из Испании (группа Inditex), Франции (Decathlon, Sephora) и Великобритании (Mothercare, Jo Malone, MAC). Доля иностранных арендаторов, объявивших о приостановке деятельности (формируют «скрытую» вакансию), в торговых центрах Москвы составляет, в среднем, от 10% до 30%.
06.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

Nikoliers: Москва побила рекорды по минимальному вводу торговых площадей

В I полугодии 2022 г.  в Москве было открыто всего 11% торговых площадей от запланированного годового объема, подсчитали в Nikoliers.
29.06
Источник: Википедия
Точка зрения

Спорт, офисы и развлечения - будущее торговых центров

Чем заменить западный ритейл и какими альтернативами можно сохранить трафик, рассуждает Алексей Хоменок, генеральный директор G5 Architects.
28.03

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre