Аналитики компании Knight Frank St. Petersburg подвели итоги I полугодия 2022 г. на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга. Согласно исследованию, общий объем предложения качественных торговых площадей в городе к концу периода составил 2,1 млн кв. м арендопригодной площади, большая часть из которых приходится на аутлеты (12,3%). Доля свободных площадей в ТЦ увеличилась на 1 п. п. и превысила 5,3%. В 2022 г. к вводу не запланировано ни одного торгового центра, что позволит сдержать рост доли свободных площадей.
Предложение
• В Санкт-Петербурге во II полугодии не ожидается открытия новых торговых центров, что повторяет исторический минимум 2017 г., когда не было введено ни одного объекта. Это, в свою очередь, сдержит рост доли свободных площадей.
• Поскольку рынок северной столицы насыщен типовыми объектами, а девелоперы ориентированы на строительство небольших районных торговых центров на территориях комплексного жилищного строительства, то развитие сегмента сейчас происходит в направлении улучшения качества действующих объектов и их реконцепции.
Вакансия
• По итогам I полугодия 2022 г. доля свободных площадей в качественных торговых центрах Санкт-Петербурга увеличилась по сравнению с итогами 2021 г. на 1 п. п. и достигла уровня 5,3%.
• Рост вакантности наблюдался по всем типам торговых центров, кроме районных. По данным на конец июня 2022 г. наибольший объем свободных площадей отмечен в аутлетах (12,3%), меньше всего вакантно площадей в региональных торговых центрах (2,1%). В районных торговых центрах свободно 9,7%, в окружных – 8%, в суперрегиональных – 4,9%.
• Прогноз по уровню вакансии в торговых центрах Петербурга до конца 2022 г. зависит от двух факторов: примут ли международные бренды решение об уходе с российского рынка и станут ли оптимизировать площади российские бренды. Таким образом, в лучшем случае вакансия повысится до 7–8%, в худшем – до 10%. В перспективе освободившиеся помещения получится постепенно заместить российскими и азиатскими брендами.
Спрос
• Основная ротация в I полугодии 2022 г. происходила среди гипермаркетов городского формата, что связано с уходом финского супермаркета и открытием в его помещениях российского ретейлера.
• Зафиксировано незначительное увеличение активности со стороны операторов в категории «Одежда и аксессуары», где количество открытий превысило количество закрытий – 26% против 22%. В этой категории продолжают развиваться как международные, так и российские бренды.
• В категории детских товаров и товаров для будущих мам наблюдается отрицательная динамика открытий (2%) по сравнению с закрытиями (11%). Стоит отметить, что на рынок города вышло несколько новых игроков, однако они не смогли заместить ушедших, так как арендуют небольшие площади.
• В период с января по июнь 2022 г. в Петербурге закрылось четыре кинотеатра. До конца года киноиндустрия будет испытывать трудности, причиной этому стал рост популярности онлайн-платформ и отсутствие западных фильмов в прокате. В наиболее востребованных локациях кинотеатры продолжат работать и постараются пережить очередной вызов, тем более, что большинство девелоперов готовы поддерживать и сохранять эту функцию у себя в проектах. Замены кинотеатров прогнозируются в тех проектах, где наблюдается дефицит торговых площадей, или есть высокий спрос на спортивные и досуговые составляющие, которые хорошо вписываются в помещения, оставшиеся после кинотеатров.
• Смена потребительских предпочтений влечет за собой появление новых форматов в рамках ТЦ: растет спрос на помещения со стороны фитнес-центров и детских развлекательных и образовательных центров. Увеличивается популярность фуд-холлов.
Ставки
В течение I полугодия 2022 г. диапазон запрашиваемых арендных ставок в торговых центрах для новых арендаторов не претерпел изменений. В будущем по мере смещения баланса спроса и предложения в сторону увеличения вакантности арендные ставки в некоторых торговых центрах могут снизиться на 5–10%. При этом снижение не коснется наиболее ликвидных с точки зрения расположения и площади помещений.
Тенденции и прогнозы
• Развитие торговых центров происходит в направлении улучшения качества с помощью проведения реконцепции. Анализ изменяющихся предпочтений своей целевой аудитории позволяет торговым центрам идти в ногу со временем и меняться вместе с ними. Часть площадей переформатируется в офисы, коворкинги, появляются выставочные пространства, фуд-корты дополняются фуд-холлами, увеличивается количество сервисов для посетителей.
• В то время как западные бренды уходят с рынка, азиатские и российские ретейлеры получили стимул для расширения своего присутствия в торговых центрах, поэтому собственники будут нацелены на поиск новых партнеров.
• В торговых центрах продолжит меняться развлекательная составляющая. Уже сейчас появляются новые форматы развлечений и досуга – и разнообразная еда, и новые образовательно-развлекательные форматы, которые становятся новыми драйверами.
Предложение
• В Санкт-Петербурге во II полугодии не ожидается открытия новых торговых центров, что повторяет исторический минимум 2017 г., когда не было введено ни одного объекта. Это, в свою очередь, сдержит рост доли свободных площадей.
• Поскольку рынок северной столицы насыщен типовыми объектами, а девелоперы ориентированы на строительство небольших районных торговых центров на территориях комплексного жилищного строительства, то развитие сегмента сейчас происходит в направлении улучшения качества действующих объектов и их реконцепции.
Вакансия
• По итогам I полугодия 2022 г. доля свободных площадей в качественных торговых центрах Санкт-Петербурга увеличилась по сравнению с итогами 2021 г. на 1 п. п. и достигла уровня 5,3%.
• Рост вакантности наблюдался по всем типам торговых центров, кроме районных. По данным на конец июня 2022 г. наибольший объем свободных площадей отмечен в аутлетах (12,3%), меньше всего вакантно площадей в региональных торговых центрах (2,1%). В районных торговых центрах свободно 9,7%, в окружных – 8%, в суперрегиональных – 4,9%.
• Прогноз по уровню вакансии в торговых центрах Петербурга до конца 2022 г. зависит от двух факторов: примут ли международные бренды решение об уходе с российского рынка и станут ли оптимизировать площади российские бренды. Таким образом, в лучшем случае вакансия повысится до 7–8%, в худшем – до 10%. В перспективе освободившиеся помещения получится постепенно заместить российскими и азиатскими брендами.
Спрос
• Основная ротация в I полугодии 2022 г. происходила среди гипермаркетов городского формата, что связано с уходом финского супермаркета и открытием в его помещениях российского ретейлера.
• Зафиксировано незначительное увеличение активности со стороны операторов в категории «Одежда и аксессуары», где количество открытий превысило количество закрытий – 26% против 22%. В этой категории продолжают развиваться как международные, так и российские бренды.
• В категории детских товаров и товаров для будущих мам наблюдается отрицательная динамика открытий (2%) по сравнению с закрытиями (11%). Стоит отметить, что на рынок города вышло несколько новых игроков, однако они не смогли заместить ушедших, так как арендуют небольшие площади.
• В период с января по июнь 2022 г. в Петербурге закрылось четыре кинотеатра. До конца года киноиндустрия будет испытывать трудности, причиной этому стал рост популярности онлайн-платформ и отсутствие западных фильмов в прокате. В наиболее востребованных локациях кинотеатры продолжат работать и постараются пережить очередной вызов, тем более, что большинство девелоперов готовы поддерживать и сохранять эту функцию у себя в проектах. Замены кинотеатров прогнозируются в тех проектах, где наблюдается дефицит торговых площадей, или есть высокий спрос на спортивные и досуговые составляющие, которые хорошо вписываются в помещения, оставшиеся после кинотеатров.
• Смена потребительских предпочтений влечет за собой появление новых форматов в рамках ТЦ: растет спрос на помещения со стороны фитнес-центров и детских развлекательных и образовательных центров. Увеличивается популярность фуд-холлов.
Ставки
В течение I полугодия 2022 г. диапазон запрашиваемых арендных ставок в торговых центрах для новых арендаторов не претерпел изменений. В будущем по мере смещения баланса спроса и предложения в сторону увеличения вакантности арендные ставки в некоторых торговых центрах могут снизиться на 5–10%. При этом снижение не коснется наиболее ликвидных с точки зрения расположения и площади помещений.
Тенденции и прогнозы
• Развитие торговых центров происходит в направлении улучшения качества с помощью проведения реконцепции. Анализ изменяющихся предпочтений своей целевой аудитории позволяет торговым центрам идти в ногу со временем и меняться вместе с ними. Часть площадей переформатируется в офисы, коворкинги, появляются выставочные пространства, фуд-корты дополняются фуд-холлами, увеличивается количество сервисов для посетителей.
• В то время как западные бренды уходят с рынка, азиатские и российские ретейлеры получили стимул для расширения своего присутствия в торговых центрах, поэтому собственники будут нацелены на поиск новых партнеров.
• В торговых центрах продолжит меняться развлекательная составляющая. Уже сейчас появляются новые форматы развлечений и досуга – и разнообразная еда, и новые образовательно-развлекательные форматы, которые становятся новыми драйверами.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia: «В настоящее время мы видим новые возможности для развития сегмента. Мы помним, что в свое время кризис 2014–2015 гг. привнес в торговые центры новые форматы универмагов, открыл рынку российские бренды, способствовал появлению фуд-холлов наряду с крупноформатными развлечениями для детей и подростков. Вероятно, что и сейчас настало время для нового витка развития в направлении создания чего-то интересного и долгоиграющего».