Рынок торговой недвижимости Северной столицы: Итоги I полугодия от Knight Frank St. Petersburg

Большая часть свободных площадей в торговых центрах Петербурга приходится на аутлеты – 12,3%, подсчитали в Knight Frank St. Petersburg.
2227
Изображение взято из источника: CRE
Аналитики компании Knight Frank St. Petersburg подвели итоги I полугодия 2022 г. на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга. Согласно исследованию, общий объем предложения качественных торговых площадей в городе к концу периода составил 2,1 млн кв. м арендопригодной площади, большая часть из которых приходится на аутлеты (12,3%). Доля свободных площадей в ТЦ увеличилась на 1 п. п. и превысила 5,3%. В 2022 г. к вводу не запланировано ни одного торгового центра, что позволит сдержать рост доли свободных площадей.

Предложение

• В Санкт-Петербурге во II полугодии не ожидается открытия новых торговых центров, что повторяет исторический минимум 2017 г., когда не было введено ни одного объекта. Это, в свою очередь, сдержит рост доли свободных площадей.

• Поскольку рынок северной столицы насыщен типовыми объектами, а девелоперы ориентированы на строительство небольших районных торговых центров на территориях комплексного жилищного строительства, то развитие сегмента сейчас происходит в направлении улучшения качества действующих объектов и их реконцепции.

Вакансия

• По итогам I полугодия 2022 г. доля свободных площадей в качественных торговых центрах Санкт-Петербурга увеличилась по сравнению с итогами 2021 г. на 1 п. п. и достигла уровня 5,3%.

• Рост вакантности наблюдался по всем типам торговых центров, кроме районных. По данным на конец июня 2022 г. наибольший объем свободных площадей отмечен в аутлетах (12,3%), меньше всего вакантно площадей в региональных торговых центрах (2,1%). В районных торговых центрах свободно 9,7%, в окружных – 8%, в суперрегиональных – 4,9%.

• Прогноз по уровню вакансии в торговых центрах Петербурга до конца 2022 г. зависит от двух факторов: примут ли международные бренды решение об уходе с российского рынка и станут ли оптимизировать площади российские бренды. Таким образом, в лучшем случае вакансия повысится до 7–8%, в худшем – до 10%. В перспективе освободившиеся помещения получится постепенно заместить российскими и азиатскими брендами.

Спрос

• Основная ротация в I полугодии 2022 г. происходила среди гипермаркетов городского формата, что связано с уходом финского супермаркета и открытием в его помещениях российского ретейлера.

• Зафиксировано незначительное увеличение активности со стороны операторов в категории «Одежда и аксессуары», где количество открытий превысило количество закрытий – 26% против 22%. В этой категории продолжают развиваться как международные, так и российские бренды.

• В категории детских товаров и товаров для будущих мам наблюдается отрицательная динамика открытий (2%) по сравнению с закрытиями (11%). Стоит отметить, что на рынок города вышло несколько новых игроков, однако они не смогли заместить ушедших, так как арендуют небольшие площади.

• В период с января по июнь 2022 г. в Петербурге закрылось четыре кинотеатра. До конца года киноиндустрия будет испытывать трудности, причиной этому стал рост популярности онлайн-платформ и отсутствие западных фильмов в прокате. В наиболее востребованных локациях кинотеатры продолжат работать и постараются пережить очередной вызов, тем более, что большинство девелоперов готовы поддерживать и сохранять эту функцию у себя в проектах. Замены кинотеатров прогнозируются в тех проектах, где наблюдается дефицит торговых площадей, или есть высокий спрос на спортивные и досуговые составляющие, которые хорошо вписываются в помещения, оставшиеся после кинотеатров. 

• Смена потребительских предпочтений влечет за собой появление новых форматов в рамках ТЦ: растет спрос на помещения со стороны фитнес-центров и детских развлекательных и образовательных центров. Увеличивается популярность фуд-холлов.

Ставки

В течение I полугодия 2022 г. диапазон запрашиваемых арендных ставок в торговых центрах для новых арендаторов не претерпел изменений. В будущем по мере смещения баланса спроса и предложения в сторону увеличения вакантности арендные ставки в некоторых торговых центрах могут снизиться на 5–10%. При этом снижение не коснется наиболее ликвидных с точки зрения расположения и площади помещений.

Тенденции и прогнозы

• Развитие торговых центров происходит в направлении улучшения качества с помощью проведения реконцепции. Анализ изменяющихся предпочтений своей целевой аудитории позволяет торговым центрам идти в ногу со временем и меняться вместе с ними. Часть площадей переформатируется в офисы, коворкинги, появляются выставочные пространства, фуд-корты дополняются фуд-холлами, увеличивается количество сервисов для посетителей.

• В то время как западные бренды уходят с рынка, азиатские и российские ретейлеры получили стимул для расширения своего присутствия в торговых центрах, поэтому собственники будут нацелены на поиск новых партнеров.

• В торговых центрах продолжит меняться развлекательная составляющая. Уже сейчас появляются новые форматы развлечений и досуга – и разнообразная еда, и новые образовательно-развлекательные форматы, которые становятся новыми драйверами.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia: «В настоящее время мы видим новые возможности для развития сегмента. Мы помним, что в свое время кризис 2014–2015 гг. привнес в торговые центры новые форматы универмагов, открыл рынку российские бренды, способствовал появлению фуд-холлов наряду с крупноформатными развлечениями для детей и подростков. Вероятно, что и сейчас настало время для нового витка развития в направлении создания чего-то интересного и долгоиграющего».
 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

CORE.XP: Уходящие бренды и как они влияют на будущее торговых центров

Компания выпустила краткий ликбез по теме ухода (приостановки деятельности) международных брендов. Согласно данным CORE.XP, по прошествии трех месяцев подавляющее большинство (76,5%) иностранных брендов, арендующих площади в ТЦ и объявивших о приостановке деятельности, сохраняют данный статус в различных вариациях – приостановка поставок, приостановка продаж, прекращение деятельности с продолжением работы франчайзи и другие.  Среди бендов, принявших решение об окончательном уходе с российского рынка, доминируют бренды США (Starbucks, Nike, Levi Strauss & Co). Решение о приостановке деятельности  по-прежнему  распространяется, главным образом, на бренды из Испании (группа Inditex), Франции (Decathlon, Sephora) и Великобритании (Mothercare, Jo Malone, MAC). Доля иностранных арендаторов, объявивших о приостановке деятельности (формируют «скрытую» вакансию), в торговых центрах Москвы составляет, в среднем, от 10% до 30%.
06.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

Nikoliers: Москва побила рекорды по минимальному вводу торговых площадей

В I полугодии 2022 г.  в Москве было открыто всего 11% торговых площадей от запланированного годового объема, подсчитали в Nikoliers.
29.06
Источник: Википедия
Точка зрения

Спорт, офисы и развлечения - будущее торговых центров

Чем заменить западный ритейл и какими альтернативами можно сохранить трафик, рассуждает Алексей Хоменок, генеральный директор G5 Architects.
28.03

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: stroi.mos.ru
Аукцион

Москва предлагает крупные лоты в САО

Город выставил на торги три коммерческих помещения в Бескудниковском районе.
 
29.11
Источник: cre
Открытие

Avdeev Crystal расширяет сеть бутиков в Москве

До конца года компания Avdeev Crystal откроет два магазина в самых люксовых ТЦ Москвы. Таким образом, торговая сеть бренда вырастет на 40%. Сейчас в Москве работает 5 бутиков Avdeev Crystal.
29.11
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

В Оренбург привезли Idol

Первый в городе магазин премиального бренда Melon Fashion Group занял 350 кв. м в ТРЦ «Мармелад».
28.11
Источник: CRE
События

Retail & Development Brunch 2024: Любовь и боль

Рынок торговой недвижимости и ритейла с успехом прошел возможно самый сложный период в своей истории. Однако вызовы остаются. Меняется же эмоциональный окрас этого слова: вызовы сегодня - это уже не столько про боль управляющих компаний от ухода якорных арендаторов и потери трафика, сколько про любовь к своему клиенту, своему продукту, про внимание к деталям и создание новых концепций. На ежегодном мероприятии Retail & Development Brunch эксперты рынка обсудили основные тренды в ритейле и торговой недвижимости на текущий момент.
28.11
Источник: Пресс-служба Aspace
Проект

Aspace масштабируется

Aspace анонсирует запуск двух проектов в формате BTS.

27.11
Источник: cre.ru
Сделка

Selgros все продал

Selgros продал свой российский бизнес группе «Ароса».
 
29.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre