«На волне продолжающихся экономических потрясений рынка основным драйвером спроса на покупку складских объектов стали выступать дистрибьюторские компании, сменив целый пласт игроков сегмента e-commerce. Их интерес серьёзно вырос и направлен на небольшие, по меркам складского рынка, площади от 5 до 20 тыс. кв.м, – комментирует Филипп Чайка, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости, партнёр IPG.Estate. - Сегодня покупка готового склада «под себя» предлагается в диапазоне примерно в 60-70 тысяч рублей за квадратный метр, в зависимости от площади объекта, а стройка нового объекта еще выше, и дистрибьюторы готовы к рассмотрению такого порядка цифр. Но основной проблемой для них становится нежелание девелоперов входить в строительство небольших проектов по схеме build-to-suit. Готовое предложение и вовсе отсутствует, что вводит рынок в состояние полного вакуума».
Всю историю развития рынка складские девелоперы старались придерживаться принципа экономии от масштаба. Возведение крупного складского проекта в несколько очередей – от 20 тысяч кв.м и выше – позволяет распределить затраты на подготовку всей инфраструктуры на площадке на себестоимость квадратного метра, снизить сроки окупаемости объекта. Поэтому в сегодняшних реалиях спекулятивным девелоперам невыгодно строить объекты площадью менее 20 000 кв.м.
Тенденция находит отражение в текущих показателях рынка спекулятивной складской недвижимости Санкт-Петербурга в сегменте класса А. По нашим оценкам, его общий объём составляет около 2,04 млн кв.м, при этом, доля проектов площадью более 20 000 кв.м находится на уровне 88,2% (около 1,8 млн кв.м). Склады площадью от 10 до 20 тыс. кв.м занимают в петербургском сегменте класса А 7,5% (155 тыс. кв.м), проектам площадью менее 10 000 кв.м отводится лишь 4,4% (90 тыс. кв.м).
Конечно же на рынке есть примеры строительства складов площадью 5-15 тысяч кв.м. под собственные нужды. Но такую застройку могут позволить себе компании с устойчивым бизнесом, а, следовательно, у них вряд ли возникнет в будущем необходимость реализовывать свой объект. Соответственно, наиболее популярный запрос на покупку 5-20 тыс. кв.м остаётся практически незакрытым, и компаниям остаётся прибегнуть к самостоятельному строительству.
Однако второй, не менее ощутимой проблемой для дистрибьютеров становятся риски, связанные со строительством склада «под себя». Во-первых, санкционное давление продолжает обрезать пути поставок строительных материалов и комплектующих для склада. Логистика пока находится на этапе переформирования, а доверие к азиатскому рынку материалов и комплектующих до сих пор не получило широкого распространения. Во-вторых, даже при перестроенных логистических цепочках комплектующие склада требуют регулярного обслуживания, что проблематично ввиду ухода ряда игроков.
Очевидно, что риски вхождения в стройку в столь турбулентный период сильно опережают потребности компаний в собственных складских мощностях. Поэтому пласт спроса в лице компаний-дистрибьютеров вынужденно берёт паузу и продолжает наблюдать за изменениями геополитической повестки.