Как биофилия помогает торговым центрам в постковидные времена?

Александр Двоеглазов, CEO компании «Фикус»
 
2444
Изображение взято из источника: Пресс-служба компании «Фикус»
Последние пять месяцев превратили борьбу за посетителей ТЦ в гонку на выживание: уже понятно, что новых объектов будут строить меньше, а часть существующих закроется. Старые инструменты привлечения перестают действовать – чтобы продолжить работу, торговым центрам придется менять формат. 
 
На самом деле трансформация рынка коммерческой недвижимости началась уже довольно давно: в США пиковым годом развития торговых центров стал 1998. Потом рост замедлился, а в 2010-е годы гипермаркеты стали закрываться, превращаясь в «зомби-моллы», как их называют западные журналисты. Ковид усилил эту тенденцию: люди привыкли к онлайн-шопингу и не понимали, зачем им возвращаться в большие, шумные и неуютные торговые центры.

В России процесс шел с опозданием, и даже пандемия не изменила ситуацию кардинально: многие владельцы ТЦ предпочли просто переждать и продолжать привлекать посетителей традиционными способами. Появлялись экспериментальные проекты, но их доля была невелика: рынок рос и за счет ТЦ обычного формата, а прогнозы экспертов на 2022 год были вполне оптимистичными. 



По понятным причинам ситуация в корне изменилась. По даннымагентства Knight Frank, за первую половину 2022 в Москве в эксплуатацию было введено на 41,8% меньше объектов коммерческой недвижимости, чем за аналогичный период 2021 г. При этом надо понимать, что это проекты, разработанные еще в 2019-2020 гг. Поэтому прогнозы на вторую половину года еще более пессимистичны. 

Уже существующие ТЦ стремительно теряют посетителей: уходятякорные бренды, регрессирует кинопрокат в мультиплексах, закрываются точки общепита. Конечно, руководство пытается стабилизировать ситуацию: перестраиваются логистические цепочки, часть зарубежных компаний передает управление бизнесом локальным игрокам, идет поиск партнеров из дружественных стран. 

При этом потребность в проведении досуга у людей никуда не пропала, поэтому проблему может решить превращение ТЦ в мультифункциональное общественное пространство: с коворкингами, лекториями, спортивными клубами, гастро пространствами, концертными площадками. Процесс не будет простым – об этом говорят многие эксперты. Новые концепции требуют перепланирования галерей, смены формата атриумов и создания комфортной среды. 


Надо понимать, что «комфортная среда» – это не просто скамейки в галереях и удобная навигация: реновируя пространство, нужно ориентироваться на потребности человека, помогать ему расслабиться и снять стресс (в том числе от покупок). В этом может помочь биофильный дизайн, обеспечивающий эволюционно необходимый человеку контакт с природой в условиях городской среды и закрытых пространств. Он предполагает использование натуральных цветов, форм, растений, естественного света. Полноформатное применение этого направления возможно только на этапе строительства, но многие важные элементы можно внедрить и в формате реновации. Прежде всего это отделочные материалы и озеленение. Технологии осознанного озеленения помогают использовать растения не только как элемент декора и обозначения функциональных зон, но и для балансировки эмоционального состояния человека. В период пандемии был отмечен возросший интерес к озеленению торговых центров – многие из них готовилась к запуску в 2022 г. Сейчас часть проектов встала на паузу, некоторые пошли пересчитывать бюджеты, но кое-что все-таки вводится в эксплуатацию.

Удачным примером смены формата стала недавняя реновация московского ТЦ «Весна!». Проект был разработан во время пандемии коронавируса с учетом трендов, о которых мы писали выше. Расширилось содержание: в торговом центре появились бесплатный коворкинг, комфортные зоны отдыха с местами для подзарядки, поменялось зонирование фудкорта. Изменились и общественные пространства: их дизайн нельзя назвать полностью биофильным, но отдельные элементы этого подхода присутствуют. Например, использование растений для зонирования мест на фудкорте и обозначения зон отдыха в галереях. Полностью переделан центральный атриум.



Теперь это не просто переход из одной галереи в другую, а главное пространство ТЦ: со сценой, детской зоной, диванчиками для отдыха, вихревыми водяными колоннами, водопадом и большим количеством озеленения. Ампельные растения на подвесных конструкциях создают ощущение сада в зоне отдыха, а самым интересным элементом озеленения стали вертикальные сады на трех колоннах в центре атриума. 
«Эти элементы вписаны в общее зонирование, образуя "зеленые острова" в атриуме. Они хорошо просматриваются со второго этажа двусветного пространства, а на первом являются частью посадочной зоны. Кроме того, они дополнены фонтаном с водопадом, который делает отдых особенно приятным. Задачей дизайна было создать свежее, комфортное и многофункциональное пространство с сильной айдентикой», - прокомментировала главный архитектор Blank Architects Алена Панфилова-Корсакова.

Вторая половина года покажет, какие торговые центры сумеют справиться с кризисом, а какие потеряют покупателей и будут вынуждены закрыться. Но одно понятно уже сейчас: простая замена европейских брендов турецкими не сработает – в стрессовые времена для победы в борьбе за покупателя нужно заботиться о его эмоциональном состоянии.

 


Материалы по теме

Источник: Asterus
Точка зрения

Нацстандарт «зеленого» строительства – что это для инвестора

В мае в России объявили о старте разработки национальной системы «зеленой» оценки и сертификации зданий. Это – закономерная реакция на уход с отечественного рынка самых популярных систем международной сертификации. Новые стандарты, разрабатываемые экспертным сообществом, находятся на стадии апробации. Их испытывают на нескольких столичных проектах, в их числе оказался и московский бизнес-парк класса «А» в Покровском-Стрешневе от компании ASTERUS. О плюсах отечественной «зеленой» сертификации для девелоперов рассказывает Константин Авксентьев, руководитель архитектурного департамента ASTERUS.
03.08
Источник: ГК «А-100 Девелопмент»
Точка зрения

От правильного бетона до бесконтактной среды: тенденции «зеленого» строительства на ближайшие годы

С каждым годом растет число «зеленых» технологий, помогающих снизить влияние строительства на окружающую среду и здоровье человека. Какие направления экодевелопмента имеют все шансы определить облик недвижимости будущего, рассказывает Светлана Шевлик, CEO ГК «А-100 Девелопмент».
27.09
Источник: УК AVICA
Экспертный анализ

Здания с приставкой «эко»: зеленые технологии строительства – ключевой тренд на перспективу

Мария Котова, генеральный директор УК AVICA, бизнес-пространство ROMANOV DVOR
 
13.11

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: CMWP
Управление недвижимостью

CMWP возьмется за «Евгеньевский»

Компания выступит консультантом по предэксплуатации нового жилого квартала в Санкт-Петербурге.
06.05
Источник: Space 1
Игроки рынка

В Space 1 JET не осталось мест

Вакантность по сети достигла нулевого уровня со сделкой по аренде 36 рабочих мест поставщиком продовольственных и непродовольственных товаров в пространстве на Белой Площади.
07.05
Источник: October Group
Проект

K-City получил РНС

Девелопер October Group планирует завершить строительство первой очереди проекта - офисной башни площадью 22,5 тыс. кв. м - в 2028 году.
07.05
Источник: CRE
Сделка

Владельцы «Мария-Ра» приобрели Дом Третьяковых

Особняк площадью 6 500 кв. м на Кузнецком Мосту могут переделать в офисный центр.
12.05
Источник: CRE
Сделка

Sminex арендовал 7 100 кв. м в Space 1 Balchug

Аренда 944 рабочих мест в гибком пространстве на Садовнической улице может стоить от 60 до 70 млн рублей в месяц.
12.05
Источник: ГК "Риотэкс"
Проект

ГК "Риотэкс" рассказала о строительстве «Технопарка Раменское»

В рамках первой очереди проекта завершены монолитные работы складского и офисного центров. Завершение строительства первой очереди запланировано на октябрь 2025 года. 
12.05
Источник: CRE
Игроки рынка

CMWP завершила сделку по покупке PRO Realty

Основными заказчиками PRO Realty являются крупнейшие банки, такие как Альфа-Банк и Т-Банк, Сбербанк Технологии, НПФ Благосостояние, компании группы РЖД, Фонд Сколково и его структуры, кофеобжарочный завод МилФудс (Poetti) и другие.
12.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre