Как биофилия помогает торговым центрам в постковидные времена?

Александр Двоеглазов, CEO компании «Фикус»
 
2119
Изображение взято из источника: Пресс-служба компании «Фикус»
Последние пять месяцев превратили борьбу за посетителей ТЦ в гонку на выживание: уже понятно, что новых объектов будут строить меньше, а часть существующих закроется. Старые инструменты привлечения перестают действовать – чтобы продолжить работу, торговым центрам придется менять формат. 
 
На самом деле трансформация рынка коммерческой недвижимости началась уже довольно давно: в США пиковым годом развития торговых центров стал 1998. Потом рост замедлился, а в 2010-е годы гипермаркеты стали закрываться, превращаясь в «зомби-моллы», как их называют западные журналисты. Ковид усилил эту тенденцию: люди привыкли к онлайн-шопингу и не понимали, зачем им возвращаться в большие, шумные и неуютные торговые центры.

В России процесс шел с опозданием, и даже пандемия не изменила ситуацию кардинально: многие владельцы ТЦ предпочли просто переждать и продолжать привлекать посетителей традиционными способами. Появлялись экспериментальные проекты, но их доля была невелика: рынок рос и за счет ТЦ обычного формата, а прогнозы экспертов на 2022 год были вполне оптимистичными. 



По понятным причинам ситуация в корне изменилась. По даннымагентства Knight Frank, за первую половину 2022 в Москве в эксплуатацию было введено на 41,8% меньше объектов коммерческой недвижимости, чем за аналогичный период 2021 г. При этом надо понимать, что это проекты, разработанные еще в 2019-2020 гг. Поэтому прогнозы на вторую половину года еще более пессимистичны. 

Уже существующие ТЦ стремительно теряют посетителей: уходятякорные бренды, регрессирует кинопрокат в мультиплексах, закрываются точки общепита. Конечно, руководство пытается стабилизировать ситуацию: перестраиваются логистические цепочки, часть зарубежных компаний передает управление бизнесом локальным игрокам, идет поиск партнеров из дружественных стран. 

При этом потребность в проведении досуга у людей никуда не пропала, поэтому проблему может решить превращение ТЦ в мультифункциональное общественное пространство: с коворкингами, лекториями, спортивными клубами, гастро пространствами, концертными площадками. Процесс не будет простым – об этом говорят многие эксперты. Новые концепции требуют перепланирования галерей, смены формата атриумов и создания комфортной среды. 


Надо понимать, что «комфортная среда» – это не просто скамейки в галереях и удобная навигация: реновируя пространство, нужно ориентироваться на потребности человека, помогать ему расслабиться и снять стресс (в том числе от покупок). В этом может помочь биофильный дизайн, обеспечивающий эволюционно необходимый человеку контакт с природой в условиях городской среды и закрытых пространств. Он предполагает использование натуральных цветов, форм, растений, естественного света. Полноформатное применение этого направления возможно только на этапе строительства, но многие важные элементы можно внедрить и в формате реновации. Прежде всего это отделочные материалы и озеленение. Технологии осознанного озеленения помогают использовать растения не только как элемент декора и обозначения функциональных зон, но и для балансировки эмоционального состояния человека. В период пандемии был отмечен возросший интерес к озеленению торговых центров – многие из них готовилась к запуску в 2022 г. Сейчас часть проектов встала на паузу, некоторые пошли пересчитывать бюджеты, но кое-что все-таки вводится в эксплуатацию.

Удачным примером смены формата стала недавняя реновация московского ТЦ «Весна!». Проект был разработан во время пандемии коронавируса с учетом трендов, о которых мы писали выше. Расширилось содержание: в торговом центре появились бесплатный коворкинг, комфортные зоны отдыха с местами для подзарядки, поменялось зонирование фудкорта. Изменились и общественные пространства: их дизайн нельзя назвать полностью биофильным, но отдельные элементы этого подхода присутствуют. Например, использование растений для зонирования мест на фудкорте и обозначения зон отдыха в галереях. Полностью переделан центральный атриум.



Теперь это не просто переход из одной галереи в другую, а главное пространство ТЦ: со сценой, детской зоной, диванчиками для отдыха, вихревыми водяными колоннами, водопадом и большим количеством озеленения. Ампельные растения на подвесных конструкциях создают ощущение сада в зоне отдыха, а самым интересным элементом озеленения стали вертикальные сады на трех колоннах в центре атриума. 
«Эти элементы вписаны в общее зонирование, образуя "зеленые острова" в атриуме. Они хорошо просматриваются со второго этажа двусветного пространства, а на первом являются частью посадочной зоны. Кроме того, они дополнены фонтаном с водопадом, который делает отдых особенно приятным. Задачей дизайна было создать свежее, комфортное и многофункциональное пространство с сильной айдентикой», - прокомментировала главный архитектор Blank Architects Алена Панфилова-Корсакова.

Вторая половина года покажет, какие торговые центры сумеют справиться с кризисом, а какие потеряют покупателей и будут вынуждены закрыться. Но одно понятно уже сейчас: простая замена европейских брендов турецкими не сработает – в стрессовые времена для победы в борьбе за покупателя нужно заботиться о его эмоциональном состоянии.

 


Материалы по теме

Источник: Asterus
Точка зрения

Нацстандарт «зеленого» строительства – что это для инвестора

В мае в России объявили о старте разработки национальной системы «зеленой» оценки и сертификации зданий. Это – закономерная реакция на уход с отечественного рынка самых популярных систем международной сертификации. Новые стандарты, разрабатываемые экспертным сообществом, находятся на стадии апробации. Их испытывают на нескольких столичных проектах, в их числе оказался и московский бизнес-парк класса «А» в Покровском-Стрешневе от компании ASTERUS. О плюсах отечественной «зеленой» сертификации для девелоперов рассказывает Константин Авксентьев, руководитель архитектурного департамента ASTERUS.
03.08
Источник: ГК «А-100 Девелопмент»
Точка зрения

От правильного бетона до бесконтактной среды: тенденции «зеленого» строительства на ближайшие годы

С каждым годом растет число «зеленых» технологий, помогающих снизить влияние строительства на окружающую среду и здоровье человека. Какие направления экодевелопмента имеют все шансы определить облик недвижимости будущего, рассказывает Светлана Шевлик, CEO ГК «А-100 Девелопмент».
27.09
Источник: УК AVICA
Экспертный анализ

Здания с приставкой «эко»: зеленые технологии строительства – ключевой тренд на перспективу

Мария Котова, генеральный директор УК AVICA, бизнес-пространство ROMANOV DVOR
 
13.11

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (20-26 мая)

Новая офисная классификация, проекты на Пресне, в Ростокино, Филях и Чите, продажа БЦ «Стратос», новый складской комплекс Instone Development, назначение в NF Group и другие новости - в нашей традиционной подборке.  
26.05
Источник: cre.ru
Игроки рынка

В Москве презентовали обновленную классификацию офисов

Ведущие консультанты представили новую офисную классификацию.
 
21.05
Источник: Пресс-служба NF Group
Назначения

NF Group укрепляет международные связи

София Пургина назначена руководителем направления по работе с российскими клиентами NF Group Middle East.
 
21.05
Источник: stroi.mos.ru
Проект

На Пресне построят БЦ «Шелепиха»

Холдинг «Экто» получил разрешение на строительство БЦ овальной в Пресненском районе.
 
23.05
Источник: Пресс-служба КОКОН
Сделка

«Москва» купила «Стратос»

Группа «Сафмар» продала технополису «Москва» бизнес-центр в Сколково.
 
 
21.05
Источник: CRE
События

Встречайте майский CRE

Вышел из печати CRE № 5 (439) с фоторепортажем с церемонии CRE Moscow AWARDS 2024.
 
21.05
Источник: Instone Development
Игроки рынка

Instone Development выходит в сегмент Light Industrial

Занимающаяся развитием и управлением проектов в сегменте индустриально-логистической недвижимости компания Instone Development выходит в формат Light Industrial. Первые два корпуса нового индустриального парка «Гранат», расположенного на ЦКАД и вблизи от трассы М-4 Дон, планируются ко вводу в феврале 2025 года. Консалтинговая компания NF Group является эксклюзивным консультантом проекта. 
24.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre