Как биофилия помогает торговым центрам в постковидные времена?

Александр Двоеглазов, CEO компании «Фикус»
 
2357
Изображение взято из источника: Пресс-служба компании «Фикус»
Последние пять месяцев превратили борьбу за посетителей ТЦ в гонку на выживание: уже понятно, что новых объектов будут строить меньше, а часть существующих закроется. Старые инструменты привлечения перестают действовать – чтобы продолжить работу, торговым центрам придется менять формат. 
 
На самом деле трансформация рынка коммерческой недвижимости началась уже довольно давно: в США пиковым годом развития торговых центров стал 1998. Потом рост замедлился, а в 2010-е годы гипермаркеты стали закрываться, превращаясь в «зомби-моллы», как их называют западные журналисты. Ковид усилил эту тенденцию: люди привыкли к онлайн-шопингу и не понимали, зачем им возвращаться в большие, шумные и неуютные торговые центры.

В России процесс шел с опозданием, и даже пандемия не изменила ситуацию кардинально: многие владельцы ТЦ предпочли просто переждать и продолжать привлекать посетителей традиционными способами. Появлялись экспериментальные проекты, но их доля была невелика: рынок рос и за счет ТЦ обычного формата, а прогнозы экспертов на 2022 год были вполне оптимистичными. 



По понятным причинам ситуация в корне изменилась. По даннымагентства Knight Frank, за первую половину 2022 в Москве в эксплуатацию было введено на 41,8% меньше объектов коммерческой недвижимости, чем за аналогичный период 2021 г. При этом надо понимать, что это проекты, разработанные еще в 2019-2020 гг. Поэтому прогнозы на вторую половину года еще более пессимистичны. 

Уже существующие ТЦ стремительно теряют посетителей: уходятякорные бренды, регрессирует кинопрокат в мультиплексах, закрываются точки общепита. Конечно, руководство пытается стабилизировать ситуацию: перестраиваются логистические цепочки, часть зарубежных компаний передает управление бизнесом локальным игрокам, идет поиск партнеров из дружественных стран. 

При этом потребность в проведении досуга у людей никуда не пропала, поэтому проблему может решить превращение ТЦ в мультифункциональное общественное пространство: с коворкингами, лекториями, спортивными клубами, гастро пространствами, концертными площадками. Процесс не будет простым – об этом говорят многие эксперты. Новые концепции требуют перепланирования галерей, смены формата атриумов и создания комфортной среды. 


Надо понимать, что «комфортная среда» – это не просто скамейки в галереях и удобная навигация: реновируя пространство, нужно ориентироваться на потребности человека, помогать ему расслабиться и снять стресс (в том числе от покупок). В этом может помочь биофильный дизайн, обеспечивающий эволюционно необходимый человеку контакт с природой в условиях городской среды и закрытых пространств. Он предполагает использование натуральных цветов, форм, растений, естественного света. Полноформатное применение этого направления возможно только на этапе строительства, но многие важные элементы можно внедрить и в формате реновации. Прежде всего это отделочные материалы и озеленение. Технологии осознанного озеленения помогают использовать растения не только как элемент декора и обозначения функциональных зон, но и для балансировки эмоционального состояния человека. В период пандемии был отмечен возросший интерес к озеленению торговых центров – многие из них готовилась к запуску в 2022 г. Сейчас часть проектов встала на паузу, некоторые пошли пересчитывать бюджеты, но кое-что все-таки вводится в эксплуатацию.

Удачным примером смены формата стала недавняя реновация московского ТЦ «Весна!». Проект был разработан во время пандемии коронавируса с учетом трендов, о которых мы писали выше. Расширилось содержание: в торговом центре появились бесплатный коворкинг, комфортные зоны отдыха с местами для подзарядки, поменялось зонирование фудкорта. Изменились и общественные пространства: их дизайн нельзя назвать полностью биофильным, но отдельные элементы этого подхода присутствуют. Например, использование растений для зонирования мест на фудкорте и обозначения зон отдыха в галереях. Полностью переделан центральный атриум.



Теперь это не просто переход из одной галереи в другую, а главное пространство ТЦ: со сценой, детской зоной, диванчиками для отдыха, вихревыми водяными колоннами, водопадом и большим количеством озеленения. Ампельные растения на подвесных конструкциях создают ощущение сада в зоне отдыха, а самым интересным элементом озеленения стали вертикальные сады на трех колоннах в центре атриума. 
«Эти элементы вписаны в общее зонирование, образуя "зеленые острова" в атриуме. Они хорошо просматриваются со второго этажа двусветного пространства, а на первом являются частью посадочной зоны. Кроме того, они дополнены фонтаном с водопадом, который делает отдых особенно приятным. Задачей дизайна было создать свежее, комфортное и многофункциональное пространство с сильной айдентикой», - прокомментировала главный архитектор Blank Architects Алена Панфилова-Корсакова.

Вторая половина года покажет, какие торговые центры сумеют справиться с кризисом, а какие потеряют покупателей и будут вынуждены закрыться. Но одно понятно уже сейчас: простая замена европейских брендов турецкими не сработает – в стрессовые времена для победы в борьбе за покупателя нужно заботиться о его эмоциональном состоянии.

 


Материалы по теме

Источник: Asterus
Точка зрения

Нацстандарт «зеленого» строительства – что это для инвестора

В мае в России объявили о старте разработки национальной системы «зеленой» оценки и сертификации зданий. Это – закономерная реакция на уход с отечественного рынка самых популярных систем международной сертификации. Новые стандарты, разрабатываемые экспертным сообществом, находятся на стадии апробации. Их испытывают на нескольких столичных проектах, в их числе оказался и московский бизнес-парк класса «А» в Покровском-Стрешневе от компании ASTERUS. О плюсах отечественной «зеленой» сертификации для девелоперов рассказывает Константин Авксентьев, руководитель архитектурного департамента ASTERUS.
03.08
Источник: ГК «А-100 Девелопмент»
Точка зрения

От правильного бетона до бесконтактной среды: тенденции «зеленого» строительства на ближайшие годы

С каждым годом растет число «зеленых» технологий, помогающих снизить влияние строительства на окружающую среду и здоровье человека. Какие направления экодевелопмента имеют все шансы определить облик недвижимости будущего, рассказывает Светлана Шевлик, CEO ГК «А-100 Девелопмент».
27.09
Источник: УК AVICA
Экспертный анализ

Здания с приставкой «эко»: зеленые технологии строительства – ключевой тренд на перспективу

Мария Котова, генеральный директор УК AVICA, бизнес-пространство ROMANOV DVOR
 
13.11

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02
Источник: Coldy
Проект

Coldy может построить 320 тыс. кв. м на Дмитровской

Компания выкупает у Сбербанка 5,6 га под деловым кварталом Mirland Plaza. Если эта территория войдет в программу КРТ, девелопер сможет реализовать там крупный комплекс с жильем и офисами.
17.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre