Как биофилия помогает торговым центрам в постковидные времена?

Александр Двоеглазов, CEO компании «Фикус»
 
2317
Изображение взято из источника: Пресс-служба компании «Фикус»
Последние пять месяцев превратили борьбу за посетителей ТЦ в гонку на выживание: уже понятно, что новых объектов будут строить меньше, а часть существующих закроется. Старые инструменты привлечения перестают действовать – чтобы продолжить работу, торговым центрам придется менять формат. 
 
На самом деле трансформация рынка коммерческой недвижимости началась уже довольно давно: в США пиковым годом развития торговых центров стал 1998. Потом рост замедлился, а в 2010-е годы гипермаркеты стали закрываться, превращаясь в «зомби-моллы», как их называют западные журналисты. Ковид усилил эту тенденцию: люди привыкли к онлайн-шопингу и не понимали, зачем им возвращаться в большие, шумные и неуютные торговые центры.

В России процесс шел с опозданием, и даже пандемия не изменила ситуацию кардинально: многие владельцы ТЦ предпочли просто переждать и продолжать привлекать посетителей традиционными способами. Появлялись экспериментальные проекты, но их доля была невелика: рынок рос и за счет ТЦ обычного формата, а прогнозы экспертов на 2022 год были вполне оптимистичными. 



По понятным причинам ситуация в корне изменилась. По даннымагентства Knight Frank, за первую половину 2022 в Москве в эксплуатацию было введено на 41,8% меньше объектов коммерческой недвижимости, чем за аналогичный период 2021 г. При этом надо понимать, что это проекты, разработанные еще в 2019-2020 гг. Поэтому прогнозы на вторую половину года еще более пессимистичны. 

Уже существующие ТЦ стремительно теряют посетителей: уходятякорные бренды, регрессирует кинопрокат в мультиплексах, закрываются точки общепита. Конечно, руководство пытается стабилизировать ситуацию: перестраиваются логистические цепочки, часть зарубежных компаний передает управление бизнесом локальным игрокам, идет поиск партнеров из дружественных стран. 

При этом потребность в проведении досуга у людей никуда не пропала, поэтому проблему может решить превращение ТЦ в мультифункциональное общественное пространство: с коворкингами, лекториями, спортивными клубами, гастро пространствами, концертными площадками. Процесс не будет простым – об этом говорят многие эксперты. Новые концепции требуют перепланирования галерей, смены формата атриумов и создания комфортной среды. 


Надо понимать, что «комфортная среда» – это не просто скамейки в галереях и удобная навигация: реновируя пространство, нужно ориентироваться на потребности человека, помогать ему расслабиться и снять стресс (в том числе от покупок). В этом может помочь биофильный дизайн, обеспечивающий эволюционно необходимый человеку контакт с природой в условиях городской среды и закрытых пространств. Он предполагает использование натуральных цветов, форм, растений, естественного света. Полноформатное применение этого направления возможно только на этапе строительства, но многие важные элементы можно внедрить и в формате реновации. Прежде всего это отделочные материалы и озеленение. Технологии осознанного озеленения помогают использовать растения не только как элемент декора и обозначения функциональных зон, но и для балансировки эмоционального состояния человека. В период пандемии был отмечен возросший интерес к озеленению торговых центров – многие из них готовилась к запуску в 2022 г. Сейчас часть проектов встала на паузу, некоторые пошли пересчитывать бюджеты, но кое-что все-таки вводится в эксплуатацию.

Удачным примером смены формата стала недавняя реновация московского ТЦ «Весна!». Проект был разработан во время пандемии коронавируса с учетом трендов, о которых мы писали выше. Расширилось содержание: в торговом центре появились бесплатный коворкинг, комфортные зоны отдыха с местами для подзарядки, поменялось зонирование фудкорта. Изменились и общественные пространства: их дизайн нельзя назвать полностью биофильным, но отдельные элементы этого подхода присутствуют. Например, использование растений для зонирования мест на фудкорте и обозначения зон отдыха в галереях. Полностью переделан центральный атриум.



Теперь это не просто переход из одной галереи в другую, а главное пространство ТЦ: со сценой, детской зоной, диванчиками для отдыха, вихревыми водяными колоннами, водопадом и большим количеством озеленения. Ампельные растения на подвесных конструкциях создают ощущение сада в зоне отдыха, а самым интересным элементом озеленения стали вертикальные сады на трех колоннах в центре атриума. 
«Эти элементы вписаны в общее зонирование, образуя "зеленые острова" в атриуме. Они хорошо просматриваются со второго этажа двусветного пространства, а на первом являются частью посадочной зоны. Кроме того, они дополнены фонтаном с водопадом, который делает отдых особенно приятным. Задачей дизайна было создать свежее, комфортное и многофункциональное пространство с сильной айдентикой», - прокомментировала главный архитектор Blank Architects Алена Панфилова-Корсакова.

Вторая половина года покажет, какие торговые центры сумеют справиться с кризисом, а какие потеряют покупателей и будут вынуждены закрыться. Но одно понятно уже сейчас: простая замена европейских брендов турецкими не сработает – в стрессовые времена для победы в борьбе за покупателя нужно заботиться о его эмоциональном состоянии.

 


Материалы по теме

Источник: Asterus
Точка зрения

Нацстандарт «зеленого» строительства – что это для инвестора

В мае в России объявили о старте разработки национальной системы «зеленой» оценки и сертификации зданий. Это – закономерная реакция на уход с отечественного рынка самых популярных систем международной сертификации. Новые стандарты, разрабатываемые экспертным сообществом, находятся на стадии апробации. Их испытывают на нескольких столичных проектах, в их числе оказался и московский бизнес-парк класса «А» в Покровском-Стрешневе от компании ASTERUS. О плюсах отечественной «зеленой» сертификации для девелоперов рассказывает Константин Авксентьев, руководитель архитектурного департамента ASTERUS.
03.08
Источник: ГК «А-100 Девелопмент»
Точка зрения

От правильного бетона до бесконтактной среды: тенденции «зеленого» строительства на ближайшие годы

С каждым годом растет число «зеленых» технологий, помогающих снизить влияние строительства на окружающую среду и здоровье человека. Какие направления экодевелопмента имеют все шансы определить облик недвижимости будущего, рассказывает Светлана Шевлик, CEO ГК «А-100 Девелопмент».
27.09
Источник: УК AVICA
Экспертный анализ

Здания с приставкой «эко»: зеленые технологии строительства – ключевой тренд на перспективу

Мария Котова, генеральный директор УК AVICA, бизнес-пространство ROMANOV DVOR
 
13.11

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: IBC Global
Проект

В Кыргызстане стартовало строительство Global Hub

Общая площадь комплекса составит 137 тыс. кв. м. Консультантом и эксклюзивным брокером проекта выступила компания IBC Global, девелопер - Alkanov Group один из крупнейших игроков сегмента Кыргызской Республики.
09.01
Источник: Ricci
Назначения

Ricci назначает главного операционного директора

Эту должность займет Ирина Песоцкая. До прихода в компанию Ирина занимала ключевые позиции в Nikoliers, БКС Банке, Альфа-Банке, Ренессанс-Капитал и Kept (ранее КПМГ). 
09.01
Источник: Hutton
Проект

Hutton займется строительством Light Industrial

Компания получила разрешение на строительство производственного комплекса Noman площадью около 13 400 кв. м на юго-востоке Москвы.
09.01
Источник: Business Club
Назначения

Екатерина Прокопова теперь в Business Club

Она заняла должность директора отдела по связям с общественностью.
10.01
Источник: Pridex
Игроки рынка

Pridex создает офисную экосистему

Компания провела ребрендинг и объединила ключевые направления деятельности - Pridex Construction, Pridex Spaces, Pridex Technology и Pridex Lab - под единым материнским брендом. 
09.01
Источник: Crocus Group
Игроки рынка

Crocus Group поделилась итогами года

В ТРК Vegas новые арендаторы заняли более 9 000 квадратных метров арендной площади, а ТЦ «Крокус Сити Молл» пополнил свой портфель арендаторов более чем на 15 премиальных брендов.
09.01
Источник: Parus Asset Management
Назначения

Parus Asset Management запускает аналитический центр

Участники рынка смогут ежемесячно получать информацию по ставкам аренды, а также в режиме реального времени следить за уровнем вакансии и актуальными тенденциями в различных мегментах недвижимости. Возглавит аналитический центр Елена Михайлова, ранее занимавшая должность руководителя маркетинговых исследований и аналитики Parus Asset Management.
09.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre