В отличие от фуд-кортов, где люди обычно едят и отдыхают во время шопинга, в фуд-холлы приходят специально, чтобы попробовать новые блюда, пообщаться с друзьями, а наличие событийных площадок с разными мероприятиями в ряде проектов делает их полноценным местом развлечений.
В 2022 г. открылись четыре фуд-холла: Vilka в Кудрово, Balagan на Петроградской стороне, «Московский рынок» на улице Решетникова, «Фуд Парк Норд» в торговом центре «Норд». На высокой стадии готовности находится крупнейший в стране фуд-молл Vokzal 1853, а также проекты в ТЦ «Пик» и в многофункциональном проекте «Фабрика» на Кирочной улице.
В Петербурге первым фуд-холлом стало пространство «Бутылка», открывшееся в 2017 г. в Новой Голландии. А в 2019 г. появился Василеостровский рынок. Но бума нового формата в городе не случилось из-за пандемии. Однако девелоперы не отменили свои планы, а лишь перенесли сроки открытия.
Новый формат в Северной столице развивается сразу в нескольких направлениях. С одной стороны, в рамках торговых центров – первым таким проектом стал открывшийся в 2019 г. Eat Market в ТЦ «Галерея». С другой стороны, пространства общественного питания открываются в модернизированных зданиях сельскохозяйственных рынков, где зачастую посетителям предлагается сочетание фуд-пространства и мест классической торговли продуктами с прилавка. В формате фуд-холла в Петербурге уже несколько лет работает Василеостровский рынок, а в августе 2022 г. в тестовом режиме открылся Московский рынок. Девелоперы также анонсировали планы по превращению в современные фуд-пространства Торжковского и Сытного рынков.
Условно фуд-холлы можно разделить на три группы:
- классический формат площадью от 1 000 до 5 000 кв. м, где представлены разные уникальные ресторанные концепции;
- фуд-моллы площадью от 10 тыс. кв. м, что и отличает их от классических фуд-холлов. Пока в городе нет действующих проектов такого формата, но на стадии строительства находится Vokzal 1853;
- фуд-маркеты, сочетающие в себе ресторанную функцию и рынок. Из действующих в городе – Василеостровский и Московский рынки.
Основные посетители фуд-холлов в центральной части города – туристы, студенты, сотрудники офисных центров, местные жители. В спальных районах города – преимущественно жители ближайших домов. Целевая аудитория сильно влияет на выбор концепции – на окраинах меньше экзотики и больше классических форматов, – также чаще встречается не классический фуд-холл, а фуд-корт с элементами фуд-холла.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia, отмечает, что Петербург является гастрономической столицей России, там давно и активно развиваются разнообразные концепции общепита, однако современные форматы фуд-холлов/фуд-моллов стали появляться относительно недавно: «Мы с большим интересом наблюдаем за активным развитием этого сегмента, видим целый ряд успешных проектов, которые завоевали лояльность потребителей. Надеемся, что в ближайшие годы гастрономические пространства продолжат развиваться как в составе торговых центров, так и в составе многофункциональных общественных пространств. Такой формат отвечает современным тенденциям и более адаптивен к изменениям рынка, включая экономические аспекты, чем полноформатные ресторанные концепции, поэтому он имеет широкие возможности для развития в условиях переходного периода».