Разница аренды офиса в Москве и Санкт-Петербурге. Практика рынка

За последние 10 лет многие московские компании выходили на рынок Северной столицы, арендуя качественные офисные площади. Яркий тому пример – переезд «Газпрома», его дочерних структур и подрядчиков. В свою очередь, организации из Петербурга открывали филиалы в Москве или переносили туда свой головной офис. Подобная миграция приводила к тому, что бизнес столкнулся с отличительными особенностями двух офисных рынков – Петербурга и Москвы. О разнице условий на двух ключевых рынках офисной недвижимости России рассказывает Константин Лосюков, генеральный директор петербургского офиса NF Group (ех. Knight Frank St. Petersburg).
2725
Изображение взято из источника: NF Group
По нашему опыту взаимодействия с клиентами, поиск офиса и согласование условий договора аренды вызывают много вопросов и требуют пояснительной работы консультанта, так как при внешнем сходстве рынки двух столиц все же различаются.

Предложение

Достаточно долго в Петербурге рынок качественных офисных площадей находился в дефицитном состоянии. Его объем ­– 4 млн кв. м офисной недвижимости класса А и В. В Москве же предложение составляет 17,8 млн кв. м, а, значит, выбор офисных площадей в четыре раза больше.

В 2021 году на офисном рынке Петербурга было свободно всего 240 тыс. кв. м офисов, а выбор больших блоков площадью от 3 000 кв. м был ограничен 10 зданиями. В то время как в Москве пустовало 1,2 млн кв. м офисных площадей, и офисы 3 000 кв. м и более составляли 58% от общего свободного предложения.

Вакантность

По итогам III квартала 2022 года в Петербурге вакантно 378 тыс. кв. м офисов, и они неравномерно распределены по городу. В ряде районов свободны целые здания, в других локациях по-прежнему наблюдается нехватка качественных объектов. Рынок офисной недвижимости Северной столицы достаточно долго оставался рынком арендодателя, и при текущей вакантности менее 10% продолжит им быть. По мере высвобождения площадей собственники зданий с большим количеством свободных офисов пересматривают свое отношение к арендной политике и уже готовы предлагать не все в одни руки, а сдавать этажами и менее крупными блоками.  

В процентном соотношении вакантность в Петербурге (9,5%) выше по сравнению с Москвой (8,6%), чего не скажешь об абсолютных значениях. На сегодняшний день в столице свободными остаются более 1,5 млн кв. м офисов, с начала года этот показатель увеличился на 350 тыс. кв. м, что, с одной стороны, позволяет арендаторам выбирать, с другой – демонстрирует серьезную конкуренцию среди арендодателей.

Обеспеченность офисными площадями

Ввиду сосредоточения основной деловой активности и высокой концентрации офисов крупных компаний в Москве, вполне логично, что обеспеченность офисными площадями в столице на 1 000 жителей в два раза выше, чем в городе на Неве ­– 1 408 кв. м против 743 кв. м.


Источник: NF Group


Гибкие офисные пространства

Рынок гибких офисных пространств в Петербурге, по состоянию на октябрь 2022 года, является достаточно развитым, при этом основной объем предложения растет благодаря открытию новых локаций местными сетевыми операторами. Гибкие офисы занимают в Петербурге 1,4% от всего объема офисных площадей класса А и В, в Москве – 1,9%. И если в количественном выражении петербургский рынок пока отстает от Москвы и крупных европейских городов, то по набору сервисов и услуг, инноваций, уникальности концепций действующих гибких офисных пространств он находится на очень высоком уровне. Дальнейшее развитие субрынка будет происходить благодаря появлению качественных крупных проектов, которые вытеснят с рынка менее профессиональных операторов.

Арендные ставки

Арендные ставки в городах различаются, в первую очередь, своей величиной. Так, средневзвешенная ставка аренды квадратного метра офисного помещения класса А в Москве на 33% выше, чем в Петербурге. Кроме того, в столице традиционно ставки номинируются в рублях и валюте (редко) за квадратный метр в год и не включают в себя эксплуатационные расходы, налоги и коммунальные платежи. В Петербурге практика рынка иная. Уже более 10 лет арендные ставки номинируются только в рублях и за квадратный метр в месяц, при этом включают в себя налоги и большую часть операционных расходов.

Сроки аренды

В Москве чаще всего офисы сдаются в аренду на длительные сроки с более жесткими условиями досрочного выхода из договоров. Так, офисы класса А в столице традиционно сдаются на 5–7 лет, класса B – на 3–5 лет. Это отличает их от объектов в Петербурге, в которых чаще всего договор аренды заключается на 3 года или даже на 11 месяцев. Обязательства по сроку аренды в Москве привели к широкому распространению такого формата как субаренда – около 200 тыс. кв. м офисов повторно сдается арендаторами. И эта практика практически отсутствует в Петербурге.

Основная причина кроется в подходе арендаторов и собственников – в столице чаще всего арендуют офис без отделки и делают ее «под себя». Ввиду высоких затрат выходить из такого договора раньше, чем через 5 лет, экономически невыгодно – арендаторы заинтересованы амортизировать то, что они вложили. Однако, сейчас в связи с событиями, происходящими в мире, некоторые арендодатели в Москве готовы подписывать договоры сроком до трех лет. В исключительных случаях арендодатели готовы сократить сроки договоров до года. Но не стоит забывать, что зачастую договоры заключаются индивидуально, и сроки, в числе прочих условий, обсуждаются отдельно в каждом конкретном случае.


Источник: NF Group


Методика измерения арендуемой площади

В Петербурге арендаторы, как правило, платят за реальную арендуемую площадь офиса в соответствии с планом БТИ (бюро технической инвентаризации). В Москве существует практика расчета площадей, сдаваемых в аренду, исходя из стандарта BOMA (Building Owners and Managers Association). Это помогает арендодателю оптимизировать доход, который ему приносит здание, с учетом деления общих площадей на арендаторов. Таким образом, к арендопригодной площади помещения плюсуется еще часть общих площадей, за которые платит арендатор.

Индексация арендной ставки

В Петербурге ежегодная общепринятая на рынке практика индексации арендной ставки составляет 10%, но в процессе переговоров она может снижаться до 7–8%. Такой подход изначально может удивить многих москвичей, которые привыкли к тому, что в Москве среднерыночная индексация арендной ставки находится традиционно в диапазоне от 5 до 6%, однако в текущих реалиях мы наблюдаем разброс от 5 до 10%. При этом ставки аренды могут снижаться.

Классовая разница

Офисные здания класса А в Москве и Санкт-Петербурге очень отличаются. Так, в культурной столице класс А – зачастую это исторические здания после реконструкции с парковкой на прилегающей территории или вообще без нее. Также в Петербурге отсутствует так называемый центральный деловой район, но наиболее престижная локация – это историческая часть Центрального, Адмиралтейского и Петроградского административных районов, что не укладывается в классическое представление об офисном помещении класса A в столице. В Москве класс А – это традиционно новое строительство с подземным паркингом.

Перспективы

Москва и Санкт-Петербург – два города, каждый из которых исторически и экономически развивается по своему сценарию, и офисный рынок – отличное тому подтверждение. Москва – финансовый и политический центр, здесь представлены головные офисы крупных компаний. Петербург – культурная столица, где бизнес-центры высокого класса располагаются в исторических особняках, а большую часть помещений арендуют компании из нефтегазового сектора и IT-корпорации. И выход из текущей кризисной ситуации у каждого города будет свой. В Петербурге российские IT-компании займут место иностранных, а нефтегазовые игроки будут расширяться и строить собственные офисы, консолидируя свои подразделения в одном месте. В Москве рынок сможет быстрее адаптироваться в силу большей финансовой состоятельности арендаторов. Но в обеих столицах мы увидим усиление дифференциации на рынке офисов, когда качественные современные здания с отделкой будут пользоваться большим спросом по сравнению с морально устаревшими бизнес-центрами на окраинах города.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Лосюков Константин

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: Ricci
Исследования рынка

Ricci: Обзор рынка офисной недвижимости Москвы III квартал 2022

По данным аналитиков компании, новый ввод с начала года составил 188,5 кв. м, а общий спрос – 634 тыс. кв. м. При этом, уровень вакантности в классе А достиг 16,1%. Отдельно стоит отметить средний уровень дисконта – если в прошлом году он составлял 5-7%, то по итогам третьего квартала достигает 15-20%.
31.10
Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Вакансия в гибких офисах достигла исторического максимума

По данным компании, сегодня вакантны 28% площадей в сервисных офисах России (без учета классических коворкингов), что в абсолютном выражении составляет 79 тыс. кв. м. С начала года была открыта 101 тыс. кв. м таких пространств, а спрос составил 61 тыс. кв. м.
26.10
Источник: IPG.Estate
Исследования рынка

IPG.Estate: Вакансия в офисах Москвы составит 12,5% к концу года

Отдел исследований и консалтинга IPG.Estate подготовил отчёт об итогах III квартала 2022 года по рынку офисной недвижимости в Москве.
24.10

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre