Локация — определяющий фактор
Центр города, особенно его историческая часть, это пространство со сложившимся пешеходным и автомобильным трафиком, обилием туристических мест. В то же время свободные помещения даже в популярных торговых коридорах или оживлённых переулках не всегда соответствуют сегодняшним стандартам размещения бутика, кафе или премиального ресторана. Необходимо оценивать технические параметры предложения. В отдельных районах, даже, например, на престижной Якиманке, мы увидели дефицит современных коммерческих лотов в продаже. И сейчас строим два новых отдельно стоящих ритейловых особняка напротив Третьяковской галереи, в окружении 12 элитных жилых проектов.
Окружение — важный момент. И речь не только о сложившихся кварталах. Анализ строящихся объектов поможет оценить, каким будет пул клиентов уже через несколько лет. Идеально, когда есть единая социальная среда плюс стабильный поток туристов со всей страны.
Жилой дом: удобнее, ближе, быстрее
Развитие сервисов готовой еды и экспресс-доставки стимулируют торговые сети менять форматы магазинов и логистические цепочки. На этом фоне ритейл в доме или около него — это «новый чёрный». Удачные варианты есть не только в границах Бульварного или Садового кольца. Например, в нашем доме «Достижение» на улице Академика Королёва мы продумали помещение под ресторан, потому что ближайшая альтернатива находится в радиусе полутора километров. Для заведений такого типа это очень далеко. А если в доме к тому же больше тысячи квартир, то посещаемость гарантирована.
Ещё один плюс коммерческих помещений в жилом доме: сервисы востребованы все семь дней в неделю. В отличие, например, от ритейла в бизнес-центрах, которые живут по рабочему графику с понедельника по пятницу.
Современная инженерия
Системы комфорта в новых домах доступны не только жителям, но и пользователям ритейла. Например, можно получить такой бонус, как круглогодичное горячее водоснабжение, тогда как часто у ритейла вообще нет горячей воды — приходится использовать водонагреватели. Инженерные системы должны быть и современными, и универсальными — рассчитанными под любой профиль бизнеса. Стоит проверить наличие мест для размещения внешних индивидуальных блоков вентиляции и кондиционирования. Если вы планируете приобрести помещение под специфический функционал — например, ресторан — то тут необходимо учитывать дополнительные факторы. Достаточно ли электрических мощностей для такого заведения? Предусмотрена ли возможность установки жироуловителей? Если супермаркет, то есть ли просторная зона погрузки-разгрузки?
Архитектура привлекает
Если магазин расположен в заметном здании с узнаваемой архитектурой, то найти его там будет легко. Визитной карточкой отдельно стоящего павильона, особенно когда речь идёт о премиальном сегменте, могут стать стильные фасады из натуральных материалов, эксклюзивные решения, перекликающиеся с архитектурой окружающей застройки. Ресторан или бутик традиционно привлекают внимание панорамными витринами. Красивые, яркие и светлые, они попадают в поле зрения как пешеходов, так и автомобилистов. Благодаря большим витражам, днём в зале будет много света.
Обязательный проверочный вопрос: есть ли места для рекламных вывесок. Это сохранит облик дома, с одной стороны. С другой – создаст комфорт для пользователей ритейла и даже повысит ценность аренды и владения помещением. Всё, что смотрится монолитным, единым красивым и дорогим, отражается на цене актива.
Свободные планировки
Продуманные планировки дают возможность организовать пространство так, как это удобно и выгодно вам или вашему будущему арендатору. Помещение правильной формы, с высокими потолками (например, в наших проектах они доходят до 5,5 – 7,15 м) и минимумом несущих конструкций, — залог успешного бизнеса. Хотя бы один вход должен быть с фасадной части. Если речь идёт про ресторан, то возможность организовать летнюю веранду позволит увеличить количество посадочных мест. Вроде бы очевидная вещь, но в чек-лист это стоит включить.
Mix арендаторов
Состав всех арендаторов торговой галереи в новом доме заранее обычно не регламентирован — салон цветов или студия йоги, ателье или химчистка. Это определит рынок в зависимости от спроса. Например, если жителям нужна аптека, то она там обязательно появится. Тем не менее для развития торгового бизнеса правильно, когда девелопер заранее определяет профиль ключевых арендаторов, которые будут привлекать основную целевую аудиторию. Например, в «Достижении» из 30 коммерческих лотов мы заложили функционал только трёх крупных помещений: детского сада, премиального ресторана и одного из ведущих сетевых супермаркетов. Таким образом, здесь будет формироваться комфортная среда для жителей дома — и, следовательно, для бизнеса.
Самые ликвидные предложения расходятся ещё на этапе строительства. После ввода в эксплуатацию их стоимость может вырасти на 30-50%. Например, в доме «Достижение» уже продано 88% коммерческих площадей. Современный стрит-ритейл инвестиционно привлекателен не только сам по себе. Интерес бизнеса к подобным лотам приводит к повышению качества и комфорта городской среды в целом, а клиенты всегда идут туда, где им хорошо.
Центр города, особенно его историческая часть, это пространство со сложившимся пешеходным и автомобильным трафиком, обилием туристических мест. В то же время свободные помещения даже в популярных торговых коридорах или оживлённых переулках не всегда соответствуют сегодняшним стандартам размещения бутика, кафе или премиального ресторана. Необходимо оценивать технические параметры предложения. В отдельных районах, даже, например, на престижной Якиманке, мы увидели дефицит современных коммерческих лотов в продаже. И сейчас строим два новых отдельно стоящих ритейловых особняка напротив Третьяковской галереи, в окружении 12 элитных жилых проектов.
Окружение — важный момент. И речь не только о сложившихся кварталах. Анализ строящихся объектов поможет оценить, каким будет пул клиентов уже через несколько лет. Идеально, когда есть единая социальная среда плюс стабильный поток туристов со всей страны.
Жилой дом: удобнее, ближе, быстрее
Развитие сервисов готовой еды и экспресс-доставки стимулируют торговые сети менять форматы магазинов и логистические цепочки. На этом фоне ритейл в доме или около него — это «новый чёрный». Удачные варианты есть не только в границах Бульварного или Садового кольца. Например, в нашем доме «Достижение» на улице Академика Королёва мы продумали помещение под ресторан, потому что ближайшая альтернатива находится в радиусе полутора километров. Для заведений такого типа это очень далеко. А если в доме к тому же больше тысячи квартир, то посещаемость гарантирована.
Ещё один плюс коммерческих помещений в жилом доме: сервисы востребованы все семь дней в неделю. В отличие, например, от ритейла в бизнес-центрах, которые живут по рабочему графику с понедельника по пятницу.
Современная инженерия
Системы комфорта в новых домах доступны не только жителям, но и пользователям ритейла. Например, можно получить такой бонус, как круглогодичное горячее водоснабжение, тогда как часто у ритейла вообще нет горячей воды — приходится использовать водонагреватели. Инженерные системы должны быть и современными, и универсальными — рассчитанными под любой профиль бизнеса. Стоит проверить наличие мест для размещения внешних индивидуальных блоков вентиляции и кондиционирования. Если вы планируете приобрести помещение под специфический функционал — например, ресторан — то тут необходимо учитывать дополнительные факторы. Достаточно ли электрических мощностей для такого заведения? Предусмотрена ли возможность установки жироуловителей? Если супермаркет, то есть ли просторная зона погрузки-разгрузки?
Архитектура привлекает
Если магазин расположен в заметном здании с узнаваемой архитектурой, то найти его там будет легко. Визитной карточкой отдельно стоящего павильона, особенно когда речь идёт о премиальном сегменте, могут стать стильные фасады из натуральных материалов, эксклюзивные решения, перекликающиеся с архитектурой окружающей застройки. Ресторан или бутик традиционно привлекают внимание панорамными витринами. Красивые, яркие и светлые, они попадают в поле зрения как пешеходов, так и автомобилистов. Благодаря большим витражам, днём в зале будет много света.
Обязательный проверочный вопрос: есть ли места для рекламных вывесок. Это сохранит облик дома, с одной стороны. С другой – создаст комфорт для пользователей ритейла и даже повысит ценность аренды и владения помещением. Всё, что смотрится монолитным, единым красивым и дорогим, отражается на цене актива.
Свободные планировки
Продуманные планировки дают возможность организовать пространство так, как это удобно и выгодно вам или вашему будущему арендатору. Помещение правильной формы, с высокими потолками (например, в наших проектах они доходят до 5,5 – 7,15 м) и минимумом несущих конструкций, — залог успешного бизнеса. Хотя бы один вход должен быть с фасадной части. Если речь идёт про ресторан, то возможность организовать летнюю веранду позволит увеличить количество посадочных мест. Вроде бы очевидная вещь, но в чек-лист это стоит включить.
Mix арендаторов
Состав всех арендаторов торговой галереи в новом доме заранее обычно не регламентирован — салон цветов или студия йоги, ателье или химчистка. Это определит рынок в зависимости от спроса. Например, если жителям нужна аптека, то она там обязательно появится. Тем не менее для развития торгового бизнеса правильно, когда девелопер заранее определяет профиль ключевых арендаторов, которые будут привлекать основную целевую аудиторию. Например, в «Достижении» из 30 коммерческих лотов мы заложили функционал только трёх крупных помещений: детского сада, премиального ресторана и одного из ведущих сетевых супермаркетов. Таким образом, здесь будет формироваться комфортная среда для жителей дома — и, следовательно, для бизнеса.
Самые ликвидные предложения расходятся ещё на этапе строительства. После ввода в эксплуатацию их стоимость может вырасти на 30-50%. Например, в доме «Достижение» уже продано 88% коммерческих площадей. Современный стрит-ритейл инвестиционно привлекателен не только сам по себе. Интерес бизнеса к подобным лотам приводит к повышению качества и комфорта городской среды в целом, а клиенты всегда идут туда, где им хорошо.