Как меняется доля коммерции в ЖК?

Доля коммерческих помещений в дорогих ЖК превысила 10% против 5-7% в среднем по рынку.

2827
Изображение взято из источника: Пресс-служба «Аеон Девелопмент»
В высокобюджетных новостройках Москвы доля коммерческой инфраструктуры достигла уровня 10% от жилой площади проекта, показывают совместные исследования компаний «Аеон Девелопмент» и RRG. В среднем по рынку этот показатель составляет 5-7%. Исторически в дорогих комплексах ретейл и сервисы были ограниченны, но тренд на укрупнение проектов и выход на рынок ЖК с проектным объемом 1-2 тыс. лотов резко изменил ситуацию.

Инфраструктурный ретейл в новостройках представлен операторами торгового и сервисного профилей (супермаркеты, аптеки, химчистки, фитнес-центры, коммерческие образовательные центры и др.) и, как правило, размещается на нижних этажах здания либо в стилобатной части ЖК. Концепция инфраструктуры зависит от числа жителей и объема внешнего трафика, доступности территории дома, а также от конкурентного окружения – наличия возле ЖК торговых центров или объектов стрит-ретейла.  



Основной площадкой для развития инфраструктурного ретейла традиционно считались проекты комфорт и бизнес-класса. В среднем по рынку доля коммерческой инфраструктуры составляет 5-7% от жилой площади проекта. Такой показатель считается оптимальным для многих проектов, так как больший объем может привести к снижению стоимости реализации помещений или создать избыточную конкуренцию. Тем не менее, в крупных комплексах, проектах КОТ доля коммерции может быть существенно выше – 10-15%. В абсолютных цифрах объем торгово-сервисных помещений составляет 2-15 тыс. кв. м.



В премиальных жилых комплексах набор инфраструктуры исторически был ограничен. Во-первых, они строились в центральных локациях города на небольших участках. Во-вторых, небольшие размеры проектов не позволяли создать обширную инфраструктуру.  Но на рынке происходит изменение тренда - размеры премиальных проектов увеличиваются, а вместе с ними и набор коммерческих помещений. Пионером тренда стал River Park Towers Кутузовский компании Aeon с проектным объемом в 2062 квартиры. Еще одним примером стал Luzhniki Collection – 1106 лотов. В ТОПе также такие проекты, как Prime Park - 3 200 лотов, Neva Towers – 1 539 и High Life – 1 443 лота.
«Мы видим тенденцию в сторону увеличения инфраструктуры, она становится важной частью ЖК как продукта, на наш взгляд, это 25-30% составляющей продуктовой концепции. Тенденция усилилась в постпандемию в связи с удаленным режимом работы, заботой о своем здоровье и времени – все больше людей хотят видеть максимум услуг и удобств для себя в пешей, «тапочной» доступности. Объективно, чем выше класс жилья, тем больший процент коммерции способен поглотить внутренний спрос. С увеличением уровня дохода люди чаще ходят в рестораны, занимаются дополнительным образованием детей, чаще посещают фитнес и салоны красоты. Хотя исторически считалось, что личный водитель отвезет в дорогой ресторан, а свое кафе не нужно. Выяснилось, что нужно. Да и объекты "добрососедства и камерности", доступ в которые есть только у резидентов, также добавляют премиальности проекту», – комментирует Денис Колокольников, основатель, управляющий партнер консалтинговой компании RRG.

Например, в премиальном комплексе небоскребов River Park Towers Кутузовский доля коммерческой инфраструктуры составляет около 10,2% от жилой площади – это 14 400 кв. м. В ее состав войдет как открытая для всех горожан галерея по внешнему периметру комплекса, так и доступная только для резидентов инфраструктура внутри небоскребов и клубные сервисы. В открытой для всех галерее  запланировано размещение сразу двух супермаркетов, крупного фитнес-центра, SPA комплекса, двух ресторанов, двух кафе и др. К 2025 г. население в зоне 15-минутной доступности от River Park Towers Кутузовский достигнет 567,9 тыс. человек, плюс «дневное» население - сотрудники офисов – порядка 840 тыс. человек, которые также смогут пользоваться всеми опциями открытой галереи. 
 
Анастасия Суханцева, директор по маркетингу «Аеон Девелопмент»: «River Park Towers Кутузовский изначально позиционировался как проект в формате Family Premium, включающий все необходимое для премиального комфорта всех членов семьи. Мы очень глубоко проанализировали инсайты нашей аудитории и выявили ряд совершенно новых объектов инфраструктуры, которые могут повысить ежедневный уровень комфорта резидентов. Так, например, многие семьи придают особое значение эстетическому развитию, причем не только детей, но и своему собственному. Однако заниматься вокалом, игровыми видами спорта или разместить в квартире бильярдный стол - далеко не всегда удачное решение. Поэтому нами было принято решение предложить своим клиентам такой досуг в рамках инфраструктуры ЖК: музыкальный салон со студией для занятия вокалом и караоке, Gentelmen’s club сигарная комната, где можно организовывать закрытые дегустации, настоящий бильярдный клуб со столами 10 и 12 футов. А еще - многофункциональные видовые террасы на крыше – с прозрачными беседками-иглу, пляжными зонами, качелями для взрослых и многое другое. Именно такой точечный и детальный подход и отличает состав инфраструктуры нашего проекта».

Инфраструктурный ретейл становится важным конкурентным преимуществом для премиальных ЖК, позволяет создать имиджевое позиционирование объекта, а также является обособленным инвестиционным продуктом. Именно в престижных районах с высоким уровнем арендных ставок инвесторы могут найти наиболее ликвидные активы. В случае же открытия собственного бизнеса доходность ретейла в высокобюджетном ЖК будет существенно выше.
 
 


иГРОКИ РЫНКА

RRG

Колокольников Денис

Консалтинг и брокеридж

RRG

Материалы по теме

Источник: Товарищество Рябовской Мануфактуры
Исследования рынка

Офисы в ЖК вдвое дороже, чем в БЦ

Несколько лет назад девелоперы, работающие сфере жилой недвижимости, взяли курс на гибридизацию своих проектов. Помимо квартир, апартаментов и социальных объектов в структуру жилых комплексов в большем объеме стали закладываться офисные помещения. Пандемия только усилила этот тренд: многие из тех, кто поселился в новостройках, не хотели лишний раз покидать свои дома и быстро оценили возможность работать по месту проживания. Одновременно многие компании стремятся перенести своим точки базирования непосредственно на территорию жилых корпусов. Это запустило дискуссию в профессиональном сообществе: не вытеснят ли «домашние офисы» классический продукт, предлагаемый в бизнес-центрах?

Аналитики «Товарищества Рябовской Мануфактуры» изучили предложение по продаже юнитов из обеих категорий. Для исследования были взяты десять локаций, где застройщики проявляют наибольшую активность. По итогам мониторинга выяснилось, что о реальной конкуренции речь не идет. По сравнению с новостройками бизнес-центры располагают на порядок большими запасами офисных помещений и готовы продавать их вдвое дешевле(в пересчете на квадратный метр).
02.12
Источник: Новострой-СПб
Экспертный анализ

Rusland SP: В Петербурге негде строить ЖК

По данным компании, в Северной столице осталось только 469 га земли под строительство жилых комплексов. При этом ни один из участков разрешения на строительство не имеет.
28.09
Экспертный анализ

В ЖК Новой Москвы - более 400 коммерческих помещений

По оценке «Метриум», в Новой Москве выставлены на продажу 444 коммерческих помещения в 11 жилых комплексах. Как отмечают эксперты, цены на коммерческие объекты в данной локации пока недооценены.
11.09

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre