Как меняется доля коммерции в ЖК?

Доля коммерческих помещений в дорогих ЖК превысила 10% против 5-7% в среднем по рынку.

2423
Изображение взято из источника: Пресс-служба «Аеон Девелопмент»
В высокобюджетных новостройках Москвы доля коммерческой инфраструктуры достигла уровня 10% от жилой площади проекта, показывают совместные исследования компаний «Аеон Девелопмент» и RRG. В среднем по рынку этот показатель составляет 5-7%. Исторически в дорогих комплексах ретейл и сервисы были ограниченны, но тренд на укрупнение проектов и выход на рынок ЖК с проектным объемом 1-2 тыс. лотов резко изменил ситуацию.

Инфраструктурный ретейл в новостройках представлен операторами торгового и сервисного профилей (супермаркеты, аптеки, химчистки, фитнес-центры, коммерческие образовательные центры и др.) и, как правило, размещается на нижних этажах здания либо в стилобатной части ЖК. Концепция инфраструктуры зависит от числа жителей и объема внешнего трафика, доступности территории дома, а также от конкурентного окружения – наличия возле ЖК торговых центров или объектов стрит-ретейла.  



Основной площадкой для развития инфраструктурного ретейла традиционно считались проекты комфорт и бизнес-класса. В среднем по рынку доля коммерческой инфраструктуры составляет 5-7% от жилой площади проекта. Такой показатель считается оптимальным для многих проектов, так как больший объем может привести к снижению стоимости реализации помещений или создать избыточную конкуренцию. Тем не менее, в крупных комплексах, проектах КОТ доля коммерции может быть существенно выше – 10-15%. В абсолютных цифрах объем торгово-сервисных помещений составляет 2-15 тыс. кв. м.



В премиальных жилых комплексах набор инфраструктуры исторически был ограничен. Во-первых, они строились в центральных локациях города на небольших участках. Во-вторых, небольшие размеры проектов не позволяли создать обширную инфраструктуру.  Но на рынке происходит изменение тренда - размеры премиальных проектов увеличиваются, а вместе с ними и набор коммерческих помещений. Пионером тренда стал River Park Towers Кутузовский компании Aeon с проектным объемом в 2062 квартиры. Еще одним примером стал Luzhniki Collection – 1106 лотов. В ТОПе также такие проекты, как Prime Park - 3 200 лотов, Neva Towers – 1 539 и High Life – 1 443 лота.
«Мы видим тенденцию в сторону увеличения инфраструктуры, она становится важной частью ЖК как продукта, на наш взгляд, это 25-30% составляющей продуктовой концепции. Тенденция усилилась в постпандемию в связи с удаленным режимом работы, заботой о своем здоровье и времени – все больше людей хотят видеть максимум услуг и удобств для себя в пешей, «тапочной» доступности. Объективно, чем выше класс жилья, тем больший процент коммерции способен поглотить внутренний спрос. С увеличением уровня дохода люди чаще ходят в рестораны, занимаются дополнительным образованием детей, чаще посещают фитнес и салоны красоты. Хотя исторически считалось, что личный водитель отвезет в дорогой ресторан, а свое кафе не нужно. Выяснилось, что нужно. Да и объекты "добрососедства и камерности", доступ в которые есть только у резидентов, также добавляют премиальности проекту», – комментирует Денис Колокольников, основатель, управляющий партнер консалтинговой компании RRG.

Например, в премиальном комплексе небоскребов River Park Towers Кутузовский доля коммерческой инфраструктуры составляет около 10,2% от жилой площади – это 14 400 кв. м. В ее состав войдет как открытая для всех горожан галерея по внешнему периметру комплекса, так и доступная только для резидентов инфраструктура внутри небоскребов и клубные сервисы. В открытой для всех галерее  запланировано размещение сразу двух супермаркетов, крупного фитнес-центра, SPA комплекса, двух ресторанов, двух кафе и др. К 2025 г. население в зоне 15-минутной доступности от River Park Towers Кутузовский достигнет 567,9 тыс. человек, плюс «дневное» население - сотрудники офисов – порядка 840 тыс. человек, которые также смогут пользоваться всеми опциями открытой галереи. 
 
Анастасия Суханцева, директор по маркетингу «Аеон Девелопмент»: «River Park Towers Кутузовский изначально позиционировался как проект в формате Family Premium, включающий все необходимое для премиального комфорта всех членов семьи. Мы очень глубоко проанализировали инсайты нашей аудитории и выявили ряд совершенно новых объектов инфраструктуры, которые могут повысить ежедневный уровень комфорта резидентов. Так, например, многие семьи придают особое значение эстетическому развитию, причем не только детей, но и своему собственному. Однако заниматься вокалом, игровыми видами спорта или разместить в квартире бильярдный стол - далеко не всегда удачное решение. Поэтому нами было принято решение предложить своим клиентам такой досуг в рамках инфраструктуры ЖК: музыкальный салон со студией для занятия вокалом и караоке, Gentelmen’s club сигарная комната, где можно организовывать закрытые дегустации, настоящий бильярдный клуб со столами 10 и 12 футов. А еще - многофункциональные видовые террасы на крыше – с прозрачными беседками-иглу, пляжными зонами, качелями для взрослых и многое другое. Именно такой точечный и детальный подход и отличает состав инфраструктуры нашего проекта».

Инфраструктурный ретейл становится важным конкурентным преимуществом для премиальных ЖК, позволяет создать имиджевое позиционирование объекта, а также является обособленным инвестиционным продуктом. Именно в престижных районах с высоким уровнем арендных ставок инвесторы могут найти наиболее ликвидные активы. В случае же открытия собственного бизнеса доходность ретейла в высокобюджетном ЖК будет существенно выше.
 
 


иГРОКИ РЫНКА

RRG

Колокольников Денис

Консалтинг и брокеридж

RRG

Материалы по теме

Источник: Товарищество Рябовской Мануфактуры
Исследования рынка

Офисы в ЖК вдвое дороже, чем в БЦ

Несколько лет назад девелоперы, работающие сфере жилой недвижимости, взяли курс на гибридизацию своих проектов. Помимо квартир, апартаментов и социальных объектов в структуру жилых комплексов в большем объеме стали закладываться офисные помещения. Пандемия только усилила этот тренд: многие из тех, кто поселился в новостройках, не хотели лишний раз покидать свои дома и быстро оценили возможность работать по месту проживания. Одновременно многие компании стремятся перенести своим точки базирования непосредственно на территорию жилых корпусов. Это запустило дискуссию в профессиональном сообществе: не вытеснят ли «домашние офисы» классический продукт, предлагаемый в бизнес-центрах?

Аналитики «Товарищества Рябовской Мануфактуры» изучили предложение по продаже юнитов из обеих категорий. Для исследования были взяты десять локаций, где застройщики проявляют наибольшую активность. По итогам мониторинга выяснилось, что о реальной конкуренции речь не идет. По сравнению с новостройками бизнес-центры располагают на порядок большими запасами офисных помещений и готовы продавать их вдвое дешевле(в пересчете на квадратный метр).
02.12
Источник: Новострой-СПб
Экспертный анализ

Rusland SP: В Петербурге негде строить ЖК

По данным компании, в Северной столице осталось только 469 га земли под строительство жилых комплексов. При этом ни один из участков разрешения на строительство не имеет.
28.09
Экспертный анализ

В ЖК Новой Москвы - более 400 коммерческих помещений

По оценке «Метриум», в Новой Москве выставлены на продажу 444 коммерческих помещения в 11 жилых комплексах. Как отмечают эксперты, цены на коммерческие объекты в данной локации пока недооценены.
11.09

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre