Сумма купленных и арендованных складских площадей классов А и В в Московском регионе в 2022 году составила 1,6 млн кв. м, что на 42% ниже показателя рекордного 2021 года, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP).
Что касается структуры спроса, то по сравнению с 2021 годом, в 2022 году был отмечен рост доли субаренды на 9 п.п. и снижение доли сделок built-to-suit (включая аренду и продажу) на 32 п.п. Таким образом, часть потребностей в складских площадях была закрыта за счет вышедшей на рынок субаренды. Анализ показателя в разрезе крупнейших потребителей 2022 года подтвердил лидерство компаний из сектора e-commerce – ими было реализовано 46% годового объема спроса.
В 2023-25 гг. объем спроса будет на уровне 1-1,2 млн кв. м ввиду замедления развития сегмента интернет-торговли, а также снижения активности других потенциальных арендаторов/покупателей.
Несмотря на почти двукратное снижение спроса, уровень вакансии в 2022 году показал крайне сдержанный рост. Качественные опции, которые освободили уходящие бренды, были быстро заполнены локальными игроками. Доля свободных складских площадей класса А в Московском регионе составила 3,4% на конец 2022 года. По прогнозам аналитиков CMWP в 2023 году показатель достигнет 5%. На фоне сжимающегося спроса, краткого горизонта планирования у игроков рынка и общей экономической нестабильности уровень вакансии будет расти до 2024 года.
Вопреки положительной динамике индикатора по сравнению с 2021 годом, внешняя нестабильность в сочетании с дезактивацией спроса и выходом на рынок новых предложений, привели к снижению ставок аренды на 14% по сравнению с показателем 1 кв. 2022 года. Глубина снижения усугубится в 2023 году.
Сделки, заключенные в докризисные периоды, сформировали высокий уровень нового строительства складских площадей класса А в Московском регионе за 2022 год – 1,78 млн кв. м. Однако сжатие спроса прошлого года приведет к заметному снижению объема новых объектов в 2023 году до 900 тыс. кв. м.
Что касается структуры спроса, то по сравнению с 2021 годом, в 2022 году был отмечен рост доли субаренды на 9 п.п. и снижение доли сделок built-to-suit (включая аренду и продажу) на 32 п.п. Таким образом, часть потребностей в складских площадях была закрыта за счет вышедшей на рынок субаренды. Анализ показателя в разрезе крупнейших потребителей 2022 года подтвердил лидерство компаний из сектора e-commerce – ими было реализовано 46% годового объема спроса.
В 2023-25 гг. объем спроса будет на уровне 1-1,2 млн кв. м ввиду замедления развития сегмента интернет-торговли, а также снижения активности других потенциальных арендаторов/покупателей.
Несмотря на почти двукратное снижение спроса, уровень вакансии в 2022 году показал крайне сдержанный рост. Качественные опции, которые освободили уходящие бренды, были быстро заполнены локальными игроками. Доля свободных складских площадей класса А в Московском регионе составила 3,4% на конец 2022 года. По прогнозам аналитиков CMWP в 2023 году показатель достигнет 5%. На фоне сжимающегося спроса, краткого горизонта планирования у игроков рынка и общей экономической нестабильности уровень вакансии будет расти до 2024 года.
Вопреки положительной динамике индикатора по сравнению с 2021 годом, внешняя нестабильность в сочетании с дезактивацией спроса и выходом на рынок новых предложений, привели к снижению ставок аренды на 14% по сравнению с показателем 1 кв. 2022 года. Глубина снижения усугубится в 2023 году.
Сделки, заключенные в докризисные периоды, сформировали высокий уровень нового строительства складских площадей класса А в Московском регионе за 2022 год – 1,78 млн кв. м. Однако сжатие спроса прошлого года приведет к заметному снижению объема новых объектов в 2023 году до 900 тыс. кв. м.
«По итогам 2022 года складской сегмент подтвердил статус флагмана устойчивости к турбулентным явлениям. Очевидно, что запас прочности частично был исчерпан, однако мы по-прежнему наблюдаем интерес к наращиванию складских мощностей, особенно ярко – у отечественных игроков. Мы видим потенциал роста доли продуктового ритейла в структуре спроса. Компании онлайн-торговли, скорее всего, сохранят статус наиболее активных потребителей складских площадей», - прокомментировал ситуацию Егор Дорофеев, международный партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости CMWP.