Nikoliers: Пермь стала лидером по вводу ТЦ в 2022 году, но по обеспеченности по-прежнему на последнем месте

В регионах России наибольший объем торговых площадей за последние пять лет был введен в Перми, Екатеринбурге, Кирове, Челябинске, Хабаровске и Владивостоке. Рейтинг обеспеченности с отрывом возглавляют Екатеринбург, Самара и Краснодар. По данным Nikoliers, на 2023 год в регионах России заявлено ко вводу около 211 тыс. кв. м торговой недвижимости, в частности, ТРЦ «Мармелад» (GLA 45 000 кв. м) в Череповце, ТРЦ «Европейский» (GLA 45 000 кв. м) и торговая составляющая МФК ARSIB Tower в Тюмени (GLA 27 000 кв. м).
1661
Изображение взято из источника: Nikoliers
За прошедшие пять лет (2018–2022 гг.) среди региональных городов наибольший объем торговых центров был введен в Перми (136 805 * кв. м), Екатеринбурге (101 344 кв. м), Кирове (87 000 кв. м), Челябинске (64 340 кв. м), Хабаровске (62 400 кв. м), Владивостоке (62 300 кв. м). Также высокие объемы строительства были отмечены в Казани (61 000 кв. м), Калининграде (56 700 кв. м), Грозном (56 000 кв. м) и Нижнем Новгороде (51 400 кв. м). Наиболее активное строительство в этих городах наблюдалось в 2021 и в 2022 гг. В 2018 и 2019 гг. наблюдалось уменьшение числа новых проектов на рынке на фоне спада в девелопменте после кризиса 2014-2015 гг. В результате в 2018-2020 гг. в регионах России не было введено ни одного суперрегионального торгового комплекса.

Единственными суперрегиональными торговыми объектами, открытыми за последние 5 лет в рассматриваемых городах, были ТРЦ «Планета» (GLA 83 100 кв. м) в Перми и ТРЦ «Veer Mall » (GLA 76 000 кв. м) в Екатеринбурге в 2021 году, что в совокупности превышает суммарный региональный объем ввода 2022 года в России на 13%. В 2021 г. состоялось открытие регионального торгового центра «ГРОЗНЫЙ МОЛЛ» в Грозном. Все остальные проекты были представлены в формате районный и окружной. В частности, в 2022 г. предложение в Перми пополнилось торговым центром iMALL в МФЦ «Эспланада» (GLA 40 500 кв. м) формата «окружной», на долю которого приходится треть суммарного ввода в городе за последние 5 лет. В Челябинске состоялось открытие окружного ТЦ «Таганай» (GLA 35 000 кв. м), сформировавшего 54% предложения в пятилетний период. В остальных регионах новое предложение было сформировано торговыми центрами формата «районный».

Сейчас на фоне текущей ситуации мы наблюдаем сдержанные объемы ввода торговой недвижимости в регионах. По итогам 2022 г. новое предложение торговых площадей в регионах России, исключая Москву и Санкт-Петербург, составило 138 тыс. кв. м, что на 74% меньше аналогичного периода 2021 г. и на 56% меньше, чем в 2019 году. За год в региональных городах открылось 9 торговых центров малого формата. Крупнейшими региональными объектами, введенными в 2022 г., являются: ТЦ «iMall Эспланада» (GLA 40 500 кв. м) и ТЦ «Таганай» (GLA 35 000 кв. м).

 
Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «Несмотря на то, что рынок торговой недвижимости в регионах следует общим тенденциям в части сдержанного ввода, мы наблюдаем, что качественные и хорошо подготовленные проекты продолжают открываться. Стоит отметить, что сейчас нет четких границ между региональными и столичными торговыми центрами. На коммерческий успех торгового центра влияют такие факторы как локация объекта, обеспеченность конкретного региона торговыми площадями по отношению к численности населения, представленность брендов и сбалансированность тенант микса, эффективность управляющей команды. И поэтому в текущей ситуации речь идет не о московских и региональных проектах, а о каждом конкретном проекте, сейчас региональный проект может быть успешнее московского».

В 2023 г., согласно анонсированным проектам девелоперов, показатель ввода новых качественных торговых площадей в торговых центрах в региональных городах России увеличится почти на 47% по сравнению с 2022 г. и составит 211,3 тыс. кв. м. Среди крупнейших объектов, заявленных к вводу, можно отметить ТРЦ «Мармелад» (GLA 45 000 кв. м) в Череповце, ТРЦ «Европейский» (GLA 45 000 кв. м) и торговую составляющую МФК ARSIB Tower в Тюмени (GLA 27 000 кв. м). Несмотря на высокую строительную готовность части заявленных к вводу проектов, в условиях нестабильной экономической обстановки сохраняется вероятность переноса открытий части площадей на 2024 г.

По итогам года наибольшую долю в структуре нового предложения заняли региональные города-миллионники, на которые пришлось 60% от всего объема новых торговых площадей, при этом на втором месте находятся большие города, с численностью населения до 300 тыс. человек, и долей в 26%, третье место с долей 9% занимают крупные города с населением 300 - 500 тыс. человек, на города с населением 0,5-1 млн. человек приходится всего 5%.

По нашим оценкам, при условии осуществления всех девелоперских планов в 2023 г. наибольший объем ввода будет сформирован в городах-миллионниках - 98 тыс. кв. м, чуть меньше 70 тыс. кв. м. введется в городах с населением 300-500 тыс. человек и на 44 тыс. кв. м. увеличится объем торговых площадей в городах с населением до 500-1 000 тыс. человек.  При этом в городах с населением до 300 тыс. человек новый ввод торговых площадей не планируется.

В 2023 г. в регионах России сохранится ввод торговых центров форматов «окружной» с долей 62,5% от суммарного ввода площадей и «районный» с показателем 37,5%.  Продолжит усиливаться роль и спрос на локальные магазины и услуги в пешеходной доступности, как центров притяжения для совершения ежедневных покупок и мест качественного досуга.

В тройку лидеров среди городов-миллионников в России по показателю обеспеченности качественными торговыми площадями в 2022 г. вошли Екатеринбург, Краснодар и Самара. Наибольший годовой прирост новых площадей зафиксирован в Перми и Челябинске, на которые пришлось 59% от общего объема ввода в регионах по итогам 2022 года.


 
*Все площади указаны в формате GLA


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: «Временно приостановлены» только 21,3% брендов, арендующих площади в ТЦ

По прогнозам компании, полное замещение иностранных брендов в ТЦ будет происходить в течение 1-2 лет. Полностью прекратили деятельность в России 37,3% брендов-арендаторов ТЦ, 41,3% - провели или проводят в настоящий момент реструктуризацию бизнеса. Падение арендной ставки составило 10% для действующих ТЦ и до 25% - для новых, нижняя точка будет пройдена к середине 2023 года.
02.02
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Вакантность в ТЦ Петербурга выросла за 2022 год более чем в 2 раза

По данным консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге, в 2022 году доля свободных площадей в качественных торговых центрах города увеличилась на 6,3 п. п. по сравнению с итогами 2021 года и достигла 10,6%. Основной причиной роста вакантности стал уход международных брендов: 22 иностранные марки освободили занимаемые площади в торговых центрах города. При этом за год открылись магазины восьми новых иностранных ретейлеров, что лишь немногим меньше по сравнению с 2021 годом, когда на рынок Северной столицы вышло девять игроков. По итогам года значительная часть международных брендов продолжила свою деятельность, а некоторые работают под другими названиями. Временно закрытыми остаются магазины 28 иностранных ретейлеров в торговых центрах города, – они занимают всего 3% арендопригодных площадей.
25.01
Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: В ТЦ Петербурга в 2022 году появилось 13 новых брендов

Активность ритейлеров в части запуска новых магазинов в Санкт-Петербурге в прошедшем году осталась на уровне 2021 года. По подсчетам консалтинговой компании Nikoliers, в торговых центрах города начали работу около 150 магазинов, причем почти половина этих открытий пришлась на сегмент одежды и обуви. Пришли на рынок Северной столицы и новые бренды, в том числе зарубежные.
24.01

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre