Nikoliers: Пермь стала лидером по вводу ТЦ в 2022 году, но по обеспеченности по-прежнему на последнем месте

В регионах России наибольший объем торговых площадей за последние пять лет был введен в Перми, Екатеринбурге, Кирове, Челябинске, Хабаровске и Владивостоке. Рейтинг обеспеченности с отрывом возглавляют Екатеринбург, Самара и Краснодар. По данным Nikoliers, на 2023 год в регионах России заявлено ко вводу около 211 тыс. кв. м торговой недвижимости, в частности, ТРЦ «Мармелад» (GLA 45 000 кв. м) в Череповце, ТРЦ «Европейский» (GLA 45 000 кв. м) и торговая составляющая МФК ARSIB Tower в Тюмени (GLA 27 000 кв. м).
1818
Изображение взято из источника: Nikoliers
За прошедшие пять лет (2018–2022 гг.) среди региональных городов наибольший объем торговых центров был введен в Перми (136 805 * кв. м), Екатеринбурге (101 344 кв. м), Кирове (87 000 кв. м), Челябинске (64 340 кв. м), Хабаровске (62 400 кв. м), Владивостоке (62 300 кв. м). Также высокие объемы строительства были отмечены в Казани (61 000 кв. м), Калининграде (56 700 кв. м), Грозном (56 000 кв. м) и Нижнем Новгороде (51 400 кв. м). Наиболее активное строительство в этих городах наблюдалось в 2021 и в 2022 гг. В 2018 и 2019 гг. наблюдалось уменьшение числа новых проектов на рынке на фоне спада в девелопменте после кризиса 2014-2015 гг. В результате в 2018-2020 гг. в регионах России не было введено ни одного суперрегионального торгового комплекса.

Единственными суперрегиональными торговыми объектами, открытыми за последние 5 лет в рассматриваемых городах, были ТРЦ «Планета» (GLA 83 100 кв. м) в Перми и ТРЦ «Veer Mall » (GLA 76 000 кв. м) в Екатеринбурге в 2021 году, что в совокупности превышает суммарный региональный объем ввода 2022 года в России на 13%. В 2021 г. состоялось открытие регионального торгового центра «ГРОЗНЫЙ МОЛЛ» в Грозном. Все остальные проекты были представлены в формате районный и окружной. В частности, в 2022 г. предложение в Перми пополнилось торговым центром iMALL в МФЦ «Эспланада» (GLA 40 500 кв. м) формата «окружной», на долю которого приходится треть суммарного ввода в городе за последние 5 лет. В Челябинске состоялось открытие окружного ТЦ «Таганай» (GLA 35 000 кв. м), сформировавшего 54% предложения в пятилетний период. В остальных регионах новое предложение было сформировано торговыми центрами формата «районный».

Сейчас на фоне текущей ситуации мы наблюдаем сдержанные объемы ввода торговой недвижимости в регионах. По итогам 2022 г. новое предложение торговых площадей в регионах России, исключая Москву и Санкт-Петербург, составило 138 тыс. кв. м, что на 74% меньше аналогичного периода 2021 г. и на 56% меньше, чем в 2019 году. За год в региональных городах открылось 9 торговых центров малого формата. Крупнейшими региональными объектами, введенными в 2022 г., являются: ТЦ «iMall Эспланада» (GLA 40 500 кв. м) и ТЦ «Таганай» (GLA 35 000 кв. м).

 
Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «Несмотря на то, что рынок торговой недвижимости в регионах следует общим тенденциям в части сдержанного ввода, мы наблюдаем, что качественные и хорошо подготовленные проекты продолжают открываться. Стоит отметить, что сейчас нет четких границ между региональными и столичными торговыми центрами. На коммерческий успех торгового центра влияют такие факторы как локация объекта, обеспеченность конкретного региона торговыми площадями по отношению к численности населения, представленность брендов и сбалансированность тенант микса, эффективность управляющей команды. И поэтому в текущей ситуации речь идет не о московских и региональных проектах, а о каждом конкретном проекте, сейчас региональный проект может быть успешнее московского».

В 2023 г., согласно анонсированным проектам девелоперов, показатель ввода новых качественных торговых площадей в торговых центрах в региональных городах России увеличится почти на 47% по сравнению с 2022 г. и составит 211,3 тыс. кв. м. Среди крупнейших объектов, заявленных к вводу, можно отметить ТРЦ «Мармелад» (GLA 45 000 кв. м) в Череповце, ТРЦ «Европейский» (GLA 45 000 кв. м) и торговую составляющую МФК ARSIB Tower в Тюмени (GLA 27 000 кв. м). Несмотря на высокую строительную готовность части заявленных к вводу проектов, в условиях нестабильной экономической обстановки сохраняется вероятность переноса открытий части площадей на 2024 г.

По итогам года наибольшую долю в структуре нового предложения заняли региональные города-миллионники, на которые пришлось 60% от всего объема новых торговых площадей, при этом на втором месте находятся большие города, с численностью населения до 300 тыс. человек, и долей в 26%, третье место с долей 9% занимают крупные города с населением 300 - 500 тыс. человек, на города с населением 0,5-1 млн. человек приходится всего 5%.

По нашим оценкам, при условии осуществления всех девелоперских планов в 2023 г. наибольший объем ввода будет сформирован в городах-миллионниках - 98 тыс. кв. м, чуть меньше 70 тыс. кв. м. введется в городах с населением 300-500 тыс. человек и на 44 тыс. кв. м. увеличится объем торговых площадей в городах с населением до 500-1 000 тыс. человек.  При этом в городах с населением до 300 тыс. человек новый ввод торговых площадей не планируется.

В 2023 г. в регионах России сохранится ввод торговых центров форматов «окружной» с долей 62,5% от суммарного ввода площадей и «районный» с показателем 37,5%.  Продолжит усиливаться роль и спрос на локальные магазины и услуги в пешеходной доступности, как центров притяжения для совершения ежедневных покупок и мест качественного досуга.

В тройку лидеров среди городов-миллионников в России по показателю обеспеченности качественными торговыми площадями в 2022 г. вошли Екатеринбург, Краснодар и Самара. Наибольший годовой прирост новых площадей зафиксирован в Перми и Челябинске, на которые пришлось 59% от общего объема ввода в регионах по итогам 2022 года.


 
*Все площади указаны в формате GLA


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: «Временно приостановлены» только 21,3% брендов, арендующих площади в ТЦ

По прогнозам компании, полное замещение иностранных брендов в ТЦ будет происходить в течение 1-2 лет. Полностью прекратили деятельность в России 37,3% брендов-арендаторов ТЦ, 41,3% - провели или проводят в настоящий момент реструктуризацию бизнеса. Падение арендной ставки составило 10% для действующих ТЦ и до 25% - для новых, нижняя точка будет пройдена к середине 2023 года.
02.02
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Вакантность в ТЦ Петербурга выросла за 2022 год более чем в 2 раза

По данным консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге, в 2022 году доля свободных площадей в качественных торговых центрах города увеличилась на 6,3 п. п. по сравнению с итогами 2021 года и достигла 10,6%. Основной причиной роста вакантности стал уход международных брендов: 22 иностранные марки освободили занимаемые площади в торговых центрах города. При этом за год открылись магазины восьми новых иностранных ретейлеров, что лишь немногим меньше по сравнению с 2021 годом, когда на рынок Северной столицы вышло девять игроков. По итогам года значительная часть международных брендов продолжила свою деятельность, а некоторые работают под другими названиями. Временно закрытыми остаются магазины 28 иностранных ретейлеров в торговых центрах города, – они занимают всего 3% арендопригодных площадей.
25.01
Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: В ТЦ Петербурга в 2022 году появилось 13 новых брендов

Активность ритейлеров в части запуска новых магазинов в Санкт-Петербурге в прошедшем году осталась на уровне 2021 года. По подсчетам консалтинговой компании Nikoliers, в торговых центрах города начали работу около 150 магазинов, причем почти половина этих открытий пришлась на сегмент одежды и обуви. Пришли на рынок Северной столицы и новые бренды, в том числе зарубежные.
24.01

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre