NF Group: Стрит-ретейл. Самые низкие ставки на Кутузовском, проспекте Мира и Садовом кольце, а Кузнецкий мост остается самым дорогим

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2022 года в сегменте стрит-ретейла Москвы. Суммарный объем площадей этого формата в столице составляет 792 тыс. кв. м, а средний размер помещений достигает 166,1 кв. м. Максимальная ставка аренды зафиксирована на уровне 255 тыс. руб./кв. м/год на Кузнецком мосту (+21% за год). Далее следуют Никольская улица (236 тыс. руб./кв. м/год, +3% за год), Патриаршие пруды, где отмечается самый интенсивный рост верхней границы ставки (+43% за год до 215 тыс. руб./кв. м/год), Столешников переулок (190 тыс. руб./кв. м/год, -10% за год) и Пятницкая улица (160 тыс. руб./кв. м/год, без изменений по сравнению с 2021 годом). Минимальный размер ставок составил 20 тыс. руб./кв. м/год на Кутузовском проспекте (-43% за год), проспекте Мира (-33% за год) и Садовом кольце (-20% за год). По профилю арендатора на пешеходных и транспортно-пешеходных улицах лидируют операторы общественного питания, тогда как на крупных магистралях большую часть торговых площадей занимают магазины товаров для дома.
1831
Изображение взято из источника: CRE
Предложение
 
По итогам II полугодия 2022 года суммарный объем площадей формата стрит-ретейла составил 792 тыс. кв. м, средний размер помещений достигает 166,1 кв. м. Из них:
 
  • на центральных пешеходных улицах столицы насчитывается 88,8 тыс. кв. м;
  • на центральных транспортно-пешеходных улицах – 452 тыс. кв. м;
  • в магистральных торговых коридорах города – 251,2 тыс. кв. м.
 

 
В структуре площадей исследуемых торговых коридоров наибольшее количество помещений формата стрит-ретейла приходится на объекты с площадью от 100 до 200 кв. м – 20% на пешеходных улицах, 24% – на транспортно-пешеходных улицах, 27% – на магистралях. Кроме того, в пешеходных торговых коридорах и на магистралях отмечается большая доля помещений площадью от 300 до 500 кв. м – 21% и 20% соответственно, тогда как на транспортно-пешеходных улицах второе место занимают большие объекты площадью более 1 000 кв. м – 19%. При этом большая часть арендованных помещений площадью от 500 кв. м приходится на магистрали, а на пешеходных и транспортно-пешеходных улицах у арендаторов пользуются популярностью помещения до 200 кв. м.
 

 
Среди арендаторов помещений стрит-ретейла на транспортно-пешеходных улицах наибольшая доля традиционно приходится на сферу общественного питания и составляет 39,2% (+0,8 п. п.). В тройку лидеров по объему занимаемых площадей также входят fashion-арендаторы с показателем 8,7% (-0,4 п. п. за год) и досуговые концепции с долей 8% (-0,2 п. п. за год). Стоит отметить, что банки и финансовые организации продолжают постепенно снижать свое присутствие на рынке и уходят в онлайн-сегмент (7,2%; -0,6 п. п. за год).
 

 
На пешеходных улицах операторы общественного питания занимают большую часть арендованных помещений – 47,4% (без изменений за год), на втором месте находятся fashion-ретейлеры с долей 20,7% (-1,9 п. п. за год), замыкают тройку лидеров магазины подарков и сувениров – 5,1% (+0,4 п. п. за год). Менее всего представлены магазины товаров для дома (0,3%, без изменений за год), а также банки и финансовые организации – 1,4% (-0,1 п. п. за год), которые постепенно оптимизируют свои площадки в центре столицы.
 

 
Структура арендаторов московских магистралей по профилю деятельности отличается бóльшим разнообразием. Здесь лидирующую позицию по объему торговых помещений занимают магазины товаров для дома – 16,4% (+0,9 п. п. за год), причем их присутствие увеличивается с каждым годом. Далее следуют заведения общественного питания с долей 15% (-0,2 п. п. за год), которые сместили продуктовых ретейлеров на третье место – 14,6% (-0,5 п. п. за год). Максимальный годовой прирост торговых помещений (на 1 п. п.) отмечается среди операторов услуг, включая медицинские: их доля на конец периода составляет 9,2%.
 

 
Коммерческие условия
 
Максимальная ставка аренды достигает 255 тыс. руб./кв. м/год на Кузнецком мосту (+21% за год). Также самые высокие ставки наблюдаются на Никольской улице (236 тыс. руб./кв. м/год или +3% за год), в районе Патриарших прудов, где заметнее всего выросла верхняя граница ставки (+43% за год до 215 тыс. руб./кв. м/год), в Столешниковом переулке (190 тыс. руб./кв. м/год, -10% за год) и на Пятницкой улице (160 тыс. руб./кв. м/год, без изменений с предыдущего года).
 
Минимальный размер ставок в 2022 году сократился с 25 тыс. руб./кв. м/год до 20 тыс. руб./кв. м/год и наблюдается на Кутузовском проспекте (-43% за год), на проспекте Мира (-33% за год) и на Садовом кольце (-20% за год). Такое снижение связано с выходом новых помещений, расположенных вдали от метро и/или в удалении от центральных локаций, а также ввиду долгого экспонирования объектов на рынке.
 
Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла NF Group, отмечает: «В 2022 году на четырех улицах Москвы верхние границы ставок аренды возросли по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Помимо Патриарших прудов, где существенное увеличение верхней границы ставки аренды обусловлено ограниченным объемом качественного предложения и стабильно высоким спросом на помещения, значительный рост данного показателя был также зафиксирован на Новом Арбате, что связано с возможностью увеличения спроса на объекты в данной локации. Снижение нижней границы ставки аренды было отмечено в половине ключевых торговых коридоров города – в диапазоне 16–43% в зависимости от улицы. Снижение верхней границы ставки аренды произошло только в четырех локациях в диапазоне 10–31% в зависимости от улицы, остальные показатели за год не изменились».
 
По словам Ирины Козиной, динамика ставок аренды во многом зависит от расположения и качественных характеристик сдаваемых объектов, при этом немаловажную роль также играют внешние факторы, которые влияют на туристический поток, который особенно важен для исторических и культурных локаций и формирует спрос со стороны потенциальных арендаторов.



иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Козина Ирина

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Доля свободных площадей в ТЦ Москвы в 2023 году достигнет 16%

Доля вакантных площадей в форматных торговых объектах столицы по итогам 2022 года составила 12% от общего объема, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP). Прогнозируется, что в текущем году показатель достигнет 16%. Также аналитики отмечают, что количество новых брендов, вышедших на рынок, за год сильно не упало – 11 в 2022г. против 14 в 2021г. А вот новое строительство уже поставило антирекорд в регионах и обновит все возможные антирекорды в 2023 году.
03.02
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Пермь стала лидером по вводу ТЦ в 2022 году, но по обеспеченности по-прежнему на последнем месте

В регионах России наибольший объем торговых площадей за последние пять лет был введен в Перми, Екатеринбурге, Кирове, Челябинске, Хабаровске и Владивостоке. Рейтинг обеспеченности с отрывом возглавляют Екатеринбург, Самара и Краснодар. По данным Nikoliers, на 2023 год в регионах России заявлено ко вводу около 211 тыс. кв. м торговой недвижимости, в частности, ТРЦ «Мармелад» (GLA 45 000 кв. м) в Череповце, ТРЦ «Европейский» (GLA 45 000 кв. м) и торговая составляющая МФК ARSIB Tower в Тюмени (GLA 27 000 кв. м).
02.02
Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: «Временно приостановлены» только 21,3% брендов, арендующих площади в ТЦ

По прогнозам компании, полное замещение иностранных брендов в ТЦ будет происходить в течение 1-2 лет. Полностью прекратили деятельность в России 37,3% брендов-арендаторов ТЦ, 41,3% - провели или проводят в настоящий момент реструктуризацию бизнеса. Падение арендной ставки составило 10% для действующих ТЦ и до 25% - для новых, нижняя точка будет пройдена к середине 2023 года.
02.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre