Maris: Вакантность в офисах Петербурга за год выросла в 2 раза

Аналитики компании Maris подвели итоги года в сегменте офисной недвижимости. По итогам 2022 года компания Maris стала лидером по объему сделок в офисном сегменте Санкт-Петербурга, доля сделок аренды составила 74% (39 700 кв. м) среди крупных консультантов.
1188
Изображение взято из источника: CRE
Предложение

По данным аналитиков компании Maris валовая арендопригодная площадь офисных центров класса А и В в Санкт-Петербурге по итогам года составляет 4,05 млн кв. м. Из них площадь бизнес-центров класса А составляет 1,36 млн. кв. м, класса В – 2,7 млн. кв. м.

В 2022 на рынок были выведены десять офисных центров, совокупной арендопригодной площадью более 158 тыс. кв. м. На начало 2022 объем ввода спекулятивных проектов прогнозировался на отметке 276 тыс. кв. м. Таким образом, по итогам года фактический прирост спекулятивного предложения оказался на 43% ниже прогнозируемого. Ввод десяти проектов был перенесен на 2023 год. Реализация двух проектов была приостановлена на неопределенный срок.  

Самым значимым событием на рынке стал ввод в эксплуатацию МФК Невская Ратуша, который был арендован монорезидентом еще до ввода объекта в эксплуатацию (GLA = 47 022 кв. м).

На 2023 год девелоперами анонсирован ввод в эксплуатацию порядка 145 тыс. кв. м офисной недвижимости (арендопригодная площадь). В спекулятивном сегменте ожидается прирост около 129 тыс. кв. м (–18% к 2022).




Спрос 

 
Объем сделок по аренде офисных помещений в деловых центрах класса А и B в 2022, по оценкам аналитиков компании Maris, составил 293 тыс. м2 (+16,2% к 2021).
 
В 2022 году практически половину валового объема спроса на рынке формировали компании нефтегазового сектора (44%). IT-сектор сократил объемы поглощения офисных площадей на рынке Санкт-Петербурга (–40% в абсолютных значениях).
Наблюдался высокий уровень активности в аренде офисных площадей со стороны естественных монополий и гос. сектора экономики.
 
Расширяли свое присутствие на рынке строительные компании. Стабильный объем спроса наблюдался в секторах торговых и производственных предприятий, логистических компаний, сфере услуг для бизнеса и населения.



В 2022 году наблюдался рост спроса на офисные помещения в деловых центрах класса А (объем арендованных площадей увеличился в 2,4 раза относительно показателя 2021 года) и, наоборот, снижение объемов поглощения офисных площадей в центрах класса B (–19,1%). Соотношение классов в валовом объеме спроса на рынке вернулось к допандемийным значениям.

Вакансия

В 2022 валовый объем вакантных площадей на рынке в абсолютном выражении увеличился в два раза. Средний уровень вакансии в бизнес-центрах класса А и В составил по итогам 2022 – 11,2% (+5,5% к 4 кв. 2021). На конец декабря на рынке экспонировались порядка 454 тыс. м2 офисных площадей в бизнес-центрах класса А и B.

Увеличение объема вакантных площадей было обусловлено уходом иностранных компаний с рынка, равно как и приростом спекулятивного предложения. Накопленный в предыдущие годы отложенный спрос стал значимой поддержкой рынку, поглотив часть высвободившихся площадей, обеспечил стабильность ценовых индикаторов.

В офисных центрах класса А вакантно 11,5% площадей (+6,8 п.п. к 4 кв. 2021). В классе В свободными оставались 11,0% площадей (+4,8 п.п. к уровню вакансии на конец 4 кв. 2021).

Арендные ставки

Средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды по вакантным площадям в зданиях класса А на конец 2022 года составляет 2 080 рублей за кв. м в месяц, в зданиях класса В – 1 400 рублей за кв. м в месяц, включая НДС и операционные расходы. По сравнению с аналогичными показателями на конец 2021 запрашиваемые ставки аренду в бизнес-центрах класса А снизились на -2,8%, в классе В наблюдалась положительна коррекция на +0,7%.

В 2022 году на рынке купли-продажи офисной недвижимости наблюдался небывалый рост активности как инвесторов, так и конечных пользователей. В 2022 году на рынке было реализовано более 150 тыс. кв. м качественных офисных площадей на сумму, превышающую 17 млрд. рублей. Таким образом, 2022 год побил предыдущий инвестиционный рекорд 2017 года.


Материалы по теме

Источник: Bright Rich
Исследования рынка

Bright Rich: За год в Петербурге построили в два раза меньше офисов, чем собирались

По данным компании, всего было введено около 140 тыс. кв. м новых офисных площадей. На 2023 год запланировано 210 тыс. кв. м, однако в компании полагают, что фактический ввод не превысит значений прошедшего года. Спрос в 2022 году составил порядка 345 тыс. кв. м, более половины сделок заключены с участием нефтегазовых и IT-компаний.
13.02
Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Спрос на офисы оказался выше, чем ожидали по весне

Аналитики компании CORE.XP подвели итоги года для рынка офисной недвижимости Москвы. По их данным, спрос 7-ой год подряд преодолел отметку в 1 млн кв. м и составил 1,2 млн кв. м. Несмотря на снижение, этот результат намного выше, чем в кризисные 2014-2015гг. Доля свободных площадей составила 10,3%, а по итогам 2023 года прогнозируется небольшое увеличение вакантности – до 12%.
08.02
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Значительного высвобождения офисов в Москве не произошло. В 2023 году вакантность в классе А сохранится на уровне 13%

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2022 года на рынке офисной недвижимости Москвы. Согласно исследованию, с начала года показатель доли свободных площадей вырос на 3,6 п. п. и 1,8 п. п. в классах А и В соответственно, до 13% и 7,4%. Свободными на рынке оказалось около 690 тыс. кв. м офисных площадей класса А, а также более 1,6 млн кв. м офисов класса B. Объем годового чистого поглощения класса А, несмотря на опасения начала года, оказался положительным и составил 46,8 тыс. кв. м. В офисах класса B чистое поглощение достигло -154 тыс. кв. м. В 2022 году было введено 340,8 тыс. кв. м качественной офисной недвижимости, что на 42% ниже, чем в 2021 году (587,4 тыс. кв. м); при этом 76% появившихся проектов относятся к классу А. Запрашиваемая средневзвешенная ставка в офисах класса А снизилась на 3,3% и составила 26 044 руб./кв. м/год (без учета операционных расходов и НДС), в классе B – выросла на 1,2% и составила 17 581 руб./кв. м/год (без учета операционных расходов и НДС).
01.02

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre