Тихая гавань: как стрит-ретейл стал защитным активом среди частных инвесторов

Готовый арендный бизнес с супермаркетами остается самым привлекательным форматом в сегменте стрит-ретейла с точки зрения инвестиций в коммерческую недвижимость. По итогам 2022 года они остались наиболее доходным сегментом со средней ставкой капитализации 8,6% и окупаемостью 10,4 лет. Аналитики инвестиционной платформы коммерческой недвижимости SimpleEstate подготовили ежегодный отчет по объектам готового арендного бизнеса в сегменте стрит-ретейла.
2327
Изображение взято из источника: CRE
Частичная мобилизация, завершившаяся в четвертом квартале 2022 года масштабным оттоком россиян из страны, и нестабильная геополитическая ситуация в целом оставались решающими факторами на многих российских рынках, однако сегмент стрит-ретейла не подвергся драматическому снижению и остался устойчив к экономическим и геополитическим потрясениям. На этом фоне в сегменте готового арендного бизнеса, то есть коммерческих помещений с арендатором, с которым подписан долгосрочный договор аренды (далее ГАБ), наблюдался дефицит качественных предложений на продажу.
 
«Наиболее надежные и зачастую дорогие объекты были либо сняты с продажи, либо уже приобретены. Теперь качественный готовый арендный бизнес найти сложно даже по высоким ценам. Супермаркеты остаются наиболее надежным и прибыльным сегментом стрит-ретейла Однако, как и в целом по рынку ГАБ, качественных предложений мало», - говорит генеральный директор инвестиционной платформы SimpleEstate Никита Корниенко.

Ставка капитализации по супермаркетам в среднем составляет 8,6% против 8,3% по другим объектам ГАБ, а средняя стоимость квадратного метра составляет 233 тыс. рублей против 252 тыс. рублей за кв. м в объектах ГАБ площадью от 300 кв. м.

Спрос на стрит-ретейл со стороны инвесторов остается высоким на фоне дефицита надежных инвестиционных инструментов в РФ и начала фазы падения цен на жилье. Средняя окупаемость таких объектов коммерческой недвижимости составляет 10,4-10,8 лет при ставке аренды 1824-1831 руб. за кв. м в месяц.

 
«Частные инвесторы отдают предпочтения готовым и более надежным объектам, приносящим доход «прямо сейчас». Пустые или строящиеся объекты менее востребованы, а цены продажи и ставки аренды по изначально дорогим объектам ГАБ постепенно снижаются до нормальных рыночных значений. Арендаторы стали более осторожны и уже не подписывают договоры по ставкам выше рынка лишь бы занять локацию», - отмечает Никита Корниенко.
 


Переоцененные объекты корректируются в цене

Цены на помещения до 300 кв. м продолжили коррекцию. Стоимость помещений с арендатором, а также пустых объектов снизилась на 5% по сравнению с третьим кварталом 2022 г. Ставка капитализации в такого рода объектах к концу года составила 7,7%, а средний срок окупаемости - 11,6 лет при ставке 3577 рублей за кв. м в месяц. Средняя цена продажи квадратного метра составила 506 тыс. рублей.

«За последние годы цены в данном сегменте были сильно перегреты из-за высокого спроса со стороны частных инвесторов, поэтому коррекция вполне закономерна», - объясняет Никита Корниенко.


 
Цены на пустые помещения площадью от 300 кв. м вернулись на уровень второго квартала 2022 г до 290 тыс. руб. за кв. м после временной просадки в третьем квартале. В годовом выражении рост составил 4%. Данный сегмент стрит-ретейла менее ликвиден, чем небольшие лоты с арендаторами, но при этом меньше подвержен просадкам из-за изначально более низкой цены по сравнению с помещениями до 300 кв. м, средняя цена продажи которых к концу года составила 417 тыс. рублей за кв. м.

Все чаще встречаются предложения продажи ещё строящихся помещений, но уже с договором аренды. Хотя среди таких предложений встречаются крайне привлекательные варианты, очень часто подобные лоты имеют откровенно завышенные арендные ставки и заключаются по сговору с арендатором с целью завышения стоимости объекта недвижимости. Инвесторам следует быть осторожными, проверять условия на «рыночность» и анализировать объект недвижимости без учета арендатора.



Стрит-ретейл остается защитным активом в период неопределенности

Несмотря на геополитические и экономические потрясения, доходность стрит-ретейла остается стабильной. Супермаркеты являются наиболее доходным сегментом ГАБ с 8,6% Cap Rate и средней окупаемостью 10,4 лет.

Наиболее ликвидный сегмент, ГАБ до 300 м 2 остается наименее доходным с 7,7% Cap Rate (окупаемость 11 6 лет), поскольку пользуется высоким спросом со стороны частных инвесторов с бюджетом до 50 млн руб. За счет высокого спроса доходность таких объектов ниже, чем более крупных. На этом фоне готовый арендный бизнес с супермаркетами остается самым привлекательным форматом в сегменте стрит-ретейла.


иГРОКИ РЫНКА

SimpleEstate

Корниенко Никита

Инвестиции

SimpleEstate

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: В 2022 году в ТЦ России открылись 32 магазина в формате универмага или мультибрендового пространства

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2022 года на рынке торговой недвижимости России. Согласно исследованию, в целом по России было введено 28 торговых центров общей арендопригодной площадью 321,3 тыс. кв. м, что на 64% и 47% ниже показателей 2021 года и 2020 года соответственно. В регионах (за исключением Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) реализовано 15 торговых объектов, тогда как годом ранее – 18. Общий объем нового предложения составил 163,6 тыс. кв. м (-68% и -28% по сравнению с показателями 2021 года и 2020 года соответственно. Несмотря на нестабильную ситуацию, на рынок выходят новые локальные ретейлеры, а также расширяют присутствие в офлайн-сегменте существующие российские бренды. Так, за прошлый год в торговых центрах России было открыто 32 магазина в формате универмага или мультибрендового пространства. С целью привлечения трафика многие торговые объекты проходят через реконцепцию, проводят модернизацию общественных пространств, фуд-кортов, создают гастрокластеры с дополнительным функционалом и организуют мероприятия для посетителей.
17.02
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: В режиме приостановки на российском рынке находятся 34% ритейл-брендов

Как подсчитали аналитики компании, только 25% брендов, заявивших об изменении статуса в 2022 году, действительно покинули российский рынок. Порядка 40% брендов нашли способ остаться. Среди неопределившихся наиболее значимыми с точки зрения занимаемых площадей являются такие марки, как Uniqlo, Adidas, Estee Lauder.
14.02
Источник: Platforma.Legal
Советы юристов

Итоги 2022 года в сфере аренды коммерческой недвижимости

2022 год привнес во взаимоотношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости новые краски, хотя, как казалось, после пандемийного 2020-го ни рынок, ни судебные инстанции уже ничем удивить было нельзя. Однако в реальности изменения оказались еще более масштабными. О том, какие из них следует считать наиболее важными, как разрешались потенциально конфликтные ситуации и как арендные споры сейчас трактуют суды, рассказывает партнер Platforma.Legal Дмитрий Мальцев.
03.02

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre