IBC Real Estate: Онлайн-ритейл сформировал почти половину спроса на склады

По данным аналитиков компании IBC Real Estate, спрос на склады в Московском регионе составил 1,4 млн кв. м. Классическая аренда составила 71% от совокупной площади всех реализованных помещений, а 44% составил спрос компаний из сектора E-commerce. Вакантность сохраняется на низком уровне – 3% по итогам года, а вот по ставке специалисты прогнозируют снижение до 5 700 рублей против 5 800 рублей за кв. м в год triple net на сегодня.
2128
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
2022 год стал для рынка коммерческой недвижимости проверкой на прочность. Сложная ситуация на потребительском рынке, сбои в поставках, нарушение привычных логистических цепочек и кардинальная переориентация маршрутов – все это предрекало кризисные последствия, однако в сравнении с другими сегментами рынок складской недвижимости продемонстрировал наибольшую устойчивость.

По данным аналитиков IBC Real Estate объем спроса на складские помещения в Московском регионе по итогам 2022 года составил 1,4 млн кв. м, что сопоставимо со средними значениям 2017-2019 гг. При этом в сравнении с рекордным 2021 годом спрос сократился почти в два раза, что обусловлено не только экономическими изменениями, но и процессом стабилизации после пиковых значений 2021 года, когда на складском рынке был зафиксирован исторический максимум по объему сделок.

Большую долю в структуре спроса 2022 года составила классическая аренда – 71% или 995 тыс. кв. м. Доля продажи в общем объеме сделок оказалась всего 5% (72 тыс. кв. м). Доля субаренды составила 13% или 177 тыс. кв. м. Ключевым изменением в структуре спроса стало значительное падение интереса к строительству объектов под заказчика, BTS-проекты заняли 11% в общем объеме (155 тыс. кв. м). Таким образом фокус спроса практически полностью сместился в готовые здания с более гибкими условиями договоров и быстрой возможностью заезда. Изменение горизонта планирования – основная причина трансформаций. В ближайший год динамика спроса сохранится на уровне 2022 года и будет оставаться сдержанной под влиянием внешних факторов.
 
«Природа спроса во многом трансформируется: несмотря на то, что логистика и работа с товарными запасами – ключевые приоритеты для бизнеса, арендаторы находятся в поиске наиболее гибких с точки зрения коммерческих условий объектов. Основным приоритетом становится возможность быстрого доступа и гибкие условия договора, позволяющие клиенту оперативно реагировать и трансформировать свои логистические стратегии в условиях сжатого горизонта планирования. Инновационные, нестандартные решения, уникальные собственные объекты, запуск которых ключевые игроки рынка прежде были готовы ждать по 1-1,5 года, уходят на второй план», – констатирует Евгений Бумагин, член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями? IBC Real Estate.

Лидером в структуре спроса на складские объекты Москвы и Подмосковья по отраслям в 2022 году стали онлайн-операторы с долей 44% (620 тыс. кв. м). В остальном распределение было относительно равномерным: 8 % (118 тыс. кв. м) – многоканальный ритейл, 13% (184 тыс. кв. м) – логистика, 11% (152 тыс. кв. м) – производственные компании, 15% (204 тыс. кв. м) – дистрибьюторов и 9% (122 тыс. кв. м) составили другие отрасли.
 

 
Таким образом на рынке стало очевидным доминирование и усиление роли маркетплейсов ввиду полного и стабильного ассортимента, обеспеченного селлерами, и обусловлено в числе прочих факторов притоком новых продавцов на фоне импортозамещения.

По итогам 2022 года эксперты IBC Real Estate также отмечают увеличение в структуре спроса доли дистрибьюторов – единственной категории арендаторов, которая продемонстрировала положительную динамику – рост на 7%. При этом ситуация остается неравномерной и зависит от сегмента дистрибьютора. Fashion-гиганты столкнулись со значительными трудностями и отказом со стороны глобальных брендов от работы на российском рынке. Дистрибьюторы товаров, где доля импорта была особенно высока, а налаживание их локального производства затруднено, получили импульс к развитию (такие сегменты как автозапчасти, телекоммуникационное оборудование, парфюмерия и косметика). В ближайшие годы спрос со стороны данной категории арендаторов будет устойчив.

Доля вакантных площадей с учетом субаренды в Московском регионе составила по итогу 2022 года 3% (668 тыс. кв. м против 947 тыс. кв. м в 3 квартале). Восстановление деловой активности в конце года позволило удержать индикатор на комфортном и здоровом для рынка уровне. Важным изменением стала трансформация предложения субаренды: ряд игроков пересмотрели планы и отказались от вывода площадей на рынок, что также способствовало снижению вакантности.
Средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды на складские площади в Москве и области в 2022 году составила 5 800 рублей за кв. м в год, показав снижение на 7% от пикового значения 1 квартала 2022, когда показатель был на уровне 6 250 рублей за кв. м в год. В ближайший год аналитики IBC Real Estate ожидают, что ставка аренды продолжит дальнейшее снижение – до 5 700 рублей за кв. м в год.  С учетом неустойчивого спроса долгий срок экспозиции вакантных блоков станет причиной для более гибкой позиции собственников.
 


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Бумагин Евгений

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

IPG.Estate: Складской рынок от падения спас built-to-suit

Консалтинговая компания IPG.Estate подсчитала, что избежать критического роста вакансии на складском рынке Москвы позволила специфика нового ввода. Суммарно в 2022 году было введено 1 815 тыс. кв. м складов, 70% из которых составили проекты built-to-suit.
21.02
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Предложения по субаренде практически «вымыло» со складского рынка Москвы

По данным консалтинговой компании Nikoliers, объем складских площадей в субаренду снизился в 4 раза по сравнению с пиковым показателем во II квартале 2022 года, до 78 тыс. кв. м. Всего (вместе с субарендой) сейчас свободно 696 тыс. кв. м складских площадей.
13.02
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Вакантность в складах Петербурга составила 1,5%

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, по итогам 2022 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области площадь введенных в эксплуатацию качественных складских объектов превысила 550 тыс. кв. м. Суммарный объем сделок за год составил около 320 тыс. кв. м без учета продлений текущих контрактов. Основной спрос обеспечили транспортные и логистические компании (56%), операторы розничной торговли (19%) и производственные организации (10%). Доля вакантных площадей с учетом субаренды составила 1,5% (70,6 тыс. кв. м в абсолютных значениях). При этом в субаренду на конец года предлагалось всего около 2 тыс. кв. м.
08.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre