Аналитики компании подвели итоги 2022 года в сегменте стрит-ритейла Петербурга.
По данным аналитиков компании Maris, по итогам прошлого года на рынке сформировался устойчивый тренд на снижение объема вакантных площадей. За год практически во всех торговых зонах произошло снижение объема вакантных площадей или, как минимум, число пустующих помещений не увеличилось. Единственным исключением стала торговая зона ул. Рубинштейна, на которой в 2022 году объем вакантных помещений увеличился на +1,4 п.п.
В 2022 году тренд сезонности спроса, сформировавшийся в постпандемийный период, не наблюдался в зонах Невского пр. и Литейного пр.: в 4 квартале 2022 в данных локациях произошло сокращение объема вакантных площадей. В связи с переориентацией рынка Санкт-Петербурга на внутренний туристический поток, в котором фактор сезонности менее ярко выражен, уровень корреляции с сезонностью въездного туризма и активностью спроса в сегменте стрит-ритейла центральных торговых коридоров города снизился в 2022 году.
Средний уровень вакансии в основных центральных торговых коридорах города по итогам 2022 составил 8,5% (–1,3 п.п. к 2021).
Преобладающую долю в структуре арендаторов центральной торговой зоны города занимают предприятия сферы торговли – 47%. Вторыми по численности представлены предприятия общественного питания, доля которых увеличилась по итогам года и составила 34% (+2,0 п.п. к 2021). В 2022 году на центральных торговых коридорах города наблюдалась экспансия предприятий общественного питания всех ценовых категорий. Общепит был самым активным сегментом ушедшего года как на рынке аренды, так и по числу закрытий – 43% закрытых точек пришлись на данный сегмент (+31,6% относительно показателя 2021). В структуре открытий общепит составил рекордные 52%: за год на +44% увеличилось число вновь открывшихся предприятий.
На конец года доля предприятий сферы услуг составляла 9% от общего числа резидентов центральных торговых коридоров города (–0,5 п.п. к 2021).
В целом в 2022 на рынке наблюдалась положительная динамика. По итогам 2022 года рынок вышел в положительное сальдо: число открывшихся предприятий превысило число закрывшихся на 8%. Однако, темпы прироста числа закрывающихся точек в ушедшем году превзошли темпы прироста активности спроса на помещения центральных торговых коридоров города.
В 2022 снижение объема вакантных площадей происходило, главным образом, за счет роста числа предприятий общественного питания. Несменным лидером по числу новых предприятий общественного питания является Невский проспект (+35 новых заведений). Во многих зонах общепит лидировал с большим отрывом по числу вновь открытых точек: Большой пр. П.С. (+13), зона Садовая – Сенная (+13), ул. Восстания (+11). Практически во всех зонах число вновь открывавшихся заведений общепита превышало или было сопоставимо числом закрывшихся (исключение ул. Рубинштейна).
Fashion-операторы активно сокращали свои позиции в ушедшем году в сегменте street-retail центральных торговых коридоров города – 19,5% закрывшихся предприятий пришлось на их долю (+30,7% относительно показателя 2021). Число новых открытий в сегменте, напротив, сократилось на –7,4% в 2022 (13,3% в общем объеме вновь открытых торговых точек).
FMCG-сектор в целом не отличался высоким уровнем активности на рынке. Число закрывшихся продуктовых магазинов в анализируемом периоде составило 8,6% в валовом объеме закрытий (–16,6% в абсолютных значениях к показателю 2021 года). Число же новых открытий в сегменте за год сократилось на –32%, по итогам года спрос со стороны FMCG-сегмента составил 9%.
По данным аналитиков компании Maris, по итогам прошлого года на рынке сформировался устойчивый тренд на снижение объема вакантных площадей. За год практически во всех торговых зонах произошло снижение объема вакантных площадей или, как минимум, число пустующих помещений не увеличилось. Единственным исключением стала торговая зона ул. Рубинштейна, на которой в 2022 году объем вакантных помещений увеличился на +1,4 п.п.
В 2022 году тренд сезонности спроса, сформировавшийся в постпандемийный период, не наблюдался в зонах Невского пр. и Литейного пр.: в 4 квартале 2022 в данных локациях произошло сокращение объема вакантных площадей. В связи с переориентацией рынка Санкт-Петербурга на внутренний туристический поток, в котором фактор сезонности менее ярко выражен, уровень корреляции с сезонностью въездного туризма и активностью спроса в сегменте стрит-ритейла центральных торговых коридоров города снизился в 2022 году.
Средний уровень вакансии в основных центральных торговых коридорах города по итогам 2022 составил 8,5% (–1,3 п.п. к 2021).
Преобладающую долю в структуре арендаторов центральной торговой зоны города занимают предприятия сферы торговли – 47%. Вторыми по численности представлены предприятия общественного питания, доля которых увеличилась по итогам года и составила 34% (+2,0 п.п. к 2021). В 2022 году на центральных торговых коридорах города наблюдалась экспансия предприятий общественного питания всех ценовых категорий. Общепит был самым активным сегментом ушедшего года как на рынке аренды, так и по числу закрытий – 43% закрытых точек пришлись на данный сегмент (+31,6% относительно показателя 2021). В структуре открытий общепит составил рекордные 52%: за год на +44% увеличилось число вновь открывшихся предприятий.
На конец года доля предприятий сферы услуг составляла 9% от общего числа резидентов центральных торговых коридоров города (–0,5 п.п. к 2021).
В целом в 2022 на рынке наблюдалась положительная динамика. По итогам 2022 года рынок вышел в положительное сальдо: число открывшихся предприятий превысило число закрывшихся на 8%. Однако, темпы прироста числа закрывающихся точек в ушедшем году превзошли темпы прироста активности спроса на помещения центральных торговых коридоров города.
В 2022 снижение объема вакантных площадей происходило, главным образом, за счет роста числа предприятий общественного питания. Несменным лидером по числу новых предприятий общественного питания является Невский проспект (+35 новых заведений). Во многих зонах общепит лидировал с большим отрывом по числу вновь открытых точек: Большой пр. П.С. (+13), зона Садовая – Сенная (+13), ул. Восстания (+11). Практически во всех зонах число вновь открывавшихся заведений общепита превышало или было сопоставимо числом закрывшихся (исключение ул. Рубинштейна).
Fashion-операторы активно сокращали свои позиции в ушедшем году в сегменте street-retail центральных торговых коридоров города – 19,5% закрывшихся предприятий пришлось на их долю (+30,7% относительно показателя 2021). Число новых открытий в сегменте, напротив, сократилось на –7,4% в 2022 (13,3% в общем объеме вновь открытых торговых точек).
FMCG-сектор в целом не отличался высоким уровнем активности на рынке. Число закрывшихся продуктовых магазинов в анализируемом периоде составило 8,6% в валовом объеме закрытий (–16,6% в абсолютных значениях к показателю 2021 года). Число же новых открытий в сегменте за год сократилось на –32%, по итогам года спрос со стороны FMCG-сегмента составил 9%.