В настоящее время в столице на стадии реализации находятся проекты торговых центров площадью более 500 тыс. кв. м, отмечают аналитики Commonwealth Partnership. Из всего объема в 2023 году заявлен ввод объектов на 250 тыс. кв. м.
«На практике, сроки ввода по части проектов переносятся на более поздние периоды. Среди проектов, ожидаемых в текущем году, очень крупный ТЦ на ТПУ Селигерская общей площадью 145 тыс. кв. м. Если срок его ввода будет перенесён на следующий год, объём нового строительства по итогам 2023 будет сильно скромнее», -прокомментировала Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP.
В качестве базового сценария по вводу новых торговых площадей в Москве аналитики рассматривают цифру в 100 тыс. кв. м.
«Развитие торговой инфраструктуры следует за городским развитием. Торговые объекты, находящиеся на этапе девелопмента, располагаются в основном в метрокоммунах (зонах вокруг станций метро), расположенных в поясе средней удалённости от центра города. На этих же территориях идёт активное развитие новых объектов транспортной инфраструктуры – МЦК и БКЛ», - отметила Татьяна Дивина, руководитель департамента исследований и аналитики CMWP.
21 из 31 объекта, находящихся на стадии реализации, относятся к проекту комплексной реконструкции бывших кинотеатров компанией ADG. Почти все эти объекты так же расположены в зоне средней удаленности от центра и очень логично встраиваются в процесс развития этих территорий.
*Население Москвы является высокомобильным, поэтому минимальной единицей географического анализа рынка недвижимости Москвы выбраны зоны вокруг станций метро. Территория города разделена на неперекрывающиеся зоны в радиусе точки притяжения. Центром каждой метрокоммуны и точкой ее притяжения мы считаем станцию метро.
Цветом без подписи и маркировки выделены метрокоммуны, в которых расположены реконструируемые ADG объекты.
Второй, ещё более значительной, категорией торговых объектов на стадии реконструкции, являются торговые объекты на транспортно-пересадочных узлах, которые входят в масштабную программу развития транспортной доступности различных районов Москвы. Такие проекты составляют 45% суммарной арендуемой площади всех объектов на стадии девелопмента.
Только единичные проекты не относятся к двум указанным выше масштабным категориям (названия объектов подписаны на инфографике выше).