UD Group: Уровень вакантности в ТЦ Казани по итогам 2022 года составил 16,4%

По данным компании, из 125 иностранных ритейлеров, представленных в качественных торговых центрах, работу приостановили 25. Общее предложение торговых площадей в городе составляет порядка 1 млн кв. м.
1425
Изображение взято из источника: UD Group
Макроэкономические события 2022 года спровоцировали массовые заявления западных компаний об уходе или временной приостановке деятельности на территории Российской Федерации. Закрытия магазинов западных ритейлеров повлияли и на объем нового предложения, и на общий трафик покупателей, особенно в крупных торговых центрах. Если в первом полугодии 2022 года собственники торговых площадок занимали позицию ожидания, то во второй половине сменили ее на активные попытки заполнить свободные площади. При этом условия для новых арендаторов предоставлялись максимально комфортные и на рынке сформировалась зависимость: чем выше вакансия в торговом центре, тем лучшие условия могут получить новые арендаторы.

Также отмечается размытие критериев для «якорей» (крупные компании, привлекающие в торговый центр трафик): если ранее только международные «якорные» ритейлеры получали выгодные условия (например, отсутствие фиксов и «голый» процент от оборота), то в 2022 году арендаторы, которые могут прийти на их место, претендовали на аналогичные условия. Многие торговые центры на переговорах с новыми арендаторам предлагали открытие на условиях «все включено», а также более низкие фиксированные ставки аренды с последующим переходом на расчет аренды, как процента от оборота, арендные каникулы и другие преференции.

Ситуация на рынке торговой недвижимости была неоднородна и зависела от объема вакансий и спроса. Объекты, максимально сохранившие свой трафик с минимальным объемом вакантным площадей, такие как KazanMall и «Горки Парк», были осторожны в корректировке условий, т.к. смогли сохранить хорошую посещаемость, в том числе благодаря эффективным маркетинговым кампаниям и программам лояльности. Однако ТРЦ МЕГА, несмотря на высокий процент пустующих площадей и снижающийся трафик, не пересмотрела условия и остается наиболее недоступной для входа операторов.

На поведении потребителей также сказались новые условия неопределенности - потребители стали больше копить и меньше тратить на товары не первой необходимости. Поэтому районные торговые центры из-за нацеленности на FMCG в наименьшей степени находились в зоне риска.

В I полугодии 2022 года многие девелоперы заморозили или приостановили проекты новых торговых объектов. Однако уже во II полугодии ситуация начала меняться. Например, продолжились работы в комьюнити-центре ART общей площадью 40 000 кв. м (торговая площадь 21 200 кв. м) на территории ЖК «Арт Сити». Здание представляет собой многофункциональный комплекс с торговым центром и бизнес-центром класса А площадью 10 000 кв. м. Ввод в эксплуатацию ожидается в 2024 году.

На начало года в казанских торговых центрах было представлено 125 иностранных ритейлеров, 25 из них на конец года приостановили свою деятельность.

Однако по некоторым брендам были рассмотрены альтернативные вариации преобразования бизнеса в России: продажа российских подразделений международным игрокам из дружественных стран, уход на полноценный формат франшизы, локализация брендов и иные форматы.

На конец 2022 года:
• провели реструктуризацию – польские LPP (RE, Син, M, CR, XC), McDonald's («Вкусно и точка»), французский L’Occitane (Л’Окситан), испанский Mango, Reebok (SneakerBOX), Samsonite (ЧемоданPRO), Sephora (выкуплена «Иль де Ботэ»). Из последних преобразований - «Джамилько» выкупил бизнес британской Mothercare в России;
• испанский холдинг (бренды Zara, Bershka, Massimo Dutti, Pull & Bear и др.) планирует реализовать российский бизнес ливанской группе компаний Daher. На рынок ливанцы придут со своим брендом и коллекциями;
• Starbucks стал Stars Coffee – активы выкупил музыкант и бизнесмен Тимур Юнусов, известный как Тимати, и ресторатор Антон Пинский;
• магазины Lego датского производителя конструкторов открылись под названием «Мир кубиков». Эксклюзивный партнер компании Inventive Retail Group, планирует также продавать конструкторы, в том числе Lego;
• американская компания Yum! Brands продала около 70 ресторанов сети KFC ижевскому франчайзи «Смарт Сервис». Новые точки сети откроются под брендом Rostic’s;
• норвежский бренд одежды Helly Hansen ожидает ребрендинг, возможное название «Хансен»;
• французский Decathlon не расторг договоры аренды и продолжал арендовать здания рядом с торговым центром «Тандем» и на ул. Родины.

При этом наблюдается высокий интерес со стороны российских брендов к площадкам, которые ранее занимали международные операторы. Известно, что российский бренд Gloria Jeans планирует занять торговые площади, ранее принадлежавшие H&M, Zara и Adidas. Melon Fashion Group (МФГ), который включает в себя российский бренд женской одежды и аксессуаров Lime, сеть мультибрендовых магазинов модной одежды и аксессуаров «Снежная королева», турецкий фешн-бренд Koton также активно занимают площади H&M.

Уход международных брендов с российского рынка способствовал развитию параллельного импорта в стране - маркетплейсы Ozon и Wildberries начали торговать товарами международных брендов. Также получили развитие доставки из европейских стран: «Почта России» и CDEK запустили платформы «Почта Global» и CDEK Forward, которые позволяют делать покупки на международных сайтах.

Уровень вакансии в качественных торговых центрах Казани на конец года составил 16,4%. При этом максимальный показатель вакансии сохраняется в торговом центре МЕГА – 53%, где максимально сконцентрированы международные бренды, которые приостановили свою деятельность.

Сейчас на территории Казани 51 торговый объект, суммарная площадь составляет порядка 1 млн. кв. м. Сюда включены как торговые площади операторов DIY и продуктовых ритейлеров, так и 13 качественных современных торговых центров (под качественными торговыми центрами принимаются концептуальные объекты, с арендопригодной площадью более 17 тыс. кв. м), общей площадью 814,7 тыс. кв. м, из них 457,4 тыс. кв. м - арендопригодная площадь.


Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Самара остается лидером по обеспеченности торговыми площадями, а наибольший прирост показали Пермь, Казань и Челябинск

Аналитики консалтинговой компании NF Group оценили обеспеченность качественными торговыми площадями в 15 городах-миллионниках за 2022 год. Согласно исследованию, показатель оценивается в среднем в 507 кв. м/1 000 жителей по итогам года. С 2019 года эта цифра увеличилась на 7,4%, максимальный прирост отмечен в трех городах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) – в Перми (+49%), Казани (+14%) и Челябинске (+9%). Самара уже шестой год подряд лидирует в рейтинге по обеспеченности населения торговыми площадями – 757 кв. м/1 000 чел. Пермь стала одним из наиболее активно развивающихся городов в части увеличения количества торговых объектов. Если раньше город занимал последнее место в рейтинге, то с 2019 года он поднялся на три позиции и вышел на 12 место, увеличив показатель на 49%, до 384 кв. м/1 000 чел. благодаря открытию в 2021-2022 гг. двух торговых центров: ТЦ «Планета» (GLA: 83 тыс. кв. м) и iMALL (GLA: 40,5 тыс. кв. м).
23.01
Источник: BBC
Исследования рынка

UD Group: Итоги года для рынка коммерческой недвижимости Казани

В сегменте офисной недвижимости сокращается вакансия и растет ставка аренды. Начинает развиваться сегмент коворкингов. В торговой недвижимости восстановлению показателей помешали QR-коды. Спрос на склады растет.
31.01
Источник: Авито
Исследования рынка

UD Group: Обзор рынка ритейла, офисов и коворкингов Казани

Аналитики компании отмечают рост ставок в бизнес-центрах класса А и в стрит-ритейле. Рост ставок аренды на торговые помещения составил более 26%. Общее предложение коворкингов в столице Татарстана пока составляет чуть больше 11 тыс. кв. м.
01.10

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12
Источник: CRE
Переговоры

«Сберлогистика» может отказаться от части складов

На рынок может выйти более 1,5 млн кв. м площадей в складских комплексах, построенных и строящихся для компании.
23.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: Agalarov Development
Проект

Agalarov Development построит курортный комплекс в Узбекистане

Sea Breeze Uzbekistan расположится на 570 га на берегу озера Чарвак. Проектом предусмотрены жилье, гостиницы, рестораны, развлекательная и оздоровительная инфраструктура. 
20.12
Источник: NF Group
Игроки рынка

В ТЦ «Мой Молл» новые арендаторы заняли более 2 500 кв. м

С июля 2024 года здесь открылись Kuchenland, Familia, Kari и детский развлекательный центр «Мир детства». Ожидается открытие клуба виртуальной реальности VR Illusion и зоомагазина «Зоозавр». Коммерческим управлением объекта занимается компания NF Property Management (входит в состав NF Group).
23.12
Источник: Pergaev Bureau
Проект

Апарт-отель откроют в Белокурихе

Комплекс Rizalta отличают обширное озеленение, infiniti-бассейн с видами на горный пейзаж, конференц-центр, озеро и водопады, мультиформатные зоны для прогулок, спорта, игр, площадки для аэротакси и арт-объекты, олицетворяющие историю Алтайского края. Архитектурную концепцию, дизайн среды, интерьеры лобби и ресторана комплекса разработало архитектурное бюро Pergaev Bureau. 
20.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre