Основная миссия коворкингов Китая - вырастить резидентов-единорогов!

Татьяна Самченко, партнер управляющей компании сети коворкингов премиум класса F2, о развитии рынка коворкингов Китая, причинах «бума» и предпосылках.
2947
Изображение взято из источника: F2

Развивая сеть премиальных пространств F2, мы постоянно изучаем мировой опыт. Китай - один из самых ярких и заметных игроков индустрии. Мы решили сравнить рынки России и Китая и найти рецепт их успеха. Несмотря на некоторое сходство, существуют заметные различия в развитии, размерах и характере этих двух рынков коворкингов.
 

Развитие

В последние годы в Китае рынок коворкингов стремительно развивается.Ожидается, что Пекин и Гуанчжоу станут ведущими городами в этой отрасли с большим количеством коворкингов. Между тем, Пекин оставался ключевым коммерческим центром страны, и большинство компаний предпочитали коворкинги и общие офисные помещения. Вторым по величине рынком коворкинга в Китае является Ухань, где есть общие офисы, привлекающие самых разных арендаторов, включая крупные корпорации, государственные учреждения и стартапы.Экономический рост в стране привел к тому, что большое число предпринимателей и представителей малого бизнеса все больше проявляют интерес к гибким условиям работы.

Коворкинг-пространства появились во всех крупных городах по всей стране. В настоящее время в Китае активно развиваются как крупные международные коворкинг-операторы, такие как WeWork, так и выросли большие национальные коворкинг-операторы как Ucommune и Kr Space.

Сектор коворкингов в Китае  развивался не только быстрее, но и, если так можно выразиться, масштабнее, чем в России. Существенным отличием является более широкое покрытие территории страны сетевыми операторами и количество точек в сети под управлением одного оператора.

Для справки:

Ucommune является одним из крупнейших коворкинговых операторов в Китае и была основана в 2015 году. Компания предлагает гибкое рабочее пространство для малого и среднего бизнеса, фрилансеров и стартапов. Как утверждает компания, она имеет более 200 коворкинговых пространств в 37 городах Китая, включая Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, Ханчжоу, Гуанчжоу и Чэнду. Всего в этих коворкинговых пространствах предлагается более 400 тысяч квадратных метров рабочих пространств. Кроме того, Ucommune имеет более 130 коворкинговых пространств в мире, включая Японию, Индонезию, Сингапур, Таиланд и США.Ucommune также предлагает услуги виртуального офиса, конференц-залы, мероприятия и коучинговые программы для предпринимателей и стартапов. Компания привлекла более $1 миллиарда инвестиций с момента ее основания, в числе инвесторов структуры Alibaba Group.

Kr Space - это другой крупный китайский коворкинговый оператор, основанный в 2016 году с головным офисом в Пекине. Он также предоставляет гибкие рабочие пространства для малого и среднего бизнеса и стартапов в Китае и Японии.Как заявили представители Kr Space, компания имеет более 200 коворкинговых пространств в более чем 40 городах Китая и Японии, включая Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, Ханчжоу, Гуанчжоу, Осаку и Хоккайдо. Общая площадь всех этих пространств составляет более 400 000 квадратных метров.

Российский рынок демонстрировал более скачкообразное развитие. Особенно заметный скачок в области предложения произошел за последние пару лет и несмотря на сложную экономическую ситуацию продолжается до сих пор. Так по данным Forbes только в 2021 году московский рынок коворкингов вырос на 10,6%, а за 2022 год побил и этот рекорд, увеличившись в 1,5 раза — общий объем гибких офисных пространств составил 381 780 кв. м, (55 569 рабочих мест). Не менее впечатляющий рост демонстрируют локальные рынки в других российских мегаполисах: в Санкт-Петербурге, где по итогам прошлого года прирост составил 31%, а в 2023 — 24%. При этом, в силу объективных причин, западные коворкинг-операторы занимают незначительную долю рынка. А российские не могут похвастаться таким количеством филиалов как китайские. К сожалению, рынок коворкингов России сегодня - это в основном рынок Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Концепция и государственная политика.

С точки зрения форматов российский сектор коворкингов представлен коворкингами, сервисными офисами, built-to-suit проектами, гибридными форматами, технопарками и пр. Китайские коворкинги также обладают большим функциональным разнообразием, на рынке существуют сервисные офисы, built-to-suit и гибкие пространства. Основное развитие между рынками будет заключаться в подходе государства к развитию отрасли.

Каждый коворкинг в России самостоятельно выбирает свою концепцию,модель и позиционирование. В Китае же ситуация выглядит несколько иначе. Большинство коворкингов в этой стране следуют общей политике по развитию и распространению инноваций, и являются не просто рабочими пространствами, а настоящими научно-технологическими и бизнес- кластерами. Все вместе коворкинги формируют экосистему для китайского бизнеса и обеспечивают взаимодействие участников  рынка. Основная задача коворкинга Китая - вырастить компанию, помочь ей развиваться, и это ключевая история! Коворкинг в Китае - это не просто офисное пространство, это инкубатор бизнеса. Главными направлениями развития коворкингов стала модель «инвестиция + инкубация». За год в коворкингах Китая около 18 тыс. компаний привлекают капитал при помощи коворкингов. Если в российских коворкингах бизнес-услуги, обучение и нетворкинг скорее идет как преимущество и ноу-хау, то привлечением инвестиций для своих резидентов не занимается никто.А в Китае это обязательная история.

 

Культура и менталитет

Китайский и русский менталитет также оказывают влияние на стратегию развития и продвижения рынка коворкингов.

1. Коллективизм против индивидуализма
Китайская культура в целом более коллективна, важность групповой гармонии и сотрудничества - это философия жизни. Напротив, русская культура имеет тенденцию быть более индивидуальной, ценящей личную автономию и независимость. Эти различия могут повлиять на то, как предприниматели и работники в каждой стране относятся к коворкингам. В Китае коворкинги рассматриваются как места для построения сотрудничества и развития бизнеса, а в России они рассматриваются как способ работать независимо, но с общими ресурсами.

2. Отношение к принятию рисков
Китайская культура более склонна избегать риска, придавая большое значение стабильности и безопасности. Напротив, русская культура ценит риск и использование возможностей. Эта разница влияет на то, как предприниматели относятся к коворкингам. Отсутствие капитальных затрат и гибкие условия аренды это пути диверсификации рисков, поэтому в Китае предприниматели воспринимают коворкинги как тихую гавань для бизнеса. В России, это больше гавань для развивающихся в нестабильной экономической среде компаний, а также тех, чей бизнес находится в постоянной трансформации.Многие считают коворкинг временным офисом, планируя в будущем переехать в собственный офис. Вообще философия владеть, а не арендовать отличает российских людей.

3. Долгосрочное планирование против краткосрочного
Китайская культура склонна ценить долгосрочное планирование и стратегическое мышление, в то время как российская культура часто больше ценит краткосрочные выгоды. Многие резиденты коворкингов Китая - это устоявшиеся компании, и они часто заключают долгосрочные договора, находя в этом и экономическую выгоду, и снижение рисков.В Китае коворкинги рекламируются как места для построения долгосрочных отношений и сотрудничества, в то время как в России коворкинги часто делают акцент на такое преимущество, как краткосрочная аренда.

 

В конечном счете, эти менталитет  лишь один из факторов, влияющих на развитие отрасли. Самым важным стимулом, и рынок Китая это ярко демонстрирует, являются  экономические условия, государственная поддержка, поддержка банков. В стране ведется регулярная статистика, сколько стартапов привлекли инвестиции, сколько вышли на фондовый рынок, сколько получили патенты… Можно только пофантазировать, как развился бы российский рынок коворкингов в аналогичной среде.

 


Материалы по теме

Источник: Multispace
Точка зрения

Спрос соискателей на гибридный формат работы вырос вдвое

По данным консалтинговой компании по подбору сотрудников Kontakt InterSearch Russia и сети сервисных офисов Multispace, за последние три года заинтересованность соискателей в гибридном графике работы увеличилась вдвое. Реализовать гибридный формат работы могут сервисные офисы.
04.05
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Вакантность падает в гибких офисах и растет в классических

В 1 квартале 2023 года доля свободных площадей в гибких рабочих пространствах Москвы составила 24%, следует из отчета #Marketbeat, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP). Это на 11,3 п.п. ниже, чем в 4 квартале 2022 года. В компании также отмечают тенденцию к росту в классических офисах. Впрочем, здесь вакантность 20% пока не достигает.
03.05
Источник: NF Group
Экспертный анализ

NF Group: В первом квартале в Москве открылось почти 24 тыс. кв. м гибких офисов

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в I квартале 2023 года в Москве открылось пять новых гибких офисных пространств общей площадью 23 895 кв. м, в которых предоставляется 3 331 рабочее место. Общий объем открытых гибких офисов в столице составляет 381 780 кв. м, (55 569 рабочих мест), за год показатель увеличился в 1,5 раза. Доля свободных площадей в открытых гибких сетевых пространствах снизилась по сравнению с концом 2022 года на 2 п.п. до 24% (12 696 свободных рабочих мест). Средняя запрашиваемая ставка аренды за рабочее место в открытых сетевых гибких пространствах снизилась на 9,2% до 35 573 руб./рабочее место/мес. (включая НДС).
02.05

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (27 января - 2 февраля)

Крупнейший «Термолэнд» в Оренбурге, складские подвиги NF Group, карта и классификация light industrial, продажи Coldy, анонсы открытия ТРК «Небо» в Мурино и Rublevo Business Park, крупные сделки в гостиничном и офисном сегментах, а также новые статьи из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
02.02
Источник: ХСА
Экспертный анализ

Лёгкие шаги: как классификации light industrial повлияют на рынок

Недавно НКО «Альянс экспертов недвижимости» (в рабочую группу вошли консультанты, оценщики, девелоперы, банкиры и пр.) представила классификацию объектов формата light industrial; параллельно актуализируют или разрабатывают собственные варианты «лёгкой» классификации другие экспертные сообщества, в том числе, Moscow Research Forum. Единый для рынка инструмент пока вообще появится вряд ли, убеждены игроки: ситуация осложняется не только тем, что light industrial – один из самых молодых и сложных форматов с кратным ростом в последние три года ввода, но и его бумом среди непрофильных интересантов, для которых, возможно, потребуются отдельное позиционирование, классификация и «упаковка» продуктов.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
29.01
Источник: CORE.XP
Игроки рынка

Итоги 2024 года FM CORE.XP

Управляющая компания увеличила портфель недвижимости более чем на 370 000 кв. м, среди крупнейших - МЦ Roomer, ЦДМ на Лубянке, штаб-квартира девелоперской компании. Направление консалтинга и аудита выполнило 10 проектов по объектам общей площадью свыше 700 000 кв. м.
04.02
Источник: 3PL-оператор NC Logistic
Экспертный анализ

Логика логистики: как самый «голодный» рынок удерживает кадры

В российской логистике шестой год – острейший дефицит кадров. Хотя на фоне бума e-commerce в отрасли кратно выросли и продолжают расти зарплаты, и сюда активно переходили соискатели из других сегментов, работников по-прежнему не хватает, а текучесть высока, как нигде. В серии материалов CRE продолжает обсуждать одну из главных проблем рынка коммерческой недвижимости последних лет.

Продолжение. Начало см. здесь и здесь.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
31.01
Источник: cre.ru
Проект

В Сочи появится остров с гостиницами

«Корпорация Остров первый» (управляющий директор – Булат Шакиров) приступает к реализации масштабного и амбициозного проекта в Сочи.
 
30.01
Источник: CRE
Сделка

Склад «Озон Волхонка» перепродали

Новым собственником комплекса на 108 тыс. кв. м стала УК «Сбережения плюс». Стоимость сделки оценивается в 7,5-8 млрд рублей.
31.01
Источник: Business Club
Игроки рынка

БЦ Obsidian получил «Золотой» Клевер

Компания «ESG-эксперт» оказала комплекс услуг экологической сертификации. Девелопер бизнес-центра - Business Club.
31.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre