Нестандартный стандарт

Нестандартный стандарт или как управлять офисами, чтобы они эволюционировали из стандартных рабочих мест в гибкие офисные пространства work-life balance. О том, что сейчас представляет из себя современный офис, какая классификация существует, остались ли стандарты в отношении рабочих мест и как этим всем управлять, рассказывает генеральный директор Apollax Space Иван Гуськов.
1108
Изображение взято из источника: Apollax Space
«Рабочее место при выполнении работ сидя» по ГОСТу 12.2.032-78 о системе стандартов безопасности труда, введенному в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 26 апреля 1978 г. N 1102, должно было соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим требованиям, а также характеру работы.
 
Выглядели эти характеристики по стандарту примерно так:

и составляли не много, не мало - 4.5 кв. м на одну сидящую трудовую единицу.
 
Офис в новом воплощении уже стал вторым домом, где люди завтракают и ужинают, занимаются йогой и слушают лекции о развитии, ходят в спортивный зал и даже спят.
Разработчики ГОСТов в 1978 году о таком не могли даже предположить.
 
Какой прогноз? Жизнь становится все активнее, а “понятные” сотрудники, работающие с 9 до 18 превращаются в космополитов, воспринимающих работу скорее как  хобби, приносящее деньги. Пути обратно уже нет и вернуться за стандартный рабочий стол, отказавшись от лаунж зон или стильных переговорных комнат вряд ли кто-то захочет. И тут встает основной вопрос - как содержать в порядке всю эту офисную красоту и управлять помещением так, чтобы у сотрудников даже не закрадывалась мысль о том, что нужно докупить кофе или бумагу в принтер.
 
Моделей управления офисами немного. Собственник может:

1 - создать свою сервисную команду, являясь оператором гибкого пространства в собственном помещении и управляя им.
2 - привлечь профессионального управляющего оператора, который предложит либо классическую аренду, либо договор управления, либо гибридный вариант. При этом финансовая составляющая будет или фиксированная прибыль, или процент от арендного потока. 
3 - сдать компании-пользователю, которая сама будет “заботится” о себе и решать все поступающие бытовые вопросы и запросы.
 
Мировая практика показывает, что самым эффективным и прибыльным, в первую очередь для собственника, является модель с привлечением оператора или управляющей компании, которая запускает творческий процесс и надзор одновременно. Ранее мы уже упомянули о стандарте 4,5 метров на человека, который был нормой всего 40-50 лет назад. Он существует и сейчас у ряда государственных компаний, но “подросший” до 10 метров на человека. Это, как правило, кабинетная рассадка.
 
Все бизнес-центры, класса А, которые были спроектированы за последние 10-20 лет, также предполагают 10-12 метров на одного человека.  Для примера возьмем башню "Федерация" в ММДЦ “Москва-Сити”, где офисы планировались использоваться для крупных, статусных компаний. И здесь, конечно, было важно: просторные кабинеты директоров, большой ресепшен, и неплотная рассадка рядового персонала. Но время внесло свои коррективы и сейчас практически  все площади разобрали абсолютно разные компании, которые используют их по большей части как офисы а-ля коворкинг или гибкое пространство.
 
В офисах Apollax Space порядка 70% арендаторов работают по сменному графику, где сотрудники приходят не каждый день и чаще всего пользуются переговорными комнатами, кафе или лаунж зонами. Учитывая это факт, мы реализовали свой стандарт, где проектируем примерно 6-7 квадратных метров на человека. И этого достаточно для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно, ведь большая часть времени проходит не за столом. Можно сказать, что стандарт офиса не то, чтобы изменился, просто площади стали использовать более эффективно, применяя разные дизайнерские и мебельные решения.
 
Если раньше столы делались как-то Г-образно, то сейчас уже делают прямые столы. Если раньше у директоров все столы практически были с приставной тумбой и Т-образные, то сейчас мы все меньше наблюдаем такие брутальные конструкции. В нашей модели даже не предполагаются подстольные тумбы, потому что становится меньше бумажного документооборота и потребность в них отпадает. У нас есть арендатор очень крупная компания, которая недавно переехала к нам в в один из офисов.  Они уже рассматривали гораздо меньше количества стеллажей хранения и в принципе предпочитают  электронный формат работы, предполагая полностью уйти от бумажной волокиты. Это тоже облегчает – не нужно иметь архивы, причем серверный архив должен быть определенным образом оформлен и установлен. И если раньше были архивные комнаты и помещение специального назначения, определенным образом оборудованные пожарной сигнализацией, дымоудалением и так далее и именно это было сердце офиса, то сейчас есть серверная, но она гораздо меньше занимает площади.
 
Так например, мы подготовили индивидуальное решение для арендатора Ntechlab, который взял 209 рабочих мест в сервисном офисе Apollax Space Бригантина. В данном проекте были реализованы уникальные условия по расположению большой серверной, которая в силу технического задания арендатора не могла расположиться в бизнес-центре «Бригантина». Нашей задачей было оперативно найти подходящее помещение, заключить с ним договор аренды, и помочь реализовать оптический канал связи между зданиями. При этом кастомизация планировок под запрос Ntechlab и переезд персонала был организован в рекордно сжатые сроки и занял всего 10 дней.
 
Задача управляющей компании гибких офисов – это сделать очень эргономичное офисное пространство, чтобы компания могла там находиться и чувствовать себя “беспечно”. Управляющей компании важно не только создать это пространство, а еще научить правильно пользоваться им. Клининг, починка бытовый техники, заказ бумаги для канцелярии, поиски офис-менеджера, бесконечная рутина - именно эту рутину берет на УК. Так же как в хорошем ресторане должен быть не только интерьер и красивая подача блюд, но еще должны быстро и незаметно обслуживать, чтобы ты мог получить удовольствие от еды. Аналогичная задача и у управляющей компании.
 
В нашей практике, помимо договора аренды, мы применяем еще SLA (Service Level Agreement), где говорим на понятном языке, например, о том, как будем решать все проблемы. И это главная договоренность, которая определяет характер взаимоотношений заказчика услуги и ее исполнителя. SLA — договор, который позволяет регулировать уровень обслуживания и сроки между заказчиком и исполнителем и помогает сторонам контролировать услуги так, чтобы те соответствовали ожиданиям всех участников процесса. Если сломался стол, арендатору не надо делать заявку на сломанный стол. Он просто делает заявку, что у них человек не может работать, они не думают даже о причине этого. Нет необходимости разбираться в проблеме самостоятельно. Все отношения выстроены через SLA. Даже если выключилось электричество, арендатор понимает за какие сроки оно будет починено, либо какой дальше порядок действий, если за это время невозможно починить. Он не будет в подвешенном состоянии и уже на старте понимает, как этот офис будет жить и как он будет жить в этом офисе.
 
Собственнику помещения и оператору сервисных офисов как между супругами важно на берегу определить условиях совместного проживания, на каких стороны вступают в сотрудничество, так и при подписании договора аренды нужно предусмотреть будущие “удобства и неудобства”. Взаимодействие между ними является максимально важной, доверительной и экологичной составляющей как с человеческой точки зрения, так и в юридических аспектах.
 
Современные собственники понимают, что долгосрочные отношения, к которым они привыкли: сдать помещение напрямую арендатору на 5-7 лет и все это время надеяться, что его не сильно испортят, а может повезет и улучшат - в реалиях непредсказуемой экономики не работает. И на первый план выходят flexible системы, которые может организовать и поддерживать в живом состоянии профессиональный оператор гибких офисов.


иГРОКИ РЫНКА

Apollax Space

Гуськов Иван

Управление и эксплуатация недвижимости

Apollax Space

Материалы по теме

Источник: CRE
Советы юристов

Компании готовятся к экологическим проверкам

В MD Facility Management зафиксировали стремительный рост спроса на экологический аудит объектов.
 
08.06
Источник: ABD architects
Точка зрения

Как нейросети меняют подход к созданию пространств

Сама идея искусственного интеллекта не нова, концепция нейросети появилась уже в 40 – 60 годах прошлого века, и сейчас их уже такое количество, что разобраться бывает сложно. О том, какие нейросети существуют на данный момент и в чем их назначение, чем они могут быть полезны при проектировании, рассказывает Денис Кувшинников, директор департамента интерьеров ABD architects.
07.06
Источник: CRE
Исследования рынка

СберМаркет: Офисным сотрудникам нужно коровье молоко

По данным сервиса, молоко является самым популярным «офисным» напитком. За год корпоративные клиенты заказали в офисы 4,8 млн пачек молока. 93% приходится на молоко животного происхождения.

01.06

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre