Как приручить свет в коммерческих пространствах и сделать его идеей проекта

Какую роль в проектировании играет свет? Большую, чем кажется на первый взгляд. Это не только функциональное освещение, это – акценты, зонирование, художественное и архитектурное решение, создание атмосферы и выражение ценностей проекта. В комплексном благоустройстве или создании коммерческого объекта свет может стать отправной точкой или смысловой доминантой и подчеркнуть образ и идею. Возьмем любой успешный проект: даже если свет в нем на первый взгляд не приметен, скорее всего он выстроен по всем правилам и с учетом всех возможных сценариев места. О важности света в оформлении торговых помещений рассказывает Сергей Марков, архитектор, генеральный директор и сооснователь Бюро А4.  
1183
Изображение взято из источника: CRE
О сценариях говорим не зря: это и есть главный секрет проектировщиков в «приручении» света. От того, что в помещении или на территории будет происходить, зависит выстраивание световой концепции и идеи. Как использовать свет в разных типах пространства и какие тренды есть сейчас? Как архитекторы используют свет, усиливая образ и месседж проекта?


Навигация, акценты, атмосфера: свет в книжных магазинах

В любой коммерческой недвижимости подбор освещения будет зависеть в первую очередь от товара. В случае с книгами свету уделяется пристальное внимание: он должен дать рассмотреть объект в деталях, не перегружая его, также может создать мягкую атмосферу уюта, расставить акценты на полки с бестселлерами, или дополнить геометрию пространства.

Свежие и смелые идеи по свету архитекторы Бюро A4 воплотили в проекте для книжного магазина Pioner Bookstore в Москве. Идея строилась вокруг образа книги как портала в мир знаний. Так что линейную и футуристическую доминанты помогли выразить вытянутые лайтбоксы, напоминающие корешки книг с известными цитатами.  Прямо на входе в книжный – акцентный объект с рекомендованными книгами «Выбор Пионера». Его оформили светящимися рамками. А уютную зону для чтения и отдыха с книгами по искусству обыграл необычный лайтбокс-винный стеллаж в лаундже.  Свет помог и с навигацией в магазине: к лестнице и основному пространству на 2 этаже посетителей направляют светящиеся треугольные лайтбоксы у входа на стойке.

Еще один проект — решение для павильона Книги на ВДНХ. Здесь значимым стал не столько свет, сколько его источник: складывающаяся люстра голландского бренда Moooi (Kroon11). Она смогла передать советское наследие и содержание павильона в современной интерпретации, расположившись в исторической лепной розетке потолка. Линейный свет лишь помог подчеркнуть красоту и фактуру объекта, приковав к нему внимание посетителей. Сочетание исторических деталей и современного светового оборудования безусловно не проходящий тренд в интерьерах.

 

Дополнение естественного света и зонирование: свет для общественных площадок

Если свет выстраивают для открытых площадок (например, с панорамными окнами), огромное значение имеет его связь с естественным освещением и ландшафтом. Задача проектировщиков – не перебивать естественный свет, но дополнить его на достаточном уровне, а иногда – не мешать ему.

Например, крафт-бар в Парке Сокольники с помощью светильников Fabbian, похожих на языки пламени и подчеркивающих яркую стену, и светильников Muuto, напоминающих скандинавские лампочки Ильича, удалось превратить в городской домик лесника.

Особую атмосферу с помощью освещения архитекторы Бюро А4 добились в проекте летнего кинотеатра в парке искусств Музеон. Его дирекция Парка Горького решила возвести на месте устаревшего в 2017 году. Архитекторы создали проект многофункционального общественного пространства, которое могло бы подстраиваться под любой формат мероприятий: от больших кинопоказов до тематических мастер-классов.

Еще на старте проектирования архитекторы четко уловили образ, который хотят воплотить и подчеркнуть в новом комплексе – это северное сияние,звездное небо и атмосфера вечернего театрального фойе, настоящий «фильм» под открытым небом. Северное сияние создавали с помощью линейного света, направленного на ограждения из плетеной нержавеющей стальной сетки. В итоге получился эффект света, растворяющегося в воздухе. Атмосферу кинотеатра подчеркивают и подсвеченные ширмы-кулисы, разделяющие зоны в лаунже и скрытая подсветка стеклопрофилита бара. В итоге летняя площадка, вписанная в ландшафт, стала гармоничным «живым организмом», способным адаптироваться к запросам посетителей и потребностям оператора кинотеатра, а внутренняя площадь комплекса по-настоящему оживает вечером, встречая посетителей.

 

Объединение и побуждение к творчеству: свет в коворкингах и креативных пространствах

Креативные и коворкинг-пространства – это не только отдельные офисы или площадки, но и целые поселки, в которых созданы концептуальные территории для жизни, работы и отдыха. Кажется, при чем здесь загородная недвижимость? Однако все куда интереснее. Примером может служить проект Бюро А4 поселка Миронцево на берегу Истринского водохранилища Московской области.

Задачей архитекторов было создать концепцию единого пространства для активных и успешных людей: представителей it-сферы, сотрудников крупных технологических компаний. К тому же заложить сценарии самоуправления, когда жители смогут сами программировать пространство, выбирать, что здесь будет работать и открывать на своей территории малый бизнес. По сути, поселок стал большим и экологичным коворкинг-лайф пространством, которое сами участники смогут развивать. 

Освещение при создании такого проекта играет значимую роль: здесь необходимы все форматы, какие-то площадки требуют хорошего освещения, но существенно не терять связь с природой и подходить к расстановке освещения “экологично”. Не менее важно сделать акценты и подчеркнуть природные формы, при этом остаться технологичными. В концепции освещения вписаны мягкие формы, светильники в виде шаров, купольное освещение индивидуальных зон в парках,  низкие «световые столбики» по территории, для создания атмосферы уюта – уличные фонари и гирлянды на деревьях. Разные сценарии освещения соответствуют разным пространствам поселка: более «живые» и рабочие имеют больше света и направленных источников, более камерные и интимные, места для отдыха – деликатных скрытых подсветок. Для естественного освещения использовано много стеклянных прозрачных конструкций, а искусственный свет подчеркивает шероховатости и фактуру натуральных материалов и пластику объема зданий. Продуманный и лаконичный светодизайн формирует нужное настроение и стиль для объекта. В домах поселка устроено «умное» освещение с возможностью управления голосом.

 

Функциональность, многослойность, экологичность: световые тренды в коммерческих пространствах

С тем, что сейчас предлагает рынок световых приборов, воплотить и подчеркнуть можно практически любую архитектурную идею. Отталкиваться нужно от образа и истории пространства, а также учитывать тренды. Сейчас это:
  • Светотехнический минимализм, когда лаконичный дизайн сочетается со скрытыми источниками света. Принцип: «Видим свет, но не видим источник».
  •  Функциональность: предусмотрены все сценарии задач, которые необходимо будет решать в пространстве. Для каждой задачи - свой светильник.
  •  Внимание к качеству света: температура, интенсивность, индекс цветопередачи должны быть гармоничны. Принцип: «Необходимо и достаточно».
  •  Умный свет: системы управления способны трансформировать свет под несколько задач. Связь светильников можно наладить с системой жалюзи, друг с другом и т.д.
  •  Плавные формы: гибкие светильники, природные, космические формы, повторяющие контуры пространства.
  • Переосмысление этники: не явные и навязчивые мотивы, а деликатные намеки на элементы других культур и ремесленные мотивы, поиск русской идентичности.
  • Экологичный дизайн. Натуральные материалы выполняют запрос на тактильность и смотрятся дорого.
  •   Многослойное освещение позволяет зонировать пространство и регулировать свет в зависимости от потребностей освещения.
 
 
 


Материалы по теме

Источник: NF Group
Точка зрения

Фуд-холлы в Санкт-Петербурге: гастрономические пространства завоевывают сердца жителей и туристов

Развитие рынка фуд-холлов в Санкт-Петербурге идет семимильными шагами, делая формат все более привлекательным для посетителей. Девелоперы, оценивая перспективный рынок, активно переформатируют свои проекты, добавляя в них уникальные концепции общественного питания. Историю развития формата фуд-холлов в городе, его текущем состоянии и перспективных трендах в своей колонке рассказала Наталия Киреева, старший консультант отдела консалтинга и аналитики NF Group в Санкт-Петербурге.
14.06
Источник: CRE, Карло Влад
Точка зрения

Борьба с очередями в супермаркете при помощи технологий

Материал Владимира Буйвидиса, со-основателя и руководителя первого в РФ завода по производству интерактивного оборудования BM Group «Фабрика Инноваций».
29.05
Источник: CRE
Советы юристов

Компании готовятся к экологическим проверкам

В MD Facility Management зафиксировали стремительный рост спроса на экологический аудит объектов.
 
08.06

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: stroi.mos.ru
Аукцион

Москва предлагает крупные лоты в САО

Город выставил на торги три коммерческих помещения в Бескудниковском районе.
 
29.11
Источник: cre
Открытие

Avdeev Crystal расширяет сеть бутиков в Москве

До конца года компания Avdeev Crystal откроет два магазина в самых люксовых ТЦ Москвы. Таким образом, торговая сеть бренда вырастет на 40%. Сейчас в Москве работает 5 бутиков Avdeev Crystal.
29.11
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

В Оренбург привезли Idol

Первый в городе магазин премиального бренда Melon Fashion Group занял 350 кв. м в ТРЦ «Мармелад».
28.11
Источник: CRE
События

Retail & Development Brunch 2024: Любовь и боль

Рынок торговой недвижимости и ритейла с успехом прошел возможно самый сложный период в своей истории. Однако вызовы остаются. Меняется же эмоциональный окрас этого слова: вызовы сегодня - это уже не столько про боль управляющих компаний от ухода якорных арендаторов и потери трафика, сколько про любовь к своему клиенту, своему продукту, про внимание к деталям и создание новых концепций. На ежегодном мероприятии Retail & Development Brunch эксперты рынка обсудили основные тренды в ритейле и торговой недвижимости на текущий момент.
28.11
Источник: Пресс-служба Aspace
Проект

Aspace масштабируется

Aspace анонсирует запуск двух проектов в формате BTS.

27.11
Источник: Times Estate
Сделка

В БЦ «Георг Плаза» сдали около 1 700 кв. м

Офисы заняла некоммерческая организация. Консультант сделки - Times Estate.
28.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre