Как оценили в Pridex по результатам проведенного исследования, в 2022 г. доля проектов зарубежных компаний в общем объеме бюджетов на офисный fit-out упала до рекордно низкого значения – 2%. По сравнению с 2021 годом размер инвестиций со стороны иностранного бизнеса снизился более чем на 80%. В первом полугодии 2023 г. ситуация несколько улучшилась: как отмечают в Pridex, на рынке растет активность компаний из стран Азии – в первую очередь, из Китая, – а также поступают запросы со стороны индийских компаний. Однако говорить о том, что это внесет существенные изменения в динамику по итогам года, пока преждевременно.
В начале 2022 г. компания сообщала, что порядка 45% контрактов на рынке fit-out подверглись заморозке, из которых большая часть относилась к проектам иностранных компаний.
В начале 2022 г. компания сообщала, что порядка 45% контрактов на рынке fit-out подверглись заморозке, из которых большая часть относилась к проектам иностранных компаний.
«Конечно, зарубежные проекты составляют многомиллиардный сегмент рынка, и уход ряда иностранных компаний в 2022 г. не мог остаться незамеченным, - комментирует Дмитрий Вишняков, управляющий директор Pridex. – Тем не менее, мы наблюдаем высокую активность со стороны крупного отечественного бизнеса – в этом году спрос на fit-out со стороны российских компаний уже увеличился на 5-10%. Кроме того, в 1 квартале на московском рынке офисной недвижимости был зафиксирован рекордный за последние 15 лет объем сделок. В целом мы вновь ожидаем позитивной динамики в нашем сегменте по итогам 2023 г.».