Рынок fit-out 2022: ключевые изменения и прогноз на будущий год

Что происходит со стоимостью и географией закупок материалов и оборудования, как изменился портрет офисных арендаторов, останется ли цифровизация в числе ключевых рыночных трендов  – Pridex подводит итоги года.

 
3035
Изображение взято из источника: Pridex
Материалы и оборудование: доля Европы снижается, цены - пока нет

В структуре закупок происходят точечные, но важные изменения. В сегменте отделочных материалов наращивают позиции российские игроки: по данным Pridex, доля отечественных потолочных систем по сравнению с 2021 годом выросла с 61% до 90%, керамогранита – с 26% до 37%. В сегменте инженерного оборудования растёт роль как азиатских, так и российских поставщиков – это наиболее заметно в части систем кондиционирования, где доля азиатской продукции выросла с 15% до 48%, а также систем отопления, где доля отечественных производителей выросла с 28% до 85%.

Что касается стоимости, в феврале-марте этого года цены продемонстрировали по-настоящему взрывной рост: так, стоимость отделочных материалов подскочила почти на 50%, инженерного оборудования – на 43%, черновых материалов – на 30%. Затем, начиная с мая, на рынке наметилась обратная тенденция, а к концу августа снижение цен на отдельные категории товаров доходило до 15%. Ключевую роль в этом сыграл параллельный импорт, который, однако, никак не снизил важность валютной составляющей для конечной стоимости. В результате к концу года цены снова пошли вверх вслед за ослаблением курса рубля и сейчас по-прежнему далеки от показателей января во всех трёх сегментах.

 
«На данный момент доля европейских брендов по-прежнему остаётся высокой – в первую очередь, благодаря параллельному импорту, который позволил возобновить поставки примерно 70% иностранной продукции, - комментирует Александр Алейников, коммерческий директор Pridex. – Однако все прекрасно понимают, что с появлением отечественных аналогов его роль будет снижаться, а закупки тех позиций, которые сложно заместить собственными силами, будут переориентироваться на Восток и дружественные страны».

Спрос: российский бизнес и гос. корпорации выходят на первый план

Тенденция, которая прослеживается на протяжении всего 2022 года, скорее всего, останется неизменной и в будущем году: спрос на fit-out услуги будет формироваться преимущественно за счёт крупного российского бизнеса, сумевшего занять освобождённые иностранными конкурентами ниши, а также компаний с государственным участием. В первом случае это IT и телекоммуникации, финансовый сектор, строительство, логистика и транспорт, во втором - компании, которые занимаются импортозамещением, а также добычей полезных ископаемых.

Кроме того, ожидается рост спроса на fit-out со стороны операторов гибких офисных сетей – в условиях повышенных логистических рисков, а также дефицита отдельных элементов отделки и интерьера многие владельцы бизнеса склоняются в сторону готовых решений, что делает сервисные офисы всё более популярным форматом.

Кадры: рынок труда сохраняет устойчивость

Значительная часть рабочих, которые занимаются отделкой и оснащением пространств, — иностранные граждане, и в начале года рынок опасался оттока квалифицированных кадров, так как ослабление рубля сильно ударило по таким работникам. И хотя сейчас предсказать дальнейшее развитие событий достаточно сложно, на данный момент ситуация остаётся стабильной, и худшие прогнозы, очевидно, не сбылись.

Что касается российских специалистов, по нашим наблюдениям, их отток минимален – в отличие от той же IT-отрасли, где многие высококвалифицированные сотрудники предпочли хотя бы временно уехать из страны, рынок fit-out не ощущает нехватки кадров.

Умный офис: технологии по-прежнему в тренде

Согласно данным Pridex, доля затрат на «умную» начинку в общей стоимости офисной отделки увеличилась с 4% до 20% за последние четыре года – и эта цифра продолжает расти, несмотря на текущую рыночную ситуацию. Одним из драйверов тренда на технологичность являются сервисные офисы – так, в Москве более половины объектов, принадлежащих крупнейшим профильным операторам, управляется с помощью мобильных приложений, что требует наличия соответствующей IT-инфраструктуры.

Основным препятствием для развития цифровых офисных экосистем в России остаются сложности с поставками необходимого оборудования – порядка 50% комплектующих ввозится из США, Германии, Испании, Японии и Франции. Тем не менее, наличие оригинального российского софта, который является ключевым элементом умной инфраструктуры офиса, позволяет интегрировать в систему любые комплектующие, что значительно расширяет возможности по поиску замены.

 
«Мы успешно наладили поставки оборудования для систем распознавания лиц и видеоконференцсвязи из Китая, используем российские системы бронирования переговорных в своих проектах, - комментирует Алексей Курсин, партнёр Pridex. – Несмотря на то, что в начале года рынок испытывал проблемы с доступностью компонентов для систем управления светом и климатом, а также коммерческого мультимедийного оборудования, нам также удалось оперативно найти доступные аналоги, провести их всестороннее тестирование и наладить поставки оптимальных решений».

ESG: развитие продолжается?

Несмотря на уход иностранных компаний, которые являлись одними из основных драйверов ESG-повестки в России, данная тема по-прежнему сохраняет свою актуальность для строительной отрасли. Это подтверждается появлением в ноябре этого года национального стандарта «зелёного» строительства многоквартирных жилых домов ГОСТ-Р, а также аналогичной системы сертификации для объектов коммерческой недвижимости «Клевер».

Нововведение представляет особую важность для офисного сегмента, который из-за высокого уровня конкуренции занимает первое место по количеству сертифицированных объектов. Для арендаторов наличие сертификата во многих случаях стало одним из первостепенных факторов при выборе нового офиса – особенно это касается московского рынка, на котором подобная практика уже давно является нормой.

 
«Появление российского эко-стандарта – это возможность построить актуальную именно для наших реалий систему сертификации с учётом климатических, технологических и других особенностей и нормативов, которые в ряде случаев являются более суровыми, чем аналогичные зарубежные, - комментирует Дмитрий Вишняков, управляющий директор Pridex. - Тем не менее, в текущей ситуации этого может оказаться недостаточно для дальнейшего развития данного направления. Необходимы реальные стимулирующие меры – налоговые льготы, субсидирование процентных ставок и др».


Материалы по теме

Источник: Пресс-служба Pridex
Экспертный анализ

Перспективы использования BIM-технологий в сфере fit-out

Несмотря на то, что технологии информационного моделирования сейчас обсуждаются в первую очередь в контексте их обязательного внедрения для застройщиков, не менее важным является их применение и в сегменте fit-out. Компания Pridex проанализировала перспективы использования BIM в fit-out проектах, а также выделила основные препятствия и драйверы роста.
17.06
Источник: Pridex.ru
Экспертный анализ

Fit-out в новой экономической реальности: от роста доли проектов с госучастием до формирования новых стандартов услуг

Несмотря на богатую историю кризисов, ситуация, сложившаяся на данный момент в сегменте офисной недвижимости и смежном с ним направлении строительных и инженерных услуг (fit-out), значительно сложнее чем когда-либо, так как комбинирует вызовы, возникавшие ранее по отдельности. Специалисты компании Pridex подготовили материал о том, как меняется эта индустрия и каковы дальнейшие перспективы развития бизнеса в текущих реалиях.
23.03
не указано

10 фактов о Fit-out

15.07

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (3-9 марта)

Александр Клячин готовится вернуть себе активы KR Properties, «Ростех» решил владеть своим офисным комплексом, а не арендовать его, круаные сделки по аренде складов состоялись в Москве и Краснодаре, RD Management взяла в управление еще три объекта ADG group, а в столице прошел XVIII PFM Congress. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю. 
09.03
Источник: CRE
Переговоры

Активы KR Properties вернутся к Клячину

Бизнесмен договорился о выкупе у государства своих бывших активов на сумму свыше 50 млрд рублей.
05.03
Источник: ap22.ru
Открытие

«Супер Лента» пришла в Бийск

В Бийске открылся первый магазин «Супер Лента».
 
10.03
Источник: Vos’hod
Проект

Vos’hod представил интерьеры Armani / Casa Moscow Residences

Vos’hod показал интерьеры клубного дома «от Armani».
 
10.03
Источник: CRE
События

XVIII PFM Congress: Как расколоть ОРЕХ и зачем в недвижимости СЕХ

В прошлом году команда CRE Events пришла к разделению по сессиям  Property Management и Facility Management, что позволило гораздо подробнее рассмотреть все аспекты управления и уделить больше внимания именно РМ. А к итоговому мероприятию 2024 года был протестирован формат "оцифровки" показателей доходов и расходов - эффективности УК. Это делает наглядным всю проблематику рынка, которую хотя бы теоретически можно измерить. Property & Facility Management Congress 2025 стал промежуточным итогом этих двух векторов развития мероприятий для управляющих компаний: в первой сессии мы препарировали операционные расходы (ОРЕХ): из чего они состоят, как менялись статьи расходов, как менялись доли различных видов затрат - на конкретных примерах, общих табличках с пояснениями. Во второй сессии мы сосредоточились на доходной части, которая, как выяснилось, растет не только за счет ротации арендаторов и индексации ставок, но и за счет маркетинга, повышения клиентского опыта (Customer Experience, CЕX), построения путей от бренда (объекта) к клиенту, других инструментов привлечения и удержания ЦА. 

Видео мероприятия ЗДЕСЬ. Фотоотчет ТУТ

 
05.03
Источник: CRE
Аукцион

Москва выставила на торги детский сад со слонами

Двухэтажное здание площадью 1,7 тыс. кв. м предлагается за 148 млн рублей. Здание, известное как «родина розовых слонов», построено по авторскому проекту и является объектом культурного наследия регионального значения.
05.03
Источник: AFI Development
Открытие

«АФИ Галерея» открылась у «Белорусской»

«АФИ Галерея» стала первым МФК, открытым в центре Москвы после затишья на рынке торгово-офисной недвижимости, вызванного пандемией и уходом иностранных компаний из России. Сейчас интерес к коммерческим проектам растет – об этом свидетельствует низкая вакансия, которая в столичных торговых объектах составляет 7%, а в офисных – 5-8%, по оценке аналитиков AFI Development. 
07.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre