Чек-лист: как выбрать коммерческое помещение в премиальном проекте

Отношение девелоперов к коммерческим помещениям в премиальных проектах сильно изменилось за последние годы. Сегодня они становятся важным конкурентным преимуществом, позволяют создать имиджевое позиционирование объекта. Растет интерес и со стороны инвесторов — доходность инвестиций в помещения под стрит-ретейл оцениваются в 12–15% годовых в зависимости от проходимости объекта. Коммерческий директор компании Regions Development Лилия Арцибашева подготовила гайд, объясняющий, какими правилами необходимо руководствоваться при поиске надежного и доходного помещения для стрит-ретейла в премиальных проектах.
881
Изображение взято из источника: Пресс-служба Regions Development
Не ЦАО единым: расширяйте географию поиска

Десятилетиями три главных правила успеха в ретейле звучали просто: location, location и еще раз location. Действуют они на рынке неукоснительно и сегодня. Тем не менее это не означает, что выбранный вами лот непременно должен быть расположен внутри Садового кольца. Земля в ЦАО в особенном дефиците, поэтому в последнее десятилетие рынок премиального жилья столицы постепенно «децентрализуется». Сегодня немало проектов премиум- и элитного сегмента, которые находятся даже за пределами Третьего транспортного кольца.

Для стрит-ретейла большое значение имеет не столько локация как таковая, сколько высокая проходимость территории. Расскажу на нашем примере: жилой комплекс Dream Towers находится в двадцати минутах от центра Москвы, рядом есть парковка на 1,5 тыс. машиномест, в 150 метрах – остановка общественного транспорта. Поблизости - станция метро «Технопарк» и строится еще одна с ориентировочным пассажиропотоком до 38 000 человек в сутки. Территория Нагатинского полуострова имеет высокую проходимость уже сейчас, поскольку здесь сконцентрирована вся необходимая инфраструктура для комфортной жизни: спортивная, рекреационная, транспортная, есть огромный ландшафтный парк с прогулочными маршрутами, «Остров мечты», яхт-клуб Dream Island Marina и пляжный комплекс Dream Beach Club. Локация стала новой «точкой притяжения» для жителей  Москвы, Подмосковья и гостей из других регионов страны и зарубежья. 

Рассматривайте лоты на старте продаж

Опытные инвесторы знают, что с рынка еще на старте продаж уходят наиболее ликвидные и выгодные коммерческие помещения. После ввода в эксплуатацию их стоимость может вырасти на 30-50%. Ценятся качественные лоты площадью 50-80 кв. м. На примере Dream Towers мы видим, что одними из первых как раз были распроданы небольшие коммерческие площади. Ближе к вводу в эксплуатацию интерес к коммерческим помещениям проявляют собственники торговых сетей, где бизнес-модель предполагает владение коммерческими активами, а не аренду площади или продажу своей франшизы. Такие покупатели рассматривают большие помещения, в которых сразу можно начать вести бизнес и получать выручку.

И если в уже сложившихся торговых коридорах возможностей для покупки не много, то в новых жилых комплексах можно найти весьма интересные предложения. Причем предложения эти становятся все более продуманными, поскольку в последние годы девелоперы стали более внимательно подходить к коммерческой инфраструктуре своих проектов. Так, еще на этапе проектирования продумывается, какой объем коммерции необходим с учетом локации жилого комплекса, его окружения, класса жилья и количества будущих резидентов. 

Занимайте проактивную позицию в переговорах

Задавайте как можно больше вопросов как организационного, так и технического порядка. Инженерные системы должны быть современными и рассчитаны под любой профиль бизнеса. Стоит проверить наличие мест для размещения внешних индивидуальных блоков вентиляции и кондиционирования. Если вы планируете приобрести помещение под кафе или ресторан, то важно наличие электрических мощностей для такого заведения. Главный риск при инвестировании — приобретение неликвидного помещения. Чтобы этого избежать, следует обращаться к профессиональным девелоперам, в портфеле которых есть не только жилые, но и торговые проекты.

Выбирайте «правильную» планировку

Делая выбор в пользу свободной планировки, вы можете с большей эффективностью распорядиться помещением: поделить его на части так, как того требует ваш бизнес. Помещение с высокими потолками и минимумом несущих конструкций — лучший выбор для вашего бизнеса. Обратите внимание, куда выходят окна и на сколько сторон. Помните, два входа в помещение всегда лучше, чем один. 

Избегайте шаблонов

Тенденция такова, что все больше покупателей премиальных проектов хотят видеть максимум услуг и удобств для себя в пешей доступности. Например, как показывают результаты исследования Regions Development, посвященного приоритетам потенциальных покупателей квартир и апартаментов, стрит-ретейл является значимым эмоциональным аспектом при выборе квартиры или апартаментов премиум-класса. Дом становится местом, где жизнь продолжается в формате отдыха, спорта, хобби, увлечений, приятного и комфортного времяпрепровождения с семьей. А значит, необходим соответствующий коммерческий инфраструктурный набор, выходящий за рамки привычного. Неслучайно девизом девелоперов в новой реальности можно назвать вариативность. В случае же открытия собственного бизнеса в премиальном проекте доходность будет существенно выше, поскольку покупатели недвижимости в высокобюджетных жилых комплексах инвестируют в качество жизни и готовы платить за услуги и товары в периметре своего комплекса.
 


Материалы по теме

Источник: Пресс-служба «Аеон Девелопмент»
KnowHow

Как меняется доля коммерции в ЖК?

Доля коммерческих помещений в дорогих ЖК превысила 10% против 5-7% в среднем по рынку.

17.01
Источник: Товарищество Рябовской Мануфактуры
Исследования рынка

Офисы в ЖК вдвое дороже, чем в БЦ

Несколько лет назад девелоперы, работающие сфере жилой недвижимости, взяли курс на гибридизацию своих проектов. Помимо квартир, апартаментов и социальных объектов в структуру жилых комплексов в большем объеме стали закладываться офисные помещения. Пандемия только усилила этот тренд: многие из тех, кто поселился в новостройках, не хотели лишний раз покидать свои дома и быстро оценили возможность работать по месту проживания. Одновременно многие компании стремятся перенести своим точки базирования непосредственно на территорию жилых корпусов. Это запустило дискуссию в профессиональном сообществе: не вытеснят ли «домашние офисы» классический продукт, предлагаемый в бизнес-центрах?

Аналитики «Товарищества Рябовской Мануфактуры» изучили предложение по продаже юнитов из обеих категорий. Для исследования были взяты десять локаций, где застройщики проявляют наибольшую активность. По итогам мониторинга выяснилось, что о реальной конкуренции речь не идет. По сравнению с новостройками бизнес-центры располагают на порядок большими запасами офисных помещений и готовы продавать их вдвое дешевле(в пересчете на квадратный метр).
02.12
Экспертный анализ

В ЖК Новой Москвы - более 400 коммерческих помещений

По оценке «Метриум», в Новой Москве выставлены на продажу 444 коммерческих помещения в 11 жилых комплексах. Как отмечают эксперты, цены на коммерческие объекты в данной локации пока недооценены.
11.09

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre