«Уже в 2022 году мы заметили, что запросы клиентов трансформировались – даже те, кто раньше рассматривал для себя исключительно аренду, задумались о покупке офиса. Рост интереса к покупкам активов мы связываем с двумя основными факторами: увеличившимся предложением качественных объектов на продажу, а также возможностью в текущих реалиях сохранить средства путем вложения в подобные активы. Однако, стоит заметить, что даже несмотря на увеличившееся предложение, найти здание под штаб-квартиру свыше 10000 кв. м по ТЗ клиента по-прежнему бывает непросто, поэтому мы подсвечиваем нашим клиентам скрытые опции, которые на открытом рынке не предлагаются», - прокомментировала Наталья Никитина, международный партнер, руководитель департамента офисной недвижимости CMWP.
По стоимости продажи лидирует зона между ТТК и Садовым кольцом – средневзвешенная цена здесь составляет 436 941 руб./кв. м, учитывая НДС. Внутри ТТК стоимость держится на уровне 386 880 руб./кв. м, внутри МЦК и БКЛ – 319 921 руб./кв. м, а на периферии – 137 556 руб./кв. м.
Портрет покупателя варьируется в зависимости от площади запроса. Компании, которые хотят купить небольшой офис (до 200 кв. м), могут быть представителями практически любого сектора. В свою очередь, крупнейшие сделки продажи 2023 года дают представление о тех компаниях, которые заинтересованы в покупке большого объема площадей (свыше 10 тыс. кв. м) под штаб-квартиры. Заметная активность наблюдается со стороны государственных компаний/компаний с государственным участием, а также российских IT-структур.
«Наиболее яркую концентрацию сделок мы видим за пределами ТТК в северном, западном и северо-западном направлениях – за период с января по сентябрь 2023 года продажи здесь составили 73%. Так, например, среди наиболее значимых сделок с начала года можно назвать покупку 47 тыс. кв. м в БЦ ICITY мэрией Москвы, приобретение башни Skylight (офисная площадь объекта - около 30 тыс. кв. м) VK, а также покупку БЦ Орбитал (офисная площадь объекта – 22 тыс. кв. м) структурой группы Нацпроектстрой. Сделки продаж в классе А, а также продажи больших объемов практически отсутствуют на востоке столицы, а также в черте Садового Кольца», - отметила Полина Афанасьева, директор департамента исследований и аналитики CMWP.