IBC Real Estate: Ставка аренды офиса в Москве на 13% ниже, чем в Алматы

На рынке коммерческой недвижимости Казахстана практически отсутствуют вакантные офисные помещения с отделкой. В виду высокой конкуренции среди арендаторов ставка аренды офисов стремительно поднимается.
1075
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
По данным аналитиков IBC Real Estate рынок офисной недвижимости Казахстана последние два года находится на подъеме: активно строятся новые качественные бизнес-центры, стремительно вымываются вакантные предложения, ставки аренды держатся на высоком уровне.

Офисный рынок Казахстана, в основном, сосредоточен в Алматы и Астане. Совокупный объем предложения в двух городах составляет более 1,6 млн кв. м: Алматы – 609 тыс. кв. м, Астана – 954 тыс. кв. м. Для сравнения, офисный сток крупного делового района «Москва-Сити» составляет 1,3 млн кв. м.

Первые бизнес-центры в Казахстане стали появляться в начале 2000-х годов, и в дальнейшем рынок ежегодно пополнялся новыми объектами. При этом девелоперы не до конца учитывали сложившиеся международные практики строительства качественных бизнес-центров, поэтому сегодня многие из них не соответствуют требованиям современных компаний.

Офисный рынок Казахстана смело можно назвать рынком арендодателя – по итогам III квартала 2023 года доля свободных площадей по двум городам составляет 5%, из них в Алматы – 3%, в Астане – 6%. Примечательно, что вакантных помещений с отделкой в Казахстане практически нет – их доля в общем объеме офисного предложения составляет всего 1,2%.

 
«По нашему мнению, высокий спрос на готовые к въезду помещения связан, в первую очередь, с активной релокацией иностранного бизнеса, которая началась в 2022 году. По данным на август 2023 года количество зарегистрированных в стране международных организаций выросло за год на 38% и составило более 41 тысячи. Как известно, свои офисы в Казахстане открыли такие компании как Honeywell, Fortescue, Playrix, Tinkoff, inDrive и Yandex. Последняя арендовала офисное помещение площадью более 1 100 кв. м в обновленном бизнес-центре SmArt.Point, где наша компания выступила консультантом сделки», – отмечает Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.

Высокая заполняемость бизнес-центров является серьезной проблемой для иностранных компаний, которые рассматривают релокацию в Казахстан. Вакантные помещения от 500 кв. м – настоящая редкость для рынка Казахстана, средняя площадь предлагаемых сегодня помещений с отделкой составляет всего 198 кв. м. В условиях высокой конкуренции арендаторов за возможность занимать готовые офисные помещения, арендодатель чувствует себя уверенно, что приводит к росту запрашиваемых ставок аренды.

Премиальные бизнес-центры Казахстана экспонируют ставки аренды в долларах, но вакансии в зданиях высокого класса практически не осталось. Как следствие, в настоящий момент свободные офисы маркетируются преимущественно в тенге. По итогам III квартала 2023 года средневзвешенная ставка аренды в бизнес-центрах класса А в Алматы составляет 18,8 тыс. тенге за кв. м в месяц (46,8 тыс. руб. за кв. м в год), в Астане – 18,1 тыс. тенге за кв. м в месяц (45 тыс. руб. за кв. м в год). Для сравнения, средневзвешенная ставка аренды по офисам класса А в Москве составляет 41,4 тыс. руб. за кв. м в год. Таким образом, средняя ставка аренды в Алматы и Астане выше среднего значения по Москве на 13% и 8% соответственно.
 
Алматы – крупнейший финансово-экономический центр Казахстана. Исторически сложилось, что арендаторами офисных помещений в бывшей столице являются крупные международные и частные компании. Здесь представлен наибольший объем качественных офисных площадей страны. Среди них аналитики IBC Real Estate выделяют бизнес-центры Esentai Tower, Park View и AFD. К концу 2023 года дополнительно ожидается ввод в эксплуатацию порядка 100 тыс. кв. м офисов, среди которых два крупных премиальных проекта Deniz Park и New Nurly Tau. Примечательно, что последний уже полностью арендован компанией Yandex. По итогам 2023 года общий объем офисного предложения в Алматы составит более 700 тыс. кв. м.

Астана – столица Казахстана, здесь сосредоточены офисы крупных компаний государственного сектора. При этом исторически по качеству бизнес-центров Астана явно уступает Алматы. Это стимулирует девелоперов на строительство новых более современных объектов, соответствующих международным стандартам. Так, в 2017 году был построен премиальный общественно-деловой комплекс Talan Towers, получивший сертификацию LEED Gold. В конце 2022 года в эксплуатацию был введен премиальный бизнес-центр «Абу-Даби Плаза», офисная площадь которого составляет 85 тыс. кв. м. Таким образом, итоговый объем нового строительства значительно превысил показатели 2020-2021 гг. До конца 2023 года дополнительно ожидается ввод в эксплуатацию бизнес-центра Sensata общей офисной площадью 15 тыс. кв. м и по итогам года общий объем офисного предложения в Астане составит порядка 970 тыс. кв. м.


Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Новых офисов класса А в Петербурге придется подождать

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, c января по сентябрь 2023 года рынок офисной недвижимости Санкт-Петербурга пополнился 10 новыми бизнес-центрами арендопригодной площадью 100 000 кв. м. Это в два раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Несмотря на большой объем ввода офисных площадей класса А – 61 000 кв. м – до осени 2024 года не прогнозируется завершения строительства новых объектов этого класса, что приведет к снижению вакантности. Доля свободных площадей в среднем по рынку к концу сентября 2023 года снизилась до 9,3%. Из 530 бизнес-центров Северной столицы 311 заполнены арендаторами на 100%, но только в 29 оставшихся зданиях можно арендовать или купить большие офисные блоки (от 3 000 кв. м).
11.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Новые бизнес-центры в Москве введутся без вакансии

По данным аналитиков Stone, в качественных столичных бизнес-центрах в границах МКАД, выставленных на продажу блоками и запланированным ко вводу в эксплуатацию до 2025 г., реализовано уже более 60% площадей. В объектах с готовностью до 2027 года, в свою очередь, продано более 35% площадей. Таким образом, тренд на переток спроса в строящиеся объекты сохраняется и усиливается: готовое предложение остается в дефиците и морально устаревает в процессе эксплуатации, и по мере появления на рынке новых бизнес-центров в перспективных деловых локациях и роста строительной готовности объектов инвесторы и конечные пользователи принимают решение в пользу покупки офисов в строящихся объектах.
10.10
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: В «Большом Сити» построят около 1 млн. кв. м офисов

По данным аналитиков, здесь уже строится около 450 тыс. кв. м и еще примерно столько же проектируется. К 2030 году общий объем строительства может достигнуть 1,1 млн кв. м.
27.09

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre