NF Group: Центральные торговые улицы Петербурга избавились от вакантности

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, по итогам 2023 года на основных торговых коридорах Санкт-Петербурга доля свободных площадей достигла допандемийных значений и составила 6,5%, сократившись на 1,8 п. п. Основными арендаторами помещений в формате стрит-ретейл на центральных улицах города остаются кафе и рестораны (39%), магазины одежды (13%) и продуктовые магазины (9%). При этом фэшн-ретейлеры в 2023 году нарастили объем арендуемых площадей на 0,9 п. п., а развитие продуктовых ретейлеров показало отрицательную динамику (-0,4 п. п.) вследствие закрытия небольших магазинов на центральных улицах города. В 2024 году прогнозируется индексация ставок аренды помещений стрит-ретейл до 7% и стабилизация вакантности на уровне 5–7%, что является достаточно низким показателем на рынке.
732
Изображение взято из источника: NF Group
В 2023 году на центральных улицах Санкт-Петербурга отмечалась высокая активность арендаторов помещений формата стрит-ретейла. Рост туристического потока в Северную столицу, постепенный уход международных брендов и освобождение площадей, активизация спроса со стороны российских ретейлеров привели к снижению вакантности. Таким образом, общий объем свободного предложения по сравнению с аналогичным показателем по итогам 2022 года снизился на 19% (до 28 400 кв. м). Доля вакантных площадей по сравнению с тем же периодом сократилась на 1,8 п. п. и составила 6,5%, достигнув допандемийных значений 2019 года. 

Наибольшее снижение вакантности (от 5 п. п. и более) отмечалось на улицах Большая Конюшенная, Маяковская и Малая Морская, за счет многочисленных открытий заведений общественного питания, а также магазинов одежды и цветочных магазинов. Среди открытий можно выделить кофейню «How are you?» с авторскими напитками, собственной выпечкой и поздними завтраками (ул. Маяковского, д. 17), рюмочную «У Ларисы» на ул. Маяковского, д. 39, флагманскую брассерию Manneken Pis (Малая Морская ул., д. 18), монобрендовый бутик оптики Gresso (Большая Конюшенная ул., д. 13), магазины одежды 2MOOD и Selfmade на Большой Конюшенной улице, а также новый рыбный ресторан «Рыба и Гады» (Большая Конюшенная ул., д. 5).

Рост объема свободного предложения отмечался только на двух центральных улицах города. На Среднем проспекте В.О. доля свободных площадей за год увеличилась на 4,4 п. п., количество закрытых заведений превысило число открытых в 1,3 раза. Закрывались в основном заведения общественного питания, как, например, корейский ресторан «Содам» (Средний пр. В.О., д. 59/38), кафе «Боулы&Багеты» (Средний пр. В.О., д. 69), кафе «Кебаб Хаус» (Средний пр. В.О., д. 50), пекарня «Пуд Хлеба» (Средний пр. В.О., д. 45) и другие. Также вакантность на 2,3 п. п. выросла на Кирочной улице в связи с закрытием на ремонт станции метро «Чернышевская» до мая 2024 года. 

На Невском проспекте по итогам 2023 года остаются свободными 4,5% площадей, что является минимальным значением за последние семь лет. Вакантность на основной части Невского проспекта демонстрирует одно из минимальных значений среди всех центральных торговых коридоров (3%). Старо-Невский проспект также активно восстанавливает свои позиции и готовится к новому этапу развития, в том числе в качестве фэшн-коридора – за год вакантность здесь сократилась на 3 п. п., составив 8,1%, что является минимальным значением за весь период наблюдений.

Основными арендаторами помещений в формате стрит-ретейл на центральных улицах города остаются кафе и рестораны (39%), магазины одежды (13%) и продуктовые магазины (9%). По итогам 2023 года присутствие фэшн-ретейлеров, а также кафе и ресторанов увеличилось на 0,9 п. п. и 0,4 п. п. соответственно. Доля продуктовых магазинов, напротив, сократилась на 0,4 п. п., что вызвано закрытием небольших продуктовых точек и трех магазинов «AB Daily». Тем не менее, продолжали развиваться такие продуктовые сети, как «ВкусВилл» и «Дикси», а также алкогольные магазины.

По объему площадей, занятых арендаторами, основной прирост наблюдался у обувных магазинов (+55,7 п. п.) и табачных лавок (+25,6 п. п.). Так, анонсировано открытие флагманского магазина обуви SuperStep площадью 2 000 кв. м на Невском проспекте. 



В 2023 году изменение запрашиваемых арендных ставок показывало разнонаправленную динамику. Большинство торговых коридоров демонстрировали рост показателя на уровне 5–7%, а на основной части Невского проспекта, Большом пр., П.С. и Большой Конюшенной улице запрашиваемые арендные ставки увеличились на 10% на фоне активизации спроса и снижения вакантности. Таким образом, на основной части Невского проспекта диапазон запрашиваемых ставок аренды составил 6 200–11 000 рублей за кв. м в месяц, включая НДС. Закрытие метро и перераспределение пешеходных потоков привели к снижению показателя на Кирочной улице и его росту на улице Восстания.  

 
Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге: «В 2023 году рынок стрит-ретейла восстановил утраченные прежде позиции благодаря высокому спросу на торговые помещения, а также уходу международных брендов и появлению свободных качественных площадей. Наибольшую активность проявили сегменты общественного питания и фэшн, но если гастрономическая составляющая рынка равномерно продолжала прирастать в течение многих лет, то ажиотажная активность фэшн-ретейлеров ярко проявилась именно в 2023 году. В 2024 году ожидается стабилизация вакантности на достигнутом уровне и меньший объем сделок ввиду ограниченного предложения на основных торговых улицах Санкт-Петербурга».

В 2024 году прогнозируется стабилизация вакантности на уровне 5–7%, что является достаточно низким показателем на рынке. После затишья на Старо-Невском проспекте ожидается новый виток качественного развития локации, где люксовые бренды заменят бутики премиального сегмента. Средние запрашиваемые арендные ставки будут расти точечно ввиду небольшого объема свободного предложения и стабильно высокого спроса на торговые помещения, а также за счет изменения среднерыночной индексации по договорам с 5% до 7%. 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Лапченко Анна

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Inditex в Петербурге заменили

В Северной столице открылись магазины 12 из 22 новых для российского рынка международных брендов. 91% из них представлен в сегменте fashion. Лидерами по количеству магазинов стали бренды из ОАЭ.
18.01
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: На ключевые торговые улицы Санкт-Петербурга в 2023 году вышло 33 фэшн-бренда

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, на центральных фэшн-коридорах Санкт-Петербурга в 2023 году открылось 33 магазина одежды, обуви и аксессуаров, что почти в два раза больше значений 2021 года и в 2,2 раза – значений 2022 года. Основную долю открытий обеспечили российские бренды (87%). Причем самый высокий спрос на помещения наблюдался на Большом проспекте П.С., что позволило выйти локации на лидирующие позиции в категории фэшн (36%), опередив Старо-Невский проспект (35%). На Большой Конюшенной улице также отмечался существенный прирост доли магазинов одежды, обуви и аксессуаров – за год объем занятых модными ретейлерами площадей торгового коридора увеличился с 15% до 23%, а разрыв с улицами-лидерами сильно сократился.
12.01
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Тренд на ТЦ малого формата сохраняется

Средняя площадь введенных в 2023 г. торговых объектов в Москве составляет 12,7 тыс. кв. м, что на 19,5% больше значения 2022 г. Новое предложение в текущем году представлено торговыми центрами районного и окружного форматов. По прогнозам Nikoliers, в 2024 г. тренд на открытие проектов таких форматов сохранится, а средняя площадь торгового центра незначительно увеличится до 13 тыс. кв. м за счет открытия таких объектов, как Kuzminki Mall на Зеленодольской улице, «Одинцово Парк» на Можайском шоссе и некоторых других.

График: Средняя площадь вводимых торговых центров, 2014–2024П гг.
11.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre