Nikoliers: Ввод ТЦ в регионах растет

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, в 2023 году в России было введено порядка 252,3 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, рост по сравнению с предыдущим годом составил 15%. Из них 158,9 тыс. кв. м – объем нового предложения в регионах страны. По прогнозам аналитиков, в 2024 году объем ввода может вырасти еще на 62,6%.
958
Изображение взято из источника: CRE
По итогам 2023 года объем нового предложения торговых площадей в России составил 252,3 тыс. кв. м. В регионах страны рынок пополнился 158,9 тыс. кв. м, что на 14,9% больше результата 2022 года. Всего общее предложение торговых площадей в стране (с учетом Москвы и Петербурга) насчитывает 29,5 млн кв. м. 

Крупнейшим в регионах стало открытие ТРЦ «Мармелад» в Череповце. Также год отметился открытиями ТРК «Точка Сити» в жилом районе Волгарь в Самаре и торговой галереи в составе МФК ARSIB Tower, который расположен в южной части Тюмени. Все открытые торговые центры относятся к форматам «районный» и «окружной».


 
Качественные торговые центры, открытые в регионах в 2023 г. 

Источник: Nikoliers, данные девелоперов

Объем ввода торговых площадей существенно сократился за последние несколько лет. В 2023 году основной объем новых торговых центров сформировали города с населением 300–500 тыс. человек. В городах-миллионниках было открыто три торговых центра суммарной площадью 33 тыс. кв. м. На два торговых комплекса (38 тыс. кв. м) увеличилось качественное предложение городов с населением 0,5–1 млн человек. Меньше всего выросло качественное предложение в городах с населением до 300 тыс. человек — всего на 20 тыс. кв. м.


Распределение объема ввода качественных торговых площадей в региональных городах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по численности населения, 2014-2024П гг.

Источник: Nikoliers


По прогнозам Nikoliers, в 2024 году объем ввода торговой недвижимости в регионах увеличится на 62,6% и достигнет 258,4 тыс. кв. м арендопригодной площади. Среди наиболее крупных ожидаемых проектов — ТРЦ «ДАФ» (GLA 32 тыс. кв. м) в Курске, ТЦ «Парк» (GLA 29,6 тыс. кв. м) в Нижнем Тагиле и вторая очередь ТРЦ Brosko Mall (GLA 16,5 тыс. кв. м) в Хабаровске. 

В результате, по итогам 2024 года общий объем предложения качественной торговой недвижимости в России составит 30,2 млн кв. м. Из них порядка 62% придется на региональные города страны, 27,5% — на Московский регион, еще 10,5% — на Санкт-Петербургскую агломерацию.

По нашим оценкам, при условии осуществления всех девелоперских планов в 2024 г. наибольший объем ввода будет сформирован в городах-миллионниках — 109 тыс. кв. м, чуть меньше 81 тыс. кв. м введется в городах с населением 300–500 тыс. чел., и почти в равных объемах увеличится объем торговых площадей в городах с населением 0,5–1 млн человек и с населением до 300 тыс. человек — на 33 и 36 тыс. кв. м соответственно. 

За исследуемый период бессменным лидером среди российских городов-миллионников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по обеспеченности торговыми площадями остается Екатеринбург (877 кв. м/1 000 чел.), далее расположилась Самара (738 кв. м/1 000 чел.), замыкает тройку Краснодар (729 кв. м/1 000 чел.). В 2023 г. Самара, которая годом ранее занимала третью позицию, обогнала Краснодар за счет открытия нового объекта. Наименее обеспеченными городами-миллионниками остаются Пермь (304 кв. м/1 000 чел.) и Волгоград (303 кв. м/1 000 чел.).

 
Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «В сегменте торговой недвижимости мы наблюдаем сдержанные объемы ввода торговых центров последние несколько лет. Если в Москве обеспеченность качественными торговыми площадями очень высокая и актуально строительство только в определенных, интенсивно развивающихся районах, то в некоторых регионах России наблюдается недообеспеченность качественными торговыми площадями.

Одновременно с этим изменившиеся во время пандемии покупательские привычки привели к желанию людей покупать товары ежедневного спроса рядом с домом, что также влияет на то, в каком направлении развивается сегмент ритейла. Тренд на шопинг «около дома» стал драйвером развития районных торговых центров, которые в ближайшей перспективе будут открываться как в Москве, так и в регионах России. При этом единичные крупные объекты также будут открываться - и не только в регионах, где наблюдается дефицит качественных площадей, но и даже в традиционно высокообеспеченных торговой недвижимостью городах – так, в 2025 г. в Санкт-Петербурге ожидается открытие такого проекта как МФТРК HOLLYWOOD».


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Питерские ТЦ заняты российскими арендаторами на 81%

Аналитики консалтинговой компании NF Group проанализировали изменения состава арендаторов в торговых центрах Санкт-Петербурга. Доля российских ретейлеров с 2022 года на площадках увеличилась с 70% до 81%. В 2023 году на петербургский рынок вышло 12 иностранных брендов, в 2022 году – восемь, в 2021 году – девять. Наибольший объем площадей среди международных ретейлеров в торговых центрах города занимают французские, китайские, турецкие, итальянские и ливанские ретейлеры. По итогам 2023 года отмечается положительная динамика открытий в сегменте одежды и аксессуаров (47% против 37%) и в сегменте детских товаров (9% против 3%). Отрицательная динамика открытий наблюдается в сегменте товаров для дома (5% против 29%). 
24.01
Источник: CRE
Исследования рынка

Уборка ТРЦ продолжает дорожать

Регионы догоняют по ценам Москву, но столица остается самой дорогой.
22.01
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Inditex в Петербурге заменили

В Северной столице открылись магазины 12 из 22 новых для российского рынка международных брендов. 91% из них представлен в сегменте fashion. Лидерами по количеству магазинов стали бренды из ОАЭ.
18.01

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre