IBC Real Estate: Торговые центры столицы освобождаются от вакансии

За вторую половину 2023 года 41% ТЦ с вакансией более 20% смогли заместить ушедших арендаторов и снизить долю пустующих площадей. Сейчас средняя вакансия составляет 12%, а более половины качественных объектов имеют долю свободных площадей ниже 10%.
890
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
Доля пустующих площадей в Москве стремительно снижается. Согласно данным аналитиков IBC Real Estate на январь 2024 года она составила 12%. При этом доля приостановленных площадей на данный момент менее 1%, когда как еще в середине лета данный показатель был на уровне 2,4%. 

Примечательно, что вакансия на рынке распределена неравномерно: летом 2023 года 22 из 190 существующих в Москве торговых центров работали с уровнем вакансии значительно выше среднего по рынку – более 20%, в январе 2024 года таких объектов осталось лишь 13. Таким образом, за второе полугодие 2023 года 41% ТЦ с вакансией выше 20% смогли привлечь новых арендаторов и снизить объем вакантных площадей. 

Тем не менее наиболее успешно на рынке функционируют объекты, с вакансией ниже среднего показателя по рынку: свыше 40 объектов обладают пулом арендаторов, занимающих более 90% всех арендопригодных площадей. 


 
Структура ТЦ Москвы по объему вакантных площадей, %


 
Источник: IBC Real Estate

С трудностями заполнения вакантных площадей столкнулись, преимущественно, новые ТЦ, открывшиеся не раннее 2021 года. Именно в эти торговые объекты не успели заехать международные арендаторы, которые раннее являлись частью их концепций. Также, от ухода международных якорных арендаторов сильно пострадали суперрегиональные ТЦ. Однако уже сейчас часть ушедших арендаторов замещена крупными российскими брендами, такими как Sela, Gloria Jeans, Lime, которые в новых реалиях рынка начали свое активное развитие, как с точки зрения экспансии, наращивая количество магазинов, так и посредством расширения существующих площадей. Часть вакантных в ТЦ площадей заняли вновь пришедшие на российский рынок международные бренды. Так за период 2023 года на столичный рынок вышло 19 новых иностранных брендов, которые открыли 98 магазинов в 29 ТЦ и заняли более 90 тыс. кв. м. 

Пустующие площади в районных ТЦ удалось заполнить, например тренажерными залами, гипермаркетами и фуд-холлами. Важно отметить, что сейчас продолжает набирать популярность именно районный формат ТЦ. Высокие темпы строительства современных ЖК с развитой инфраструктурой во многих регионах России влечет за собой децентрализацию зон отдыха и развлечения граждан. Расширение границ городов привело к увеличению потребительского потенциала и возрастающей необходимости в строительстве именно районных торговых центров, которые предлагают населению самый широкий спектр услуг в шаговой доступности. 

 
«Снижение вакансии оказывает эффект синергии для всего ТЦ. Эффект от замещения пустующих площадей ощутят на себе не только собственники, но и уже раннее представленные арендаторы ввиду увеличения траффика. Объекты, которым удалось значительно снизить долю свободных площадей и преодолеть болезненный порог в 20%, проделали большую работу над поиском новых форматов и изменением концепции объекта. Также, с учетом низких темпов строительства торговых центров уровень вакансии на рынке стабилизировался», – отмечает Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Ногай Екатерина

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: Ввод ТЦ в регионах растет

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, в 2023 году в России было введено порядка 252,3 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, рост по сравнению с предыдущим годом составил 15%. Из них 158,9 тыс. кв. м – объем нового предложения в регионах страны. По прогнозам аналитиков, в 2024 году объем ввода может вырасти еще на 62,6%.
26.01
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Питерские ТЦ заняты российскими арендаторами на 81%

Аналитики консалтинговой компании NF Group проанализировали изменения состава арендаторов в торговых центрах Санкт-Петербурга. Доля российских ретейлеров с 2022 года на площадках увеличилась с 70% до 81%. В 2023 году на петербургский рынок вышло 12 иностранных брендов, в 2022 году – восемь, в 2021 году – девять. Наибольший объем площадей среди международных ретейлеров в торговых центрах города занимают французские, китайские, турецкие, итальянские и ливанские ретейлеры. По итогам 2023 года отмечается положительная динамика открытий в сегменте одежды и аксессуаров (47% против 37%) и в сегменте детских товаров (9% против 3%). Отрицательная динамика открытий наблюдается в сегменте товаров для дома (5% против 29%). 
24.01
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Inditex в Петербурге заменили

В Северной столице открылись магазины 12 из 22 новых для российского рынка международных брендов. 91% из них представлен в сегменте fashion. Лидерами по количеству магазинов стали бренды из ОАЭ.
18.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre