IBC Real Estate: Торговые центры столицы освобождаются от вакансии

За вторую половину 2023 года 41% ТЦ с вакансией более 20% смогли заместить ушедших арендаторов и снизить долю пустующих площадей. Сейчас средняя вакансия составляет 12%, а более половины качественных объектов имеют долю свободных площадей ниже 10%.
982
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
Доля пустующих площадей в Москве стремительно снижается. Согласно данным аналитиков IBC Real Estate на январь 2024 года она составила 12%. При этом доля приостановленных площадей на данный момент менее 1%, когда как еще в середине лета данный показатель был на уровне 2,4%. 

Примечательно, что вакансия на рынке распределена неравномерно: летом 2023 года 22 из 190 существующих в Москве торговых центров работали с уровнем вакансии значительно выше среднего по рынку – более 20%, в январе 2024 года таких объектов осталось лишь 13. Таким образом, за второе полугодие 2023 года 41% ТЦ с вакансией выше 20% смогли привлечь новых арендаторов и снизить объем вакантных площадей. 

Тем не менее наиболее успешно на рынке функционируют объекты, с вакансией ниже среднего показателя по рынку: свыше 40 объектов обладают пулом арендаторов, занимающих более 90% всех арендопригодных площадей. 


 
Структура ТЦ Москвы по объему вакантных площадей, %


 
Источник: IBC Real Estate

С трудностями заполнения вакантных площадей столкнулись, преимущественно, новые ТЦ, открывшиеся не раннее 2021 года. Именно в эти торговые объекты не успели заехать международные арендаторы, которые раннее являлись частью их концепций. Также, от ухода международных якорных арендаторов сильно пострадали суперрегиональные ТЦ. Однако уже сейчас часть ушедших арендаторов замещена крупными российскими брендами, такими как Sela, Gloria Jeans, Lime, которые в новых реалиях рынка начали свое активное развитие, как с точки зрения экспансии, наращивая количество магазинов, так и посредством расширения существующих площадей. Часть вакантных в ТЦ площадей заняли вновь пришедшие на российский рынок международные бренды. Так за период 2023 года на столичный рынок вышло 19 новых иностранных брендов, которые открыли 98 магазинов в 29 ТЦ и заняли более 90 тыс. кв. м. 

Пустующие площади в районных ТЦ удалось заполнить, например тренажерными залами, гипермаркетами и фуд-холлами. Важно отметить, что сейчас продолжает набирать популярность именно районный формат ТЦ. Высокие темпы строительства современных ЖК с развитой инфраструктурой во многих регионах России влечет за собой децентрализацию зон отдыха и развлечения граждан. Расширение границ городов привело к увеличению потребительского потенциала и возрастающей необходимости в строительстве именно районных торговых центров, которые предлагают населению самый широкий спектр услуг в шаговой доступности. 

 
«Снижение вакансии оказывает эффект синергии для всего ТЦ. Эффект от замещения пустующих площадей ощутят на себе не только собственники, но и уже раннее представленные арендаторы ввиду увеличения траффика. Объекты, которым удалось значительно снизить долю свободных площадей и преодолеть болезненный порог в 20%, проделали большую работу над поиском новых форматов и изменением концепции объекта. Также, с учетом низких темпов строительства торговых центров уровень вакансии на рынке стабилизировался», – отмечает Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Ногай Екатерина

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: Ввод ТЦ в регионах растет

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, в 2023 году в России было введено порядка 252,3 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, рост по сравнению с предыдущим годом составил 15%. Из них 158,9 тыс. кв. м – объем нового предложения в регионах страны. По прогнозам аналитиков, в 2024 году объем ввода может вырасти еще на 62,6%.
26.01
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Питерские ТЦ заняты российскими арендаторами на 81%

Аналитики консалтинговой компании NF Group проанализировали изменения состава арендаторов в торговых центрах Санкт-Петербурга. Доля российских ретейлеров с 2022 года на площадках увеличилась с 70% до 81%. В 2023 году на петербургский рынок вышло 12 иностранных брендов, в 2022 году – восемь, в 2021 году – девять. Наибольший объем площадей среди международных ретейлеров в торговых центрах города занимают французские, китайские, турецкие, итальянские и ливанские ретейлеры. По итогам 2023 года отмечается положительная динамика открытий в сегменте одежды и аксессуаров (47% против 37%) и в сегменте детских товаров (9% против 3%). Отрицательная динамика открытий наблюдается в сегменте товаров для дома (5% против 29%). 
24.01
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Inditex в Петербурге заменили

В Северной столице открылись магазины 12 из 22 новых для российского рынка международных брендов. 91% из них представлен в сегменте fashion. Лидерами по количеству магазинов стали бренды из ОАЭ.
18.01

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre