Доля пустующих площадей в Москве стремительно снижается. Согласно данным аналитиков IBC Real Estate на январь 2024 года она составила 12%. При этом доля приостановленных площадей на данный момент менее 1%, когда как еще в середине лета данный показатель был на уровне 2,4%.
Примечательно, что вакансия на рынке распределена неравномерно: летом 2023 года 22 из 190 существующих в Москве торговых центров работали с уровнем вакансии значительно выше среднего по рынку – более 20%, в январе 2024 года таких объектов осталось лишь 13. Таким образом, за второе полугодие 2023 года 41% ТЦ с вакансией выше 20% смогли привлечь новых арендаторов и снизить объем вакантных площадей.
Тем не менее наиболее успешно на рынке функционируют объекты, с вакансией ниже среднего показателя по рынку: свыше 40 объектов обладают пулом арендаторов, занимающих более 90% всех арендопригодных площадей.
Примечательно, что вакансия на рынке распределена неравномерно: летом 2023 года 22 из 190 существующих в Москве торговых центров работали с уровнем вакансии значительно выше среднего по рынку – более 20%, в январе 2024 года таких объектов осталось лишь 13. Таким образом, за второе полугодие 2023 года 41% ТЦ с вакансией выше 20% смогли привлечь новых арендаторов и снизить объем вакантных площадей.
Тем не менее наиболее успешно на рынке функционируют объекты, с вакансией ниже среднего показателя по рынку: свыше 40 объектов обладают пулом арендаторов, занимающих более 90% всех арендопригодных площадей.
Структура ТЦ Москвы по объему вакантных площадей, %
Источник: IBC Real Estate
С трудностями заполнения вакантных площадей столкнулись, преимущественно, новые ТЦ, открывшиеся не раннее 2021 года. Именно в эти торговые объекты не успели заехать международные арендаторы, которые раннее являлись частью их концепций. Также, от ухода международных якорных арендаторов сильно пострадали суперрегиональные ТЦ. Однако уже сейчас часть ушедших арендаторов замещена крупными российскими брендами, такими как Sela, Gloria Jeans, Lime, которые в новых реалиях рынка начали свое активное развитие, как с точки зрения экспансии, наращивая количество магазинов, так и посредством расширения существующих площадей. Часть вакантных в ТЦ площадей заняли вновь пришедшие на российский рынок международные бренды. Так за период 2023 года на столичный рынок вышло 19 новых иностранных брендов, которые открыли 98 магазинов в 29 ТЦ и заняли более 90 тыс. кв. м.
Пустующие площади в районных ТЦ удалось заполнить, например тренажерными залами, гипермаркетами и фуд-холлами. Важно отметить, что сейчас продолжает набирать популярность именно районный формат ТЦ. Высокие темпы строительства современных ЖК с развитой инфраструктурой во многих регионах России влечет за собой децентрализацию зон отдыха и развлечения граждан. Расширение границ городов привело к увеличению потребительского потенциала и возрастающей необходимости в строительстве именно районных торговых центров, которые предлагают населению самый широкий спектр услуг в шаговой доступности.
«Снижение вакансии оказывает эффект синергии для всего ТЦ. Эффект от замещения пустующих площадей ощутят на себе не только собственники, но и уже раннее представленные арендаторы ввиду увеличения траффика. Объекты, которым удалось значительно снизить долю свободных площадей и преодолеть болезненный порог в 20%, проделали большую работу над поиском новых форматов и изменением концепции объекта. Также, с учетом низких темпов строительства торговых центров уровень вакансии на рынке стабилизировался», – отмечает Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.