Инвестиции в качественные офисы за 2023 год оказались на 30% выше прогнозируемых

По итогам 2023 года уровень инвестиций в московские бизнес-центры класса В и В+ оказался выше ожиданий аналитиков рынка примерно на 30%. Расхождение прогноза с реальностью произошло из-за недооценки двух параметров в начале года, считают специалисты девелоперской компании West Wind Group.
981
Изображение взято из источника: CRE
Эксперты в январе-феврале 2023 года были пессимистичны: предполагали рост вакансии и падение объемов инвестиций. Однако спрос на качественные офисы в Москве оказался рекордно высоким. 

Главной причиной такого разрыва между ожиданиями и реальностью стала активность двух типов инвесторов. Первый — российские компании и частные лица, которые ранее выводили средства за рубеж. Второй — западные игроки, оставшиеся в РФ и имеющие сложности с переводом выручки в свои страны. 

На рубеже 2022-2023 годов рынок пребывал в состоянии неопределенности, и многие игроки предпочитали выжидать, не предпринимая активных действий. Полная картина стала видна лишь к концу первого квартала 2023 года, после чего инвесторы активизировались и стали тратить заработанные деньги внутри страны: приобретали офисы, склады, помещения под небольшие производства.

Покупатели с «запертыми капиталами» были далеко не единственными на московском рынке, но именно недооценка их потенциала и привела к занижению ожиданий в начале 2023 года.

 
«Сейчас многих интересует вопрос, что дальше будут делать со свободными деньгами крупные игроки, которые инвестируют деньги в России «вынужденно» — в связи с геополитической обстановкой, а не по собственному выбору. Скорее всего, в 2024 году они продолжат диверсифицировать риски покупкой коммерческой недвижимости. Например, бывшие западные компании, которые локализовались после 2022 года — производственные, торговые или консалтинговые — вряд ли уйдут в более капиталоемкие сферы вроде девелопмента или промышленного производства. Исключением может стать light industrial», — считает Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.


иГРОКИ РЫНКА

West Wind Group

Ильюхина Елизавета

Девелопмент

West Wind Group

Материалы по теме

Источник: CMWP
Исследования рынка

CMWP: Почти все строящиеся в Москве офисы относятся к классу А

За 2023 год доля объектов в структуре нового ввода достигла исторического максимума – 86%, класс В занимает всего 14%, следует из отчета #Marketbeat. Аналитики Commonwealth Partnership (CMWP) прогнозируют, что по итогам 2024 года индикатор может превысить 90%. 
28.02
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Офисный рынок Москвы готовится к дефициту

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, в 2023 году среднерыночный уровень вакантности на рынке качественной офисной недвижимости Москвы составил 6,6%. В ретроспективе последних 10 лет доля свободных площадей была ниже лишь однажды - в 2019 году.
27.02
Источник: Ricci
Исследования рынка

Ricci: Ввод офисов в Москве может стать рекордным

Заявленный девелоперами объем ввода в эксплуатацию в 2024 году составляет порядка 1,23 млн кв. м. По прогнозам Ricci, фактический ввод офисной недвижимости может составить 750 тыс. кв. м, что выше показателей предыдущих девяти лет.
20.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre