NF Group: Более 60% торговых центров Москвы в ближайшие годы будут нуждаться в реконцепции

Согласно исследованию консалтинговой компании NF Group, по итогам I квартала 2024 года доля свободных площадей в торговых центрах Москвы снизилась на 0,1 п.п., составив 8,3%.  Допандемийного уровня удалось достичь в торговых центрах регионального (6,3%) и окружного (5,1%) форматов, в которых произошли крупные открытия локальных ретейлеров и активная ротация арендаторов. Несмотря на то, что крупные ТЦ еще не вернулись к уровню посещаемости, который был до пандемии, арендаторы отмечают устойчивый рост продаж. Это говорит о более целевом посещении и высокой конверсии: люди приходят в торговые центры осознанно, с целью совершить покупки. По мере открытия новых магазинов и снижения вакантности, ожидается постепенный рост трафика и увеличение лояльности покупателей к новым российским и зарубежным брендам. При этом более 60% торговых центров Москвы в ближайшие годы могут потребовать реконцепции.
1070
Изображение взято из источника: NF Group
Вакантность    

В течение первых трех месяцев 2024 года вакантность в торговых центрах Москвы снизилась на 0,1 п.п., составив 8,3%. Это связано с ростом влияния локальных игроков. В качественных торговых объектах продолжается ротация арендаторов, но темпы снижения доли свободных площадей замедляются, поскольку практически все ключевые локации уже заняты. Допандемийного уровня удалось достичь в торговых центрах регионального (6,3%) и окружного (5,1%) форматов, в которых произошли крупные открытия локальных ретейлеров и активная ротация арендаторов.

Уже к лету доля свободных площадей в торговых центрах Москвы может снизиться до значений допандемийного периода – около 6%. В первую очередь это произойдет за счет поглощения маркетплейсом «Мегамаркет» крупных площадей в торговых центрах «Мега».

Отсутствие роста вакантности в I квартале 2024 года обусловлено тем, что новое предложение на рынке представлено небольшими торговыми центрами с тщательно проработанной концепцией и заранее согласованным пулом арендаторов. В таких проектах доля свободных площадей минимальна. Для сравнения: в период с 2014 по 2016 годы рынок ежегодно пополнялся более чем на 500 тыс. кв. м качественных торговых площадей, что приводило к коррекции уровня вакантности.

По состоянию на конец марта 2024 года, 78% торговых центров в Москве заполнены на 90% и более. 




Предложение

В I квартале 2024 г. в Москве было открыто два торговых центра арендопригодной площадью 42,7 тыс. кв. м, что на 58% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Новомосковском административном округе открылся ТЦ микрорайонного формата «Лайнер» (9,7 тыс. кв. м) с якорным арендатором DDX Fitness (1,5 тыс. кв. м), в Юго-Восточном АО - окружной торговый центр Kuzminki Mall (33 тыс. кв. м). 

До конца года в Москве планируется открытие еще 20 торговых центров общей арендопригодной площадью 241,6 тыс. кв. м. При условии, что в течение года рынок будет оставаться стабильным, может реализоваться положительный сценарий развития событий: объем открытий торговых центров по итогам года составит 284,3 тыс. кв. м, что в восемь раз превысит показатели прошлого года и рынок перейдет в фазу роста. Однако существует вероятность переноса 30–40% открытий новых торговых центров.

Структура нового строительства ТЦ Москвы в 2024 году состоит их торговых центров окружного (43%), районного (33%) и микрорайонного (24%) форматов. Для сравнения: в 2023 года структура была представлена на 72% окружным объектом МФК «Митино Парк» и на 28% микрорайонными торговыми комплексами. 

Более 60% московских торговых центров в ближайшие годы будут нуждаться в реконцепции. При этом редевелопмент торговых центров постепенно осуществляется уже на протяжении трех лет.




Посещаемость 

В I квартале 2024 года объем трафика в торговых центрах Москвы был ниже допандемийного уровня, но этот трафик отличается качеством: люди посещают торговые комплексы осознанно, чтобы совершить покупки. В то же время наблюдается постепенный рост посещаемости по мере открытия новых магазинов и снижения вакантности, что способствует укреплению лояльности покупателей к новым брендам. Поэтому сегодня оценивают не только общий трафик, но и конверсию вместе со средним чеком. В целом эти показатели демонстрируют позитивную динамику, что подтверждает продолжение планов ретейлеров по развитию.

Рост посещаемости относительно 2019 года наблюдается только в торговых центрах районного формата, что указывает на устойчивый спрос на эти объекты вне зависимости от экономической и геополитической ситуации, так как предлагаемый арендаторами ассортимент относится к категории повседневных и необходимых товаров и услуг.


 
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group: «Тренды на рынке демонстрируют несколько ключевых направлений. Во-первых, продолжается необходимость в реконструкции устаревших объектов, которая позволяет обновить их концепцию и повысить привлекательность для арендаторов и посетителей. Во-вторых, мы видим увеличение числа микрорайонных и районных ТЦ в рамках программы комплексного развития территорий, что обеспечивает удобный доступ к торговле для местного населения. В-третьих, усиление локальных брендов и развитие новых брендов крупными сетевыми игроками указывает на оживление рынка и появление новых возможностей для бизнеса. В-четвертых, усиливается интеграция офлайн и онлайн-торговли, что дает покупателям больше гибкости и комфорта в выборе и получении товаров».


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Иностранных ритейлеров заместили за два года

По итогам I квартала 2024 года на рынке торговой недвижимости практически не осталось приостановок: уровень потенциальной вакансии после ушедших иностранных брендов составил всего 0,2%, когда как в 2022 году он был на уровне 11,7%.
12.04
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: В первом квартале на рынок ритейла России вышли 7 новых международных брендов

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, за первые три месяца 7 новых международных брендов открыли первые магазины в России. Еще минимум 10 ритейлеров анонсировали выход в этом году. Россия остается интересным рынком для иностранных брендов, однако доля отечественных брендов будет высокой следующие несколько лет. 
08.04
Источник: CRE
Точка зрения

Думайте глобально, но действуйте локально! - Мысли о безопасности ТРЦ

Какие простые вещи можно реализовать в объектах торговой недвижимости, и какие системные инициативы помогут повысить их безопасность в случае возникновения внештатной ситуации - рассуждает Ольга Кожевникова, руководитель консалтинговой группы Arenda-trk.
29.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre