На конец 2024 г. CMWP прогнозирует общее количество торговых площадей в форматных торговых объектах по всей России на уровне 26,2 млн кв. м, включая новое строительство – 369,1 тыс. кв. м.
«После замедления строительной активности, связанного с внешними факторами прошлых лет, рынок торговой недвижимости взял курс на восстановление. К концу текущего года объемы нового строительства могут приблизиться к допандемийным значениям. Кроме того, заметны изменения в наполнении и функционале новых торговых объектов. Среди трендов – поиск и апробация новых «якорей», способных заменить ушедших международных арендаторов и ответить на актуальные запросы потребителей», - комментирует Полина Афанасьева, руководитель департамента исследований и аналитики CMWP.
В Москве ожидается общее количество торговых площадей в форматных торговых объектах в объеме 6,8 млн кв. м., на конец марта 2024 г. на этапе строительства заявлено 662 тыс. кв. м площадей.
В 1 квартале 2024 г. в столице в эксплуатацию был введен один торговый центр – «Кузьминки Молл» (33 тыс. кв. м). До конца года аналитики CMWP прогнозируют ввод еще 173 тыс. кв. м качественных торговых площадей (таким образом, новое строительство в Москве составит 206 тыс. кв. м). Среди крупнейших объектов, заявленных к открытию: ТПУ Селигерская (60 тыс. кв. м), ТЦ «Ботаника Молл» (25,5 тыс. кв. м) и «Место встречи Орион» (21 тыс. кв. м). Остальные объекты представлены малыми форматами и имеют арендопригодную площадь менее 13 тыс. кв. м.
По результатам 1 квартала 2024 г. уровень вакансии на столичном рынке торговой недвижимости составил 9,0%. Эксперты CMWP ожидают, что доля свободных площадей в форматных торговых объектах Москвы к концу 2024 г. окажется на уровне 10-11%.
«Мы обновили подход к классификации торговой недвижимости с акцентом на малые форматы торговых центров до 12 000 кв. м, что позволит сформировать и унифицировать коммерческие концепции подобных проектов. В частности, мы видим большой потенциал при перепрофилировании офисов-продаж ЖК в коммерческие объекты», – отметил Андрей Шувалов, руководитель департамента маркетинговых исследований и разработки концепций торговой недвижимости CMWP.