ТЦ – ввод есть!

С 2021 г. фонд арендопригодных площадей ТЦ в российских городах вырос на 1,6 млн кв. м.
 
997
Изображение взято из источника: CRE
Аналитический отдел УК «САМПА» изучил, как выход на рынок новейших торговых центров повлиял на ситуацию в крупных российских городах. Преимущественно эти проекты относятся к районному формату, а потому эффект от их появления сводился к росту арендопригодных площадей на считанные проценты. Среди немногочисленных исключений – рынки торговой недвижимости в Грозном, Череповце и Перми, где за последние три года был зафиксирован резкий скачок показателей.

По данным УК «САМПА», в 2021-2023 гг. на рынке торговых центров состоялось 89 открытий. Этот пул распределен по стране следующим образом: 25 открытий зарегистрировано в Москве, совокупная площадь этих комплексов исчисляется 838,6 тыс. кв. м. В Санкт-Петербурге девелоперы были куда менее активны - всего 6 новых ТЦ (135,5 тыс. кв. м). Еще 34 объекта (848,0 тыс. кв. м) начали функционировать в других городах на территории Европейской части РФ. Урал отметился 9 дебютами (521,1 тыс. кв. м), а Сибирь и Дальний Восток – 15 (354,2 тыс. кв. м).

Представители стройиндустрии предпочитают работать с торговыми центрами малого и среднего размера. Едва ли не половина всех объектов (40 единиц), вышедших на рынок в 2021-2023 гг., рассчитаны на аудиторию в пределах микрорайона. 28 комплексов призваны обслуживать потребительский траффик районного масштаба. Лишь 13 премьер (одна из семи) предполагают окружной охват и 8 (одна из одиннадцати) – суперокружной.

Следует отметить, что среди ТЦ последнего поколения нет ни одного c показателем GLA (арендопригодная площадь) 100+ тыс. кв. м. В среднем московские проекты несколько крупнее региональных: по общей площади – на 15% (33,5 тыс. кв. м vs 29,0 тыс. кв. м), по арендопригодной – на 20% (19,8 тыс. кв. м vs 16,4 тыс. кв. м).

Запуск 89 комплексов привел к увеличению фонда торговых площадей, подходящих для сдачи в аренду, на 1,55 млн кв. м. При этом 32% от этой величины приходится на долю московских премьер, 6% - петербургских. Третью часть (33%) в структуре новейшего предложения занимают торговые центры, сданные в регионах к западу от Урала. Представительство самого Урала составляет 18%. Оставшиеся 11% – это вклад в общую статистику сибирских и дальневосточных проектов.

Всего с 2021 г. новые торговые центры появились в 46 городах РФ (не считая Москвы и Санкт-Петербурга). В Перми, Нижнем Новгороде и Новосибирске было запущено по три проекта, во Владимире, Воронеже, Казани, Калининграде, Нефтеюганске и Омске – по два, во всех прочих локациях – по одному. Три пермских премьеры – ТРЦ «Планета», первая очередь IMALL Эспланда и вторая очередь ТРК Спешиlove – конвертировались в полуторакратный (плюс 47,2%) приросту GLA на местном рынке. Это максимальные значения среди городов-миллионников. Тем не менее, по уровню обеспеченности качественными торговыми площадями Пермь отстает от большинства российских мегаполисов, опережая только Волгоград.

В городах с недостаточно развитой торговой инфраструктурой старт одного более-менее крупного проекта способен радикально изменить показатель GLA. Характерным примером может служить Грозный, где ввод комплекса «Грозный Молл» привел к четырехкратному росту арендопригодных площадей. Аналогичная ситуация, правда, с менее выраженным эффектом (71,3-процентный рост), наблюдается в Череповце, где в 2023 г. открылся ТРЦ «Мармелад» – крупнейшая премьера 2023 г. в масштабах всей страны. Более чем 20-процентное увеличение GLA выявлено во Владимире (плюс 21,9%) и Кирове (плюс 20,3%). Двузначными числами подъем индикатора измеряется в Благовещенске (плюс 15,1%) и Улан-Удэ (плюс 11,1%). Что касается остальных городов, то в них ввод новых ТЦ слабо изменил валовые показатели. В случае Екатеринбурга, Калининграда, Челябинска, Нижнего Новгорода, Москвы, Тюмени и Уфы речь идет о прибавке в 3,5-8,5%. Для Новосибирска, Воронежа, Санкт-Петербурга, Самары, Казани и Краснодара все ограничилось еще более скромными цифрами – плюс 2-3%.
«Постпандеминый период ознаменовался коренным переосмыслением роли и функции торговых центров в современной городской среде, – подчеркивает Мария Дорохова, коммерческий директор «УК САМПА». - Во времена своего расцвета они были частью «индустрии впечатлений». Люди ходили туда не только для того, чтобы сделать необходимые покупки, посмотреть кино или посидеть в кафе. Посещение торгового центра само по себе было аттракционом, особенным опытом в культуре потребления. Сейчас в приоритете сугубо прагматичный подход. Посетителям важно получить необходимые им товары и услуги, затратив минимум усилий. Поэтому для большинства городов актуальнее не строительство новых комплексов, а повышение эффективности действующих. Расширение сети ТЦ возможно в локациях, где сейчас растет численность населения или сохраняется дефицит качественного предложения. Причем происходить это будет за счет открытия проектов с габаритами до 50 тыс. кв. м. Они демонстрируют наибольшую коммерческую эффективность. Неслучайно пять из шести торговых зданий, введенных в 2021-2023 гг., принадлежат именно к этой категории».
 
 


Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Ввод ТЦ в регионах в 7 раз превысил итоги I квартала 2023 года

Общий объем регионального ввода достиг 61,7 тыс. кв. м. В Московском регионе открыты два новых ТЦ.
19.03
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: За последние два года доля иностранных брендов в ТЦ Москвы сократилась в 1,6 раза

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, с конца 2021 года по конец 2023 года доля иностранных брендов в десяти ключевых торговых центрах столицы снизилась с 44,2% до 28%. Изменения произошли и в структуре иностранных арендаторов: так, из топ-10 стран пропали Швеция, Польша и Великобритания.
15.03
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Ввод ТЦ в регионах России может стать рекордным за 8 лет

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2023 года на рынке торговой недвижимости России.  Согласно исследованию, объем рынка в целом по стране составил 32,5 млн кв. м, а прирост нового предложения – 288,7 тыс. кв. м или 25 объектов, что является минимальным за последние 20 лет объемом введенных торговых площадей. В регионах было открыто 19 объектов на 220 тыс. кв. м, при этом в 2024 году показатель может вырасти более чем в два раза: анонсированный объем ввода составляет 24 ТЦ на порядка 562 тыс. кв. м аренднопригодных торговых площадей. Более 40% объема придется на два ТЦ суперрегионального формата, однако в количественном выражении основная доля нового предложения (10 объектов) будет представлена микрорайонным форматом.  
20.02

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 февраля)

Еще один бизнес-центр построят на Белорусской, NF Group закрепится на Бали, в Level Box Терехово состоялась крупная сделка, Becar FM расширяет сотрудничество с DDX, у Nikoliers новый проект в Петербурге. Эти и другие новости, а также отчет о первом мероприятии CRE Events в новом году - в нашей традиционной подборке.
16.02
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre