ТЦ – ввод есть!

С 2021 г. фонд арендопригодных площадей ТЦ в российских городах вырос на 1,6 млн кв. м.
 
1080
Изображение взято из источника: CRE
Аналитический отдел УК «САМПА» изучил, как выход на рынок новейших торговых центров повлиял на ситуацию в крупных российских городах. Преимущественно эти проекты относятся к районному формату, а потому эффект от их появления сводился к росту арендопригодных площадей на считанные проценты. Среди немногочисленных исключений – рынки торговой недвижимости в Грозном, Череповце и Перми, где за последние три года был зафиксирован резкий скачок показателей.

По данным УК «САМПА», в 2021-2023 гг. на рынке торговых центров состоялось 89 открытий. Этот пул распределен по стране следующим образом: 25 открытий зарегистрировано в Москве, совокупная площадь этих комплексов исчисляется 838,6 тыс. кв. м. В Санкт-Петербурге девелоперы были куда менее активны - всего 6 новых ТЦ (135,5 тыс. кв. м). Еще 34 объекта (848,0 тыс. кв. м) начали функционировать в других городах на территории Европейской части РФ. Урал отметился 9 дебютами (521,1 тыс. кв. м), а Сибирь и Дальний Восток – 15 (354,2 тыс. кв. м).

Представители стройиндустрии предпочитают работать с торговыми центрами малого и среднего размера. Едва ли не половина всех объектов (40 единиц), вышедших на рынок в 2021-2023 гг., рассчитаны на аудиторию в пределах микрорайона. 28 комплексов призваны обслуживать потребительский траффик районного масштаба. Лишь 13 премьер (одна из семи) предполагают окружной охват и 8 (одна из одиннадцати) – суперокружной.

Следует отметить, что среди ТЦ последнего поколения нет ни одного c показателем GLA (арендопригодная площадь) 100+ тыс. кв. м. В среднем московские проекты несколько крупнее региональных: по общей площади – на 15% (33,5 тыс. кв. м vs 29,0 тыс. кв. м), по арендопригодной – на 20% (19,8 тыс. кв. м vs 16,4 тыс. кв. м).

Запуск 89 комплексов привел к увеличению фонда торговых площадей, подходящих для сдачи в аренду, на 1,55 млн кв. м. При этом 32% от этой величины приходится на долю московских премьер, 6% - петербургских. Третью часть (33%) в структуре новейшего предложения занимают торговые центры, сданные в регионах к западу от Урала. Представительство самого Урала составляет 18%. Оставшиеся 11% – это вклад в общую статистику сибирских и дальневосточных проектов.

Всего с 2021 г. новые торговые центры появились в 46 городах РФ (не считая Москвы и Санкт-Петербурга). В Перми, Нижнем Новгороде и Новосибирске было запущено по три проекта, во Владимире, Воронеже, Казани, Калининграде, Нефтеюганске и Омске – по два, во всех прочих локациях – по одному. Три пермских премьеры – ТРЦ «Планета», первая очередь IMALL Эспланда и вторая очередь ТРК Спешиlove – конвертировались в полуторакратный (плюс 47,2%) приросту GLA на местном рынке. Это максимальные значения среди городов-миллионников. Тем не менее, по уровню обеспеченности качественными торговыми площадями Пермь отстает от большинства российских мегаполисов, опережая только Волгоград.

В городах с недостаточно развитой торговой инфраструктурой старт одного более-менее крупного проекта способен радикально изменить показатель GLA. Характерным примером может служить Грозный, где ввод комплекса «Грозный Молл» привел к четырехкратному росту арендопригодных площадей. Аналогичная ситуация, правда, с менее выраженным эффектом (71,3-процентный рост), наблюдается в Череповце, где в 2023 г. открылся ТРЦ «Мармелад» – крупнейшая премьера 2023 г. в масштабах всей страны. Более чем 20-процентное увеличение GLA выявлено во Владимире (плюс 21,9%) и Кирове (плюс 20,3%). Двузначными числами подъем индикатора измеряется в Благовещенске (плюс 15,1%) и Улан-Удэ (плюс 11,1%). Что касается остальных городов, то в них ввод новых ТЦ слабо изменил валовые показатели. В случае Екатеринбурга, Калининграда, Челябинска, Нижнего Новгорода, Москвы, Тюмени и Уфы речь идет о прибавке в 3,5-8,5%. Для Новосибирска, Воронежа, Санкт-Петербурга, Самары, Казани и Краснодара все ограничилось еще более скромными цифрами – плюс 2-3%.
«Постпандеминый период ознаменовался коренным переосмыслением роли и функции торговых центров в современной городской среде, – подчеркивает Мария Дорохова, коммерческий директор «УК САМПА». - Во времена своего расцвета они были частью «индустрии впечатлений». Люди ходили туда не только для того, чтобы сделать необходимые покупки, посмотреть кино или посидеть в кафе. Посещение торгового центра само по себе было аттракционом, особенным опытом в культуре потребления. Сейчас в приоритете сугубо прагматичный подход. Посетителям важно получить необходимые им товары и услуги, затратив минимум усилий. Поэтому для большинства городов актуальнее не строительство новых комплексов, а повышение эффективности действующих. Расширение сети ТЦ возможно в локациях, где сейчас растет численность населения или сохраняется дефицит качественного предложения. Причем происходить это будет за счет открытия проектов с габаритами до 50 тыс. кв. м. Они демонстрируют наибольшую коммерческую эффективность. Неслучайно пять из шести торговых зданий, введенных в 2021-2023 гг., принадлежат именно к этой категории».
 
 


Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Ввод ТЦ в регионах в 7 раз превысил итоги I квартала 2023 года

Общий объем регионального ввода достиг 61,7 тыс. кв. м. В Московском регионе открыты два новых ТЦ.
19.03
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: За последние два года доля иностранных брендов в ТЦ Москвы сократилась в 1,6 раза

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, с конца 2021 года по конец 2023 года доля иностранных брендов в десяти ключевых торговых центрах столицы снизилась с 44,2% до 28%. Изменения произошли и в структуре иностранных арендаторов: так, из топ-10 стран пропали Швеция, Польша и Великобритания.
15.03
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Ввод ТЦ в регионах России может стать рекордным за 8 лет

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2023 года на рынке торговой недвижимости России.  Согласно исследованию, объем рынка в целом по стране составил 32,5 млн кв. м, а прирост нового предложения – 288,7 тыс. кв. м или 25 объектов, что является минимальным за последние 20 лет объемом введенных торговых площадей. В регионах было открыто 19 объектов на 220 тыс. кв. м, при этом в 2024 году показатель может вырасти более чем в два раза: анонсированный объем ввода составляет 24 ТЦ на порядка 562 тыс. кв. м аренднопригодных торговых площадей. Более 40% объема придется на два ТЦ суперрегионального формата, однако в количественном выражении основная доля нового предложения (10 объектов) будет представлена микрорайонным форматом.  
20.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre