Nikoliers: За последние два года доля иностранных брендов в ТЦ Москвы сократилась в 1,6 раза

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, с конца 2021 года по конец 2023 года доля иностранных брендов в десяти ключевых торговых центрах столицы снизилась с 44,2% до 28%. Изменения произошли и в структуре иностранных арендаторов: так, из топ-10 стран пропали Швеция, Польша и Великобритания.
863
Изображение взято из источника: Nikoliers
За последние два года структура арендаторов торговых центров существенно изменилась. После ухода 31 иностранного бренда из России, посетители смогли познакомиться с многочисленными локальными дизайнерами и ритейлерами из «дружественных» стран. Основные индикаторы рынка торговой недвижимости показывают, что ситуация стабилизировалась: уровень вакантности снизился с рекордных 15,6% в первом квартале 2023 года до 10% в конце 2023 года. 

Nikoliers проанализировала 10 ключевых торговых центров столицы: «Авиапарк», Сolumbus, «Метрополис», «Афимолл Сити», «Павелецкая Плаза», «Каширская Плаза», «Vegas Кунцево», «Vegas Crocus City», «Ривьера», «Океания». Исследование показало, что доля иностранных брендов по объему занимаемых площадей в общей структуре арендаторов сократилась на 16,2 п.п. − с 44,2% в четвертом квартале 2021 года до 28% в четвертом квартале 2023 года.

Ввиду того, что за последние несколько лет определенная часть иностранных брендов прекратила работу на российском рынке (30% от общего объема брендов, которые заявили о приостановке работы на российском рынке с начала 2022 г.) или изменила способ присутствия (32%), проведя ребрендинг и/или передав управление локальному менеджменту, принадлежность бренда к стране определялась как страна происхождения бренда, независимо от того, в каком виде бренд ранее присутствовал на рыке, напрямую или по франшизе. Также не бралось во внимание изменение юридического лица, выступающего в качестве правообладателя бренда или товарного знака.

Заметно изменилась и структура иностранных брендов. Так, в 2021 году наибольшую долю среди иностранных брендов занимала Испания (Inditex, Mango и другие), которая составляла 16,3% от всех арендуемых площадей в анализируемых торговых центрах. В тройку лидеров также входили Франция и Германия − по 15,9% и 13,7% соответственно. 

За два года из-за ухода крупных брендов из топ-10 стран пропали Швеция (такие крупные ритейлеры, как H&M Group, ИКЕА), Польша (группа LPP SA) и Великобритания (например, Lush, Mothercare и Marks&Spencer). 

По состоянию на конец 2023 года, лидером по присутствию в столичных торговых центрах стали французские бренды – суммарно они сформировали 17,2% от всех арендаторов торгового центра. На второй строчке рейтинга расположилась Германия с долей в 13,6%.

В тройке лидеров появился Ливан благодаря выходу на рынок ритейлера Daher Group, который занял значительную часть площадок Inditex. Увеличилась доля и китайских брендов в структуре арендаторов. Рост обусловлен продажей активов польского производителя одежды LPP SA (бренды Reserved, Sinsay, Cropp, House и Mohito) китайскому консорциуму FES retail. 

С шестой на пятую позицию поднялась Турция за счет выхода в Россию 14 брендов, которые открывались, в том числе, на местах покинувших рынок ритейлеров. Например, на месте американского GAP в ТРЦ «Метрополис» сейчас находится турецкий NetWork. Четвертую строчку заняла Финляндия за счет активного развития «Стокманн» последние несколько лет. 

Структура иностранных брендов по стране происхождения по объему занимаемых площадей за IV кв. 2023 г. в торговых центрах Москвы (выборочно), %

Источник: Nikoliers
 
Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «В течение 2023 г. российский рынок пополнился 27 новыми иностранными брендами, в то время как прекратили свою работу восемь. В основном новые игроки были представлены брендами из Турции, Ливана и Белоруссии. 51,9% вышедших брендов относятся к среднему ценовому сегменту, 33,3% — к сегменту «выше среднего», 11,1% — к премиальному, и только 3,7% — к сегменту «ниже среднего». Продолжается активный выход новых международных брендов из дружественных стран, а также качественная и количественная экспансия отечественных ритейлеров. Расширяются товарные линейки и ассортимент продукции, растет популярность мультибрендовых пространств. Активное развитие как международных, так и российских брендов приводит к сокращению вакансию в торговых центрах, особенно в топовых локациях». 


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: На 2024 год запланировано открытие 33 фуд-холлов. Где по России станет вкуснее?

По данным консалтинговой компании NF Group, в 2024 году в России откроется 33 новых фуд-холла общей площадью 78,6 тыс. кв. м, что на 57% больше, чем в 2023 году, когда открылось 21 гастрономическое пространство. Среди регионов по развитию сегмента и числу открытых точек лидируют Краснодар, Новосибирск и Самара. Кроме того, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, в других городах самой непопулярной гастрономической концепцией является здоровое питание – боулы, салаты и другие блюда со сбалансированным составом (3%), а наиболее популярными после тройки лидеров (паназиатская, десертная и европейская концепции) оказываются бары и так называемая «уличная еда»: бургеры, хот-доги, картофель в различных вариациях и прочее. 
01.03
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate сравнила Москву с азиатскими столицами по торговым площадям

В сравнении с крупнейшими азиатскими столицами, по объему качественных торговых площадей Москва сопоставима с Сингапуром, которому, при этом, более чем в два раза уступает с показателем обеспеченности населения торговыми площадями, а по уровню вакансии превосходит Пекин лишь на 1,7%. 
29.02
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Ввод ТЦ в регионах России может стать рекордным за 8 лет

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2023 года на рынке торговой недвижимости России.  Согласно исследованию, объем рынка в целом по стране составил 32,5 млн кв. м, а прирост нового предложения – 288,7 тыс. кв. м или 25 объектов, что является минимальным за последние 20 лет объемом введенных торговых площадей. В регионах было открыто 19 объектов на 220 тыс. кв. м, при этом в 2024 году показатель может вырасти более чем в два раза: анонсированный объем ввода составляет 24 ТЦ на порядка 562 тыс. кв. м аренднопригодных торговых площадей. Более 40% объема придется на два ТЦ суперрегионального формата, однако в количественном выражении основная доля нового предложения (10 объектов) будет представлена микрорайонным форматом.  
20.02

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: Дмитровский логистический парк
Переговоры

На склад Ghelamco нашелся еще один претендент

Переговоры о покупке Дмитровского логистического парка площадью 243 тыс. кв. м ведет УК «Альфа-капитал». Рыночная стоимость актива оценивалась в сумму 16-19 млрд рублей.
14.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre