NF Group: На 2024 год запланировано открытие 33 фуд-холлов. Где по России станет вкуснее?

По данным консалтинговой компании NF Group, в 2024 году в России откроется 33 новых фуд-холла общей площадью 78,6 тыс. кв. м, что на 57% больше, чем в 2023 году, когда открылось 21 гастрономическое пространство. Среди регионов по развитию сегмента и числу открытых точек лидируют Краснодар, Новосибирск и Самара. Кроме того, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, в других городах самой непопулярной гастрономической концепцией является здоровое питание – боулы, салаты и другие блюда со сбалансированным составом (3%), а наиболее популярными после тройки лидеров (паназиатская, десертная и европейская концепции) оказываются бары и так называемая «уличная еда»: бургеры, хот-доги, картофель в различных вариациях и прочее. 
1358
Изображение взято из источника: NF Group
Формат сформировался в современном понимании в России в 2014–2015 годах, а первым в стране фуд-холлом стал Food Market 21 на ул. Новый Арбат в Москве. За восемь лет такие проекты появились в 31 российском городе. Лидерами по объему предложения на сегодняшний день являются Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. В столице представлено более половины всех действующих объектов (60%), а на Северную столицу приходится 16%. При этом в Петербурге с 2022 года работает крупнейший в Европе фуд-молл Vokzal 1853.
 
По словам Наталии Киреевой, заместителя регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group, рынок общественного питания в России развивается в соответствии с глобальным трендом eatainment: фуд-корты, как место для быстрого перекуса трансформируются в фуд-холлы, куда приходят специально и где представлены разные уникальные концепции. Рынок фуд-холлов столиц и регионов пока не насыщен. С другой стороны, по мере развития сегмента мы наблюдаем не только открытия, но и закрытия проектов ввиду растущей конкуренции. 

В настоящее время в Москве работают 63 фуд-холла суммарной площадью 206,3 тыс. кв. м, в Санкт-Петербурге – 16 объектов на 55,6 тыс. кв. м, в остальных регионах – 42 фуд-холла на 91 тыс. кв. м. И хотя в Москве число фуд-холлов превышает число объектов в других регионах, темпы открытий здесь остаются высокими: в 2024 году ожидается, что рынок пополнится 14 новыми проектами общей площадью 38,3 тыс. кв. м. Один из них уже открылся - проект TI Балкон (970 кв. м) в составе универмага Trend Island в ТЦ «Авиапарк». В 2024 году в Северной столице ожидается открытие шести новых объектов общей площадью более 10,9 тыс. кв. м. Открытие одного из них уже состоялось, и рынок Санкт-Петербурга пополнился вторым проектом в составе апарт-отеля – гастрономическим пространством BackYard на ул. Херсонская, д. 43/12 (Yard Residence). В других городах в 2024 году может открыться 13 гастрономических пространств (29,4 тыс. кв. м.), из которых три уже открыли свои двери: «Фуд-холл 6/1» (Новосибирск), «Фудхолл 67» (Ростов-на-Дону) и Eat Market (Пенза).

Пик регионального развития формата пришелся на 2022 год, когда были запущены 12 проектов. В 2023 году состоялось открытие еще 11 (площадью от 530 кв. м до 5 тыс. кв. м). 



Условно гастрономические пространства разделяют на три группы: классические фуд-холлы (занимают площадь в среднем 1-5 тыс. кв. м), фуд-моллы (отличаются масштабом, площадь – от 10 тыс. кв. м) и фуд-маркеты (сочетают в себе функции ресторана и рынка). Фуд-холлы могут располагаться в торговых центрах, апарт-отелях, многофункциональных комплексах или занимать отдельно стоящее здание, в то время как фуд-моллы, чаще всего, функционируют в отдельном здании (часто на территории бывших рынков, а также исторических зданий после их реконструкции). 

На региональном рынке фуд-моллы пока не представлены, 78% существующих площадей – это классические фуд-холлы, остальную долю в 22% занимают фуд-маркеты. Однако к 2025 году доля последних может вырасти до 27%. Среди анонсированных проектов наиболее интересны реконструкция «Центрального рынка» в Сургуте и фуд-холл с фермерским рынком в Мурманске. 



В действующих региональных фуд-холлах представлено 629 функционирующих заведений общественного питания разного формата. Наиболее распространенной концепций ресторанов является паназиатская (23%), в состав которой входит корейская, китайская, вьетнамская, японская, индийская и тайская кухни. На втором месте (15%) – кофейни, пекарни и кондитерские, на третьем (14%) – европейская кухня. Уникальные концепции ресторанов в региональных фуд-холлах занимают большую долю рынка – 67%, что более чем в два раза превышает присутствие сетевых заведений общественного питания в объектах (33%). 

В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах самой непопулярной гастрономической концепцией (3%) является здоровое питание – боулы, салаты и другие блюда со сбалансированным составом. К примеру, в Санкт-Петербурге корнеры здоровой еды занимают 10% всех площадок в фуд-холлах, являясь одной из самых популярных концепций после трех лидеров. В региональных фуд-холлах подобной востребованностью пользуются бары и так называемая «уличная еда»: бургеры, хот-доги, картофель в различных вариациях, вафли, шаурма и прочее.

На рынке гастрономических пространств в регионах России уровень конкуренции находится на достаточно низком уровне в отличие от Санкт-Петербурга и Москвы, так как количество проектов на город ограничивается одним–двумя пространствами. Но в ближайшие годы можно ожидать появление новых проектов как в городах с уже функционирующим объектами, так и в абсолютно новых локациях, таких как Томск, Смоленск и другие.  К началу 2024 года 28% гастропространств в регионах управляются сетевыми операторами, такими как Zemskiy Group, Market Liner, Food Park, Dream Team и другие. В ближайшие годы данная доля увеличится до 42%, так как большинство анонсированных проектов также являются сетевыми.


 
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group: «Активное развитие гастрономических пространств в регионах России отражает значительный сдвиг в потребительских предпочтениях и культуре питания. Еще совсем недавно, три-четыре года назад, заполнить фуд-холлы интересными и уникальными концепциями было непростой задачей из-за консервативности потребителей, особенно в сегменте общепита. Сегодня же мы наблюдаем возрастающий спрос на такие форматы, что свидетельствует о расширении гастрономических предпочтений и желании людей исследовать новые вкусы и кулинарные традиции. Эта тенденция особенно важна для регионов с высоким туристическим потенциалом. В целом мы ожидаем, что эти пространства продолжат развиваться, предлагая качественную еду по доступной цене и обогащая гастрономический опыт потребителей, создавая новые возможности для досуга и общения».


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Киреева Наталия

Консалтинг и брокеридж

NF Group

NF Group

Хакбердиева Евгения

Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate сравнила Москву с азиатскими столицами по торговым площадям

В сравнении с крупнейшими азиатскими столицами, по объему качественных торговых площадей Москва сопоставима с Сингапуром, которому, при этом, более чем в два раза уступает с показателем обеспеченности населения торговыми площадями, а по уровню вакансии превосходит Пекин лишь на 1,7%. 
29.02
Источник: Пресс-служба «Гранд»
Точка зрения

Как торговому комплексу привлечь новую аудиторию в эпоху санкций

Санкции последних лет значительно отразились на способах привлечения клиентов. Популярные каналы стали недоступны — Google, Instagram и Facebook (компания Meta признана экстремистской на территории РФ). Все это заставило компании в сжатые сроки пересматривать маркетинговые стратегии и искать другие каналы, чтобы не потерять лояльную аудиторию и продолжать привлекать новую. О том, как теперь взаимодействовать с постоянными клиентами и какими способами привлекать новых, рассказала Юлия Лебедева, директор по маркетингу и рекламе мебельного комплекса «Гранд».
27.02
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Ввод ТЦ в регионах России может стать рекордным за 8 лет

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2023 года на рынке торговой недвижимости России.  Согласно исследованию, объем рынка в целом по стране составил 32,5 млн кв. м, а прирост нового предложения – 288,7 тыс. кв. м или 25 объектов, что является минимальным за последние 20 лет объемом введенных торговых площадей. В регионах было открыто 19 объектов на 220 тыс. кв. м, при этом в 2024 году показатель может вырасти более чем в два раза: анонсированный объем ввода составляет 24 ТЦ на порядка 562 тыс. кв. м аренднопригодных торговых площадей. Более 40% объема придется на два ТЦ суперрегионального формата, однако в количественном выражении основная доля нового предложения (10 объектов) будет представлена микрорайонным форматом.  
20.02

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre