NF Group: На 2024 год запланировано открытие 33 фуд-холлов. Где по России станет вкуснее?

По данным консалтинговой компании NF Group, в 2024 году в России откроется 33 новых фуд-холла общей площадью 78,6 тыс. кв. м, что на 57% больше, чем в 2023 году, когда открылось 21 гастрономическое пространство. Среди регионов по развитию сегмента и числу открытых точек лидируют Краснодар, Новосибирск и Самара. Кроме того, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, в других городах самой непопулярной гастрономической концепцией является здоровое питание – боулы, салаты и другие блюда со сбалансированным составом (3%), а наиболее популярными после тройки лидеров (паназиатская, десертная и европейская концепции) оказываются бары и так называемая «уличная еда»: бургеры, хот-доги, картофель в различных вариациях и прочее. 
1332
Изображение взято из источника: NF Group
Формат сформировался в современном понимании в России в 2014–2015 годах, а первым в стране фуд-холлом стал Food Market 21 на ул. Новый Арбат в Москве. За восемь лет такие проекты появились в 31 российском городе. Лидерами по объему предложения на сегодняшний день являются Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. В столице представлено более половины всех действующих объектов (60%), а на Северную столицу приходится 16%. При этом в Петербурге с 2022 года работает крупнейший в Европе фуд-молл Vokzal 1853.
 
По словам Наталии Киреевой, заместителя регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group, рынок общественного питания в России развивается в соответствии с глобальным трендом eatainment: фуд-корты, как место для быстрого перекуса трансформируются в фуд-холлы, куда приходят специально и где представлены разные уникальные концепции. Рынок фуд-холлов столиц и регионов пока не насыщен. С другой стороны, по мере развития сегмента мы наблюдаем не только открытия, но и закрытия проектов ввиду растущей конкуренции. 

В настоящее время в Москве работают 63 фуд-холла суммарной площадью 206,3 тыс. кв. м, в Санкт-Петербурге – 16 объектов на 55,6 тыс. кв. м, в остальных регионах – 42 фуд-холла на 91 тыс. кв. м. И хотя в Москве число фуд-холлов превышает число объектов в других регионах, темпы открытий здесь остаются высокими: в 2024 году ожидается, что рынок пополнится 14 новыми проектами общей площадью 38,3 тыс. кв. м. Один из них уже открылся - проект TI Балкон (970 кв. м) в составе универмага Trend Island в ТЦ «Авиапарк». В 2024 году в Северной столице ожидается открытие шести новых объектов общей площадью более 10,9 тыс. кв. м. Открытие одного из них уже состоялось, и рынок Санкт-Петербурга пополнился вторым проектом в составе апарт-отеля – гастрономическим пространством BackYard на ул. Херсонская, д. 43/12 (Yard Residence). В других городах в 2024 году может открыться 13 гастрономических пространств (29,4 тыс. кв. м.), из которых три уже открыли свои двери: «Фуд-холл 6/1» (Новосибирск), «Фудхолл 67» (Ростов-на-Дону) и Eat Market (Пенза).

Пик регионального развития формата пришелся на 2022 год, когда были запущены 12 проектов. В 2023 году состоялось открытие еще 11 (площадью от 530 кв. м до 5 тыс. кв. м). 



Условно гастрономические пространства разделяют на три группы: классические фуд-холлы (занимают площадь в среднем 1-5 тыс. кв. м), фуд-моллы (отличаются масштабом, площадь – от 10 тыс. кв. м) и фуд-маркеты (сочетают в себе функции ресторана и рынка). Фуд-холлы могут располагаться в торговых центрах, апарт-отелях, многофункциональных комплексах или занимать отдельно стоящее здание, в то время как фуд-моллы, чаще всего, функционируют в отдельном здании (часто на территории бывших рынков, а также исторических зданий после их реконструкции). 

На региональном рынке фуд-моллы пока не представлены, 78% существующих площадей – это классические фуд-холлы, остальную долю в 22% занимают фуд-маркеты. Однако к 2025 году доля последних может вырасти до 27%. Среди анонсированных проектов наиболее интересны реконструкция «Центрального рынка» в Сургуте и фуд-холл с фермерским рынком в Мурманске. 



В действующих региональных фуд-холлах представлено 629 функционирующих заведений общественного питания разного формата. Наиболее распространенной концепций ресторанов является паназиатская (23%), в состав которой входит корейская, китайская, вьетнамская, японская, индийская и тайская кухни. На втором месте (15%) – кофейни, пекарни и кондитерские, на третьем (14%) – европейская кухня. Уникальные концепции ресторанов в региональных фуд-холлах занимают большую долю рынка – 67%, что более чем в два раза превышает присутствие сетевых заведений общественного питания в объектах (33%). 

В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах самой непопулярной гастрономической концепцией (3%) является здоровое питание – боулы, салаты и другие блюда со сбалансированным составом. К примеру, в Санкт-Петербурге корнеры здоровой еды занимают 10% всех площадок в фуд-холлах, являясь одной из самых популярных концепций после трех лидеров. В региональных фуд-холлах подобной востребованностью пользуются бары и так называемая «уличная еда»: бургеры, хот-доги, картофель в различных вариациях, вафли, шаурма и прочее.

На рынке гастрономических пространств в регионах России уровень конкуренции находится на достаточно низком уровне в отличие от Санкт-Петербурга и Москвы, так как количество проектов на город ограничивается одним–двумя пространствами. Но в ближайшие годы можно ожидать появление новых проектов как в городах с уже функционирующим объектами, так и в абсолютно новых локациях, таких как Томск, Смоленск и другие.  К началу 2024 года 28% гастропространств в регионах управляются сетевыми операторами, такими как Zemskiy Group, Market Liner, Food Park, Dream Team и другие. В ближайшие годы данная доля увеличится до 42%, так как большинство анонсированных проектов также являются сетевыми.


 
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group: «Активное развитие гастрономических пространств в регионах России отражает значительный сдвиг в потребительских предпочтениях и культуре питания. Еще совсем недавно, три-четыре года назад, заполнить фуд-холлы интересными и уникальными концепциями было непростой задачей из-за консервативности потребителей, особенно в сегменте общепита. Сегодня же мы наблюдаем возрастающий спрос на такие форматы, что свидетельствует о расширении гастрономических предпочтений и желании людей исследовать новые вкусы и кулинарные традиции. Эта тенденция особенно важна для регионов с высоким туристическим потенциалом. В целом мы ожидаем, что эти пространства продолжат развиваться, предлагая качественную еду по доступной цене и обогащая гастрономический опыт потребителей, создавая новые возможности для досуга и общения».


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Киреева Наталия

Консалтинг и брокеридж

NF Group

NF Group

Хакбердиева Евгения

Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate сравнила Москву с азиатскими столицами по торговым площадям

В сравнении с крупнейшими азиатскими столицами, по объему качественных торговых площадей Москва сопоставима с Сингапуром, которому, при этом, более чем в два раза уступает с показателем обеспеченности населения торговыми площадями, а по уровню вакансии превосходит Пекин лишь на 1,7%. 
29.02
Источник: Пресс-служба «Гранд»
Точка зрения

Как торговому комплексу привлечь новую аудиторию в эпоху санкций

Санкции последних лет значительно отразились на способах привлечения клиентов. Популярные каналы стали недоступны — Google, Instagram и Facebook (компания Meta признана экстремистской на территории РФ). Все это заставило компании в сжатые сроки пересматривать маркетинговые стратегии и искать другие каналы, чтобы не потерять лояльную аудиторию и продолжать привлекать новую. О том, как теперь взаимодействовать с постоянными клиентами и какими способами привлекать новых, рассказала Юлия Лебедева, директор по маркетингу и рекламе мебельного комплекса «Гранд».
27.02
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Ввод ТЦ в регионах России может стать рекордным за 8 лет

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2023 года на рынке торговой недвижимости России.  Согласно исследованию, объем рынка в целом по стране составил 32,5 млн кв. м, а прирост нового предложения – 288,7 тыс. кв. м или 25 объектов, что является минимальным за последние 20 лет объемом введенных торговых площадей. В регионах было открыто 19 объектов на 220 тыс. кв. м, при этом в 2024 году показатель может вырасти более чем в два раза: анонсированный объем ввода составляет 24 ТЦ на порядка 562 тыс. кв. м аренднопригодных торговых площадей. Более 40% объема придется на два ТЦ суперрегионального формата, однако в количественном выражении основная доля нового предложения (10 объектов) будет представлена микрорайонным форматом.  
20.02

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (2-8 декабря)

Кадровые изменения в Ricci, Whitewill и ДОМ. РФ,  новости по офисам Tekta Group и «Галс-Девелопмент», старт реализации индустриального парка компании Михайловский Девелопмент, классификация Light Industrial, «галактические» итоги, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке.
08.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Особенности национальной охоты: почему российским бизнесам дома лучше

На рынке коммерческой недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах заканчивается второй год активных, громких и демонстративных выходов российских игроков в другие страны – от бывших республик СССР и ОАЭ до Уругвая и Бали. Очевидно, что парад экспансий начался из-за глобального передела активов в России, частичного закрытия локальной экономики в условиях усиливающегося санкционного давления и необходимости диверсификации бизнеса. Однако результаты эксперты оценивают сдержанно: успешными оказались лишь отдельные и точечные выходы, большинство же сбавляет темпы или вовсе сворачивается – лучшие рынки уже освоены, для захвата остальных требуются совсем другие ресурсы, бизнесу даже скрытого российского происхождения или с российскими основателями за спиной не рады, а в сегмент вышла армия «диванных хомячков» с критической для отрасли денежной массой. Но главное – доходность недвижимости в России с другими странами сейчас просто несопоставима.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
04.12
Источник: baikal24.ru
Назначения

В ДОМ.РФ – новые назначения

Банк ДОМ.РФ сообщает о новых назначениях в корпоративном блоке.
 
05.12
Источник: CRE
Проект

Михайловский Девелопмент построит склад в Красной Поляне

Площадь первого этапа строительства кластера на севере Подмосковья составит 96 000 кв. м. Генеральный подрядчик - компания Megastroy.
04.12
Источник: cre
Игроки рынка

Консультанты классифицируют склады и LI

Moscow Research Forum впервые представит единую классификацию складской недвижимости и классификацию объектов Light Industrial.
 
 
06.12
Источник: stroi.mos.ru
Проект

«Основа» начала продажу офисов в «Мираполисе»

ГК «Основа» начинает реализацию офисов на проспекте Мира.
 
05.12
Источник: cre.ru
Инвестиции

Банку ДОМ.РФ захотелось в глэмпинг

Банк ДОМ.РФ профинансирует создание глэмпинга в Тульской области.
 
06.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre