Старый формат нового образца
Вопреки прогнозам прошлых лет, компании во всем мире, и в России тоже, массово так и не перешли на гибридные офисы. Зато в 2024 году можно в полной мере говорить о возвращении open-space.
Вопреки прогнозам прошлых лет, компании во всем мире, и в России тоже, массово так и не перешли на гибридные офисы. Зато в 2024 году можно в полной мере говорить о возвращении open-space.
«Современная интерпретация этого формата отличается от классической. В 90-х и 2000-х годах рабочие места хотя и находились в одном большом помещении, были разделены перегородками. Они никак не «гасили» посторонние шумы и не способствовали комфорту, зато усиливали изоляцию сотрудников, что негативно влияло на их состояние», — отметила Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.
В современных открытых пространствах люди размещаются небольшими группами — по зонам, внутри которых практически нет перегородок. Расположение зон в офисе соответствует принципам эргономики. Предусмотрены звукопоглощающие перегородки, шумовые завесы, вертикальное озеленение. Для уединенной работы есть акустические кабины, а для более расслабленной — мягкие уголки.
Все перечисленные особенности характерны, в том числе, для российской столицы. Но здесь есть местные нюансы: из-за уменьшения нарезки лотов некоторые функции часто выносят из офисов в общие зоны бизнес-центров. Например, внутри офисного блока может располагаться open-space с небольшим количеством незакрепленных мест, а остальные локации для неформальной работы находятся на территории БЦ.
Неторопливость и многозадачность
Также в Москве растет спрос на офисы, где в одном здании можно совместить интенсивную работу и отдых. Например, на сервисные офисы с соответствующей инфраструктурой, а также на небольшие бизнес-центры в дореволюционных особняках, где сама атмосфера располагает к тому, чтобы иногда «замедлиться».
Этот тренд появился в результате симбиоза западного и восточного менталитетов. Он формировался не один год под воздействием разных факторов. Это и географическое расположение страны — между Европой и Азией, и укрепление связей с восточными и азиатскими партнерами, и сохраняющееся влияние европейских подходов к обустройству офисов.
«Вопреки расхожему мнению, для Японии и Азии характерна некоторая неторопливость в делах. А в западных странах наоборот распространены быстрый темп работы и многозадачность. В России же сформировалась «золотая середина», и присутствуют черты обоих подходов», — добавила Елизавета Ильюхина.
Новый русский колорит
Еще один тренд, который коррелируется с традициями Европы, Азии и Востока, — национальный колорит в оформлении деловых пространств. Глобализация во многом стирает его в новых зданиях, но все же в деталях интерьера и архитектуры можно заметить отличительные черты той или иной страны.
Запрос на это зародился и в России, более того — он уже реализуется в конкретных проектах. Новый русский стиль ранее появился в дизайн-коде отдельных туристических, торговых объектов, общественных, креативных пространств. А теперь традиционные орнаменты, символы и формы используются и в бизнес-центрах — в современном прочтении.
«Можно предположить, что развитие офисных пространств пойдет дальше по обозначенной траектории. Продолжит набирать популярность сегмент «камерных» офисных зданий, а также остальных бизнес-центров, имеющих инфраструктуру для work-life balance. И велика вероятность, что в оформлении новых объектов или прошедших редевелопмент станут все чаще проявляться черты аутентичной русской архитектуры», — резюмировала Елизавета Ильюхина.