Между Западом и Востоком: трансформация московских офисов в 2024 году

Общемировые тренды в организации офисных пространств приживаются в Москве в несколько измененном виде. В каком именно — рассказали в девелоперской компании West Wind Group.
734
Изображение взято из источника: West Wind Group
Старый формат нового образца

Вопреки прогнозам прошлых лет, компании во всем мире, и в России тоже, массово так и не перешли на гибридные офисы. Зато в 2024 году можно в полной мере говорить о возвращении open-space.

 
«Современная интерпретация этого формата отличается от классической. В 90-х и 2000-х годах рабочие места хотя и находились в одном большом помещении, были разделены перегородками. Они никак не «гасили» посторонние шумы и не способствовали комфорту, зато усиливали изоляцию сотрудников, что негативно влияло на их состояние», — отметила Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.

В современных открытых пространствах люди размещаются небольшими группами — по зонам, внутри которых практически нет перегородок. Расположение зон в офисе соответствует принципам эргономики. Предусмотрены звукопоглощающие перегородки, шумовые завесы, вертикальное озеленение. Для уединенной работы есть акустические кабины, а для более расслабленной — мягкие уголки.

Все перечисленные особенности характерны, в том числе, для российской столицы. Но здесь есть местные нюансы: из-за уменьшения нарезки лотов некоторые функции часто выносят из офисов в общие зоны бизнес-центров. Например, внутри офисного блока может располагаться open-space с небольшим количеством незакрепленных мест, а остальные локации для неформальной работы находятся на территории БЦ.


Неторопливость и многозадачность

Также в Москве растет спрос на офисы, где в одном здании можно совместить интенсивную работу и отдых. Например, на сервисные офисы с соответствующей инфраструктурой, а также на небольшие бизнес-центры в дореволюционных особняках, где сама атмосфера располагает к тому, чтобы иногда «замедлиться».

Этот тренд появился в результате симбиоза западного и восточного менталитетов. Он формировался не один год под воздействием разных факторов. Это и географическое расположение страны — между Европой и Азией, и укрепление связей с восточными и азиатскими партнерами, и сохраняющееся влияние европейских подходов к обустройству офисов. 

 
«Вопреки расхожему мнению, для Японии и Азии характерна некоторая неторопливость в делах. А в западных странах наоборот распространены быстрый темп работы и многозадачность. В России же сформировалась «золотая середина», и присутствуют черты обоих подходов», — добавила Елизавета Ильюхина.


Новый русский колорит

Еще один тренд, который коррелируется с традициями Европы, Азии и Востока, — национальный колорит в оформлении деловых пространств. Глобализация во многом стирает его в новых зданиях, но все же в деталях интерьера и архитектуры можно заметить отличительные черты той или иной страны.

Запрос на это зародился и в России, более того — он уже реализуется в конкретных проектах. Новый русский стиль ранее появился в дизайн-коде отдельных туристических, торговых объектов, общественных, креативных пространств. А теперь традиционные орнаменты, символы и формы используются и в бизнес-центрах — в современном прочтении.

 
«Можно предположить, что развитие офисных пространств пойдет дальше по обозначенной траектории. Продолжит набирать популярность сегмент «камерных» офисных зданий, а также остальных бизнес-центров, имеющих инфраструктуру для work-life balance. И велика вероятность, что в оформлении новых объектов или прошедших редевелопмент станут все чаще проявляться черты аутентичной русской архитектуры», — резюмировала Елизавета Ильюхина.


иГРОКИ РЫНКА

West Wind Group

Ильюхина Елизавета

Девелопмент

West Wind Group

Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

RRG: Бизнес-центр и искусство, возможен ли симбиоз?

Консалтинговая компания RRG провела исследование, посвящённое изучению возможности создания центра современного искусства в составе бизнес-центра класса А. Основная цель исследования заключалась в выявлении факторов, влияющих на проектирование и наполнение арт-пространств, а также в определении потенциальных арендаторов и законодательных барьеров, с которыми могут столкнуться владельцы бизнес-центров.
25.09
Источник: CMWP
Исследования рынка

CMWP: Спрос на офисы в Москве достиг 1,23 млн кв. м

Согласно аналитическим данным компании Commonwealth Partnership (CMWP) общая сумма купленных и арендованных с начала года офисных площадей в классах А и В составила 1,23 млн кв. м, что на 14% уступает показателю аналогичного периода прошлого года. При этом, спрос на офисы между Садовым и ТТК вырос на 8%.
19.09
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Сервисные офисы наращивают объемы

В 2024 г. объем новых проектов рынка сервисных офисов Москвы вырос почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. По прогнозу Nikoliers до конца 2024 г. он пополнится еще четырьмя новыми площадками.
17.09

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre