Как запустить свою франшизу?

Владислав Белявцев, основатель компании Franch Group и директор по франчайзингу аутсорсинговой компании Preama, делится ключевыми шагами для успешного запуска и развития франшизы.
631
Изображение взято из источника: topfranchise.ru
Начнем с преимуществ франчайзинга. Для франчайзера это: быстрый захват рынка и масштабирование бренда; организация рынка сбыта на новых территориях; запуск бизнеса за счет средств франчайзи; низкие финансовые риски; взаимодействие всех участников на общий финансовый результат; возможности для роста и вывода бизнеса на новый уровень.

Для франчайзи: снижение времени на запуск и доступ к опыту франчайзера; минимизация ошибок благодаря наработанным методам; поддержка со стороны сообщества; фокус на прибыли и управлении персоналом, в то время как франчайзер берет на себя основные сложности; надежный партнер, заинтересованный в успехе, а также поддержка в маркетинге и продажах со стороны франчайзера.

Обзор рынка франшиз и актуальность запуска

Рынок франшиз стабильно растет, независимо от экономических циклов. Например, рост популярности франчайзинга в США начался во времена Великой депрессии. На данный момент франчайзинг представляет собой одну из самых безопасных ниш для инвестиций. В России насчитывается 3,3–3,7 тыс. брендов и 1,24 млн работников в франчайзинговых сетях, что указывает на большие перспективы для развития.

Однако важно понимать, что масштабирование через франчайзинг не является легким способом заработка. Это требует тщательных усилий, системного контроля и заботы о франчайзи для поддержания репутации бренда.

Оценка готовности бизнеса к франчайзингу

Для этого можно использовать следующие критерии: бизнес существует не менее 1 года; есть стабильный личный доход свыше 150 000 руб.; наличие ключевых сотрудников, готовых заниматься запуском и сопровождением франшизы; спрос на продукт франшизы на других территориях; наличие интеллектуальной собственности, приносящей стабильный доход и подходящей для передачи франчайзи; потребность в масштабировании и желание представлять бизнес доверенными лицами, обеспечивающими стандарты качества.
 
«Волшебная формула успешной франшизы»

1. Личный или корпоративный бренд. Ваш бизнес должен быть известен на локальном рынке, а первые франчайзи могут быть вашими клиентами или подписчиками.

2. Конкурентоспособный продукт. Он должен превосходить аналоги и иметь спрос в различных регионах.

3. Автоматизация процессов. Это упростит масштабирование и контроль.

4. Фирменный стиль. Дизайн, включая брендбук и оформление, играет ключевую роль в восприятии компании. Экономить на нем нельзя.

Разработка франчайзингового пакета

Создание подробного руководства по ведению бизнеса важно, но универсальные шаблоны — это утопия, которую часто предлагают консалтеры. Один общий документ может привести к риску утечки информации. В нашей компании мы не используем детализированные мануалы. Каждый бизнес-процесс имеет свои стандарты, документы и регламенты в областях, таких как маркетинг, финансы и продажи. Это позволяет: обезопасить информацию, предотвращая копирование данных из одного документа; предоставить каждому сотруднику доступ к необходимой информации, что защищает интеллектуальную собственность. Кроме того, мы внедряем геймификацию и образовательные элементы в руководства, обучая ключевым стандартам. Например, в аутсорсинге важно развивать навыки переговоров.

Определение стратегии и условий

Для запуска франшизы необходимо определить стратегию масштабирования и понять, чем вы будете лучше конкурентов. Рассмотрите следующие подходы: занять долю рынка; зарабатывать пассивный доход на роялти; масштабировать продукт с минимальными вложениями; развивать сеть для последующей продажи.

В начале анализа выполните следующие действия:

1. Оцените востребованность вашего продукта на рынке франчайзинга.

2. Определите сильные стороны вашего предложения и ключевые преимущества для привлечения франчайзи.

3. Проведите анализ конкурентов, вживаясь в роль покупателя франшизы. Используйте каталоги и поисковые системы для поиска игроков на рынке, оставляйте заявки для изучения их предложений и условий по паушальному взносу и роялти.

Рекомендуется также общаться с менеджерами конкурентов, задавая вопросы, чтобы понять, что вы можете предложить на старте вашей франшизы.

4. Важно оценить вложения на запуск и реализацию франчайзинговой сети. Кроме самой франшизы, потребуется ее сопровождение, что станет отдельным бизнесом (юр. лицо) для поддержки и развития сети. На начальном этапе можно использовать внутреннюю команду, но затем понадобится найм менеджеров по сопровождению и продажам.

Управление

Ключевые статьи финансовой модели управляющей компании делятся на два блока:

1. Запуск франшизы:

- Затраты на доработку стандартов и обучение.

- Расходы на найм специалистов для развития и продвижения франшизы.

- Расходы на рекламу.

2. Сопровождение:

- Расходы на старт и поддержку франшизы.

- Расходы на продвижение бренда.

После этого рассчитайте возможные доходы от паушальных взносов, роялти и других платежей.

- Установление финансовых условий: вступительный взнос, роялти, рекламные взносы. В франчайзинге главными являются довольные клиенты и франчайзи, что делает прибыль франчайзера важной для развития продукта.

При формировании бизнес-модели учитывайте доходы и платежи. Ниже представлены негласные правила для паушального взноса и роялти:

1. Паушальный взнос часто не является статьей дохода, а покрывает начальные расходы на партнера и трафик (если франшиза берет на себя продажи).

2. Сумма паушального взноса зависит от стратегии масштабирования; сравните с конкурентами и основывайтесь на своей финансовой модели. Избегайте скидок и низких паушальных взносов, чтобы не обесценивать бренд и избежать снижения доверия.
 
Роялти — основа пассивного дохода, фиксированный процент от выручки покрывает расходы на поддержку франчайзи и стимулирует рост. Рекомендуется предоставлять каникулы по роялти на 1-2 месяца для партнеров.

Рекламный взнос определяется из затрат на продвижение бренда и зависит от целей маркетинга. При запуске партнера в регионе учитывайте необходимые средства для его развития и затрат, чтобы определить сумму в стоимости.

Поиск и отбор франчайзи

Методы привлечения потенциальных партнеров в нашей компании включают вебинары. Важно заранее определить, с кем вы хотите сотрудничать, и составить портрет идеального франчайзи, учитывая соответствие ценностям и готовность к совместной работе.

Критерии отбора франчайзи:

1. Опыт и знания.

2. Финансовая грамотность.

3. Лояльность.

4. Управленческие навыки.

5. Коммуникабельность.

Запуск франшизы и поддержка франчайзи

На начальном этапе запуска франшизы важны регулярные встречи, контроль процессов и поддержка в сложные моменты. Обратная связь от франчайзи помогает улучшить франшизу и находить надежных партнеров.

Создание системы поддержки. Основная задача — поддерживать регулярную коммуникацию с франчайзи после запуска. Будьте их наставником, а не просто справочным бюро.

Обучение франчайзи. Постоянное развитие навыков — ключ к успеху франшизы. Например, Preama предлагает не только вводное обучение, но и программы для дальнейшего роста партнеров и их сотрудников через отдел методистов.
 
 


Материалы по теме

Точка зрения

Франчайзинговые войны: почему партнеры становятся врагами?

Двусторонние коммуникации, безусловно, очень важная составляющая франчайзингового партнерства. Если разногласия и взаимные претензии перевесят способность находить конструктивные договоренности и компромиссы в работе, то даже несмотря на всю рациональность и выстроенность франчайзинговой бизнес-модели и известность бренда, сотрудничество будет обречено на провал.
26.08
KnowHow

10 ошибок франчайзера: опыт сети «Мосигра»

За 10 лет «Мосигра» выросла из маленького интернет-магазина в крупнейшую специализированную сеть в Европе. Сегодня у нас 74 магазина, 46 из которых работают по франшизе. Мы наступили на все возможные грабли, сделали кучу ошибок и на своем опыте поняли: то, что мы считаем ошибками сейчас, в будущем будет оцениваться нами как ценный опыт, который помогает двигаться дальше.
23.10
Точка зрения

Как выбрать франчайзи?

Жанна Казанская, основательница «Интересного Холдинга»
 
04.07

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre