В Nikoliers отмечают, что если ранее основную потребительскую деятельность представляли такие ключевые игроки, как Ozon и Wildberries, то в этом году ощутимо проявляет себя на рынке компания «СберЛогистика», которая помимо анонсов открытия новых распределительных центров, возводимых по схеме built-to-suit, преобразовала бывшие площади IKEA под складские помещения формата последней мили.
По итогам 2024 г. совокупный объем заключенных сделок аренды и покупки на рынке складской недвижимости России со стороны онлайн-ретейлеров может достичь 2 570 тыс. кв. м, тем самым практически повторяя рекордный уровень 2023 г., когда показатель зафиксировался на отметке в 2 660 тыс. кв. м.
Маркетплейсы продолжают экспансию по всей стране, расширяя зону своего оперирования и оптимизируя пространства под хранение. Онлайн-ретейлеры, которые долгий промежуток времени консолидировали складские мощности в столице России, теперь активно усиливают свое присутствие на региональном рынке складской недвижимости, что сопровождается заключением ряда крупных BTS-сделок, причем не только в городах-миллионниках, чья доля в распределении объема реализованного спроса маркетплейсов показывает постепенный спад и по итогам I-III кв. 2024 г. зафиксировалась на отметке в 76%, но и в городах с меньшим населением.
Если рассмотреть детальнее спрос онлайн-ретейлеров по территориальному признаку, то наиболее востребованным федеральным округом (если исключить Московский регион и Санкт-Петербургскую агломерацию) является Приволжский, на который, начиная с 2020 г., приходится 18% от всего объема заключенных сделок аренды и покупки маркетплейсов. В него входят такие города, как: Самара (326 тыс. кв. м), Нижний Новгород (278 тыс. кв. м), Казань (264 тыс. кв. м), Саратов (241 тыс. кв. м), Уфа (153 тыс. кв. м) и др.
В 2023 г. деловая активность маркетплейсов на складском рынке достигла рекордных 2 660 тыс. кв. м, что во многом является следствием их пассивного поведения в 2022 г. при активном росте объема онлайн-заказов, что спровоцировало фактор «отложенного спроса», реализуемого в прошлом году.
В дальнейшем вслед за увеличением онлайн-заказов и рынка интернет-торговли в целом ожидается сохранение крупных объемов спроса на складскую недвижимость со стороны маркетплейсов. Однако уровень деловой активности во многом будет зависеть от темпов развития онлайн-торговли и экономического климата страны.
По итогам 2024 г. совокупный объем заключенных сделок аренды и покупки на рынке складской недвижимости России со стороны онлайн-ретейлеров может достичь 2 570 тыс. кв. м, тем самым практически повторяя рекордный уровень 2023 г., когда показатель зафиксировался на отметке в 2 660 тыс. кв. м.
Маркетплейсы продолжают экспансию по всей стране, расширяя зону своего оперирования и оптимизируя пространства под хранение. Онлайн-ретейлеры, которые долгий промежуток времени консолидировали складские мощности в столице России, теперь активно усиливают свое присутствие на региональном рынке складской недвижимости, что сопровождается заключением ряда крупных BTS-сделок, причем не только в городах-миллионниках, чья доля в распределении объема реализованного спроса маркетплейсов показывает постепенный спад и по итогам I-III кв. 2024 г. зафиксировалась на отметке в 76%, но и в городах с меньшим населением.
Если рассмотреть детальнее спрос онлайн-ретейлеров по территориальному признаку, то наиболее востребованным федеральным округом (если исключить Московский регион и Санкт-Петербургскую агломерацию) является Приволжский, на который, начиная с 2020 г., приходится 18% от всего объема заключенных сделок аренды и покупки маркетплейсов. В него входят такие города, как: Самара (326 тыс. кв. м), Нижний Новгород (278 тыс. кв. м), Казань (264 тыс. кв. м), Саратов (241 тыс. кв. м), Уфа (153 тыс. кв. м) и др.
В 2023 г. деловая активность маркетплейсов на складском рынке достигла рекордных 2 660 тыс. кв. м, что во многом является следствием их пассивного поведения в 2022 г. при активном росте объема онлайн-заказов, что спровоцировало фактор «отложенного спроса», реализуемого в прошлом году.
В дальнейшем вслед за увеличением онлайн-заказов и рынка интернет-торговли в целом ожидается сохранение крупных объемов спроса на складскую недвижимость со стороны маркетплейсов. Однако уровень деловой активности во многом будет зависеть от темпов развития онлайн-торговли и экономического климата страны.
Виктор Афанасенко, региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости, земли Nikoliers: «Динамичное развитие рынка складской недвижимости в России в последнее время во многом связано с деловой активностью онлайн-ретейлеров: высокий спрос на складские помещения с их стороны оказывает значительное влияние на объемы строительства и бизнес-стратегии других игроков рынка. Видя запрос на быструю доставку товаров со стороны потребителя, маркетплейсы и крупные продуктовые сети активно масштабируют бизнес и усиливают свое присутствие не только в городах-миллионниках, но и в менее крупных регионах России. Мы прогнозируем, что с большой долей вероятности этот тренд сохранится в дальнейшем. Новое предложение на рынке складкой недвижимости не успевает за спросом, что приводит к увеличению накопленного спроса, влияющего на рост арендных ставок и скорость поглощения новых предложений. По итогам 2024 г. мы ожидаем объем удовлетворенного спроса на складскую недвижимость от маркетплейсов на уровне, который всего на 4% уступает прошлогоднему рекордному значению. Это незначительное снижение – следствие корректировки деловой активности маркетплейсов относительно взрывного 2023 г.».