По данным «Метриум», на первичном рынке «старой» Москвы по итогам 2024 г. было представлено 13 052 машино-мест. В разрезе сегментов экспозиция выглядит следующим образом: в массовом сегменте продается 3528 лотов (+68,5% за год), в бизнес-классе – 7713 лотов (-6,3%), в премиум-классе – 1295 лотов (-25,2%), в элитном сегменте (без учета закрытых продаж) – 517 лотов (+122,4%).
В разрезе сегментов средняя стоимость парковочных пространств сегодня выглядит следующим образом: в массовом – 2,51 млн руб. (+7,3% за год), бизнес-классе – 3,73 млн руб. (+11%), премиум-классе – 3,65 млн руб. (+1,1%), элитном сегменте (включая делюкс-класс) – 10,37 млн руб. (-30,3%).
«Средняя себестоимость машино-места в подземных паркингах новостроек сегодня превышает 2 млн руб., – отмечает Игорь Сибренков, коммерческий директор ГК «Основа». – Строительство паркингов - весьма затратная статья расходов для девелоперов, и их маржинальность ниже, чем у квартир. При этом оптимальный коэффициент обеспеченности машино-местами – важное конкурентное преимущество и в первую очередь обеспечение комфорта для будущих резидентов комплексов. А в 2024 г. за счет всплеска покупательской активности произошло серьезное удорожание парковочных мест в новостройках практически во всех сегментах».
Все чаще застройщики различных сегментов предусматривают зарядочные станции для электрокаров, мотоместа, семейные машино-места. В премиум-классе представлены даже проекты с эксклюзивными сервисами на территории паркинга и у входов (въездов) в него – валет-парковщики и беллмены.
«Естественно, такие опции требуют дополнительных затрат, однако они обеспечивают максимальный комфорт собственников и подчеркивают их высокий статус, за что покупатели готовы переплачивать, – подчеркивает Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development (девелопер жилого квартала «Прайм Парк»). – При этом финансовые модели большинства проектов сформированы таким образом, чтобы себестоимость строительства паркингов не оказывала значительного влияния на цены квартир».
По подсчетам аналитиков «Метриум», покупатели новостроек «старой» Москвы в 2024 г. приобрели по ДДУ (с физлицами, без учета уступок) 16 122 машино-мест, что на 22,5% превосходит результат 2023 г. В разрезе сегментов спрос на машино-места за прошедшие 12 месяцев выглядит следующим образом: в массовом сегменте совершено 4749 сделок (+15,1% за год), в бизнес-классе – 8292 сделок (+14,8%), в премиум-классе – 2705 сделок (+72,3%), в элитном сегменте – 376 сделок (+58%).
«В 2024 г. спрос на машино-места в новостройках рос быстрее, чем на квартиры, – комментирует Леонид Савков, заместитель генерального директора по продажам и digital-маркетингу компании MR Group. – С одной стороны, проявился эффект отложенного спроса после рекордного числа сделок на рынке первичного жилья в 2023 г. С другой, на фоне дорогих кредитов клиенты с небольшими накоплениями совершали наиболее доступные инвестиции для сбережения средств. А типичное машино-место в новостройках Москвы стоит ровно в 10 раз дешевле среднестатистической квартиры. Нашей компании в прошлом году удалось продать свыше тысячи машино-мест в 8 проектах».
«Рост предложения машино-мест на первичном рынке столицы за год составил менее 4%, тогда как число квартир в продаже увеличилось на 10,5%, – говорит Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – Но подобной диспропорции удивляться не стоит. В 2024 г. в Москве стартовало 67 проектов, а на начальном этапе реализации застройщики зачастую воздерживаются от продажи машино-мест. Компаниям важно, чтобы возник отложенный спрос среди клиентов, которые уже приобрели жилье в комплексе. В премиум-классе объем предложения машино-мест за минувший год заметно сократился. Это связано исключительно с их востребованностью».