CMWP: Больше "районников" - хороших и разных!

Аналитики Commonwealth Partnership (CMWP) подвели итоги 2024 года на рынке торговой недвижимости России. В прошедшем году рынок охарактеризовался более чем двухкратным приростом нового строительства по стране и снижением доли свободных помещений в ТЦ Москвы. За год в Москве появилось 8 новых торговых объектов, 79% площадей ввода представлены ТЦ районного формата. В дальнейшем этот формат продолжит развиваться, при этом уменьшится нижняя граница по площадям - до 2-3 тыс. кв. м, и увеличится верхняя - до 20 тыс. кв. м.
976
Изображение взято из источника: CMWP
За 12 месяцев 2024 г. в Москве были введены в эксплуатацию 8 качественных торговых объектов, суммарная арендопригодная площадь которых составила 99 тыс. кв. м. В новом строительстве продолжают преобладать объекты малой площади: 79% площадей ввода представлены ТЦ районного формата (GLA <12 тыс. кв. м). Средний размер вводимого объекта в 2024 г. составил 12,7 тыс. кв. м. Тем не менее, уже в 2025 г. можно ожидать прирост показателя – по оценкам CMWP, средний размер ТЦ, вводимого в 2025 г., может достигнуть 13,8 тыс. кв. м.
 
С 2021 г. в пределах ТТК не было введено ни одного качественного ТЦ, 2024 г. не стал исключением. В 2025 г. мы ожидаем ввод 23,4 тыс. кв. м арендопригодных площадей в этом радиусе.
 

 
«Мы видим тенденцию к дальнейшему развитию ТЦ районного формата, заключающуюся в уменьшении нижней границы арендуемой площади (до 2–3 тыс. кв. м), и увеличении верхней границы (до 20 тыс. кв. м). Наряду с районными ТЦ снова начинают развиваться крупные торговые объекты арендуемой площадью 40–50 тыс. кв. м, что делает их привлекательными для активно растущих операторов категории fashion, чья потребность в арендных площадях не позволяет размещать торговые точки в объектах районного формата», – поделился Андрей Шувалов, старший директор, руководитель департамента маркетинговых исследований и разработки концепций торговой недвижимости.

По итогам 2024 г. в регионах России (за исключением Москвы) (было введено в эксплуатацию 19 торговых объектов. Наибольшим числом новых ТЦ «пополнились» Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа. В 2025 г. новое строительство будет сконцентрировано в Приволжском ФО, Северо-Западном ФО и Сибирском ФО.


 
Несмотря на частый перенос сроков ввода региональных торговых объектов, новое строительство (Россия за исключением Москвы) по итогам 2024 г. увеличилось в 2,2 раза относительно предшествующего года, составив 251 тыс. кв. м. Тем не менее, показатель все еще далек от докризисных значений. 

В 2025 г. строительная активность останется сниженной, прирост новых площадей будет происходить за счет «достройки» объектов с ранее перенесенными сроками ввода в эксплуатацию. По оценкам CMWP, по итогам 2025 г. можно прогнозировать объем нового строительства (Россия за исключением Москвы) на уровне 159 тыс. кв. м.  



После 2022 г. средний годовой объем ввода торговых площадей в регионах опустился с 515 тыс. кв. м до 173 тыс. кв. м. Несмотря на то, что по итогам 2024 г. новое строительство в регионах впервые за два года превысило значение в 200 тыс. кв. м, в 2025-2026 гг. мы не ожидаем значительного роста показателя.


иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Шувалов Андрей

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Материалы по теме

Источник: CRE
Точка зрения

NF Group: Экспансия иностранных брендов в российские ТЦ не замедляется

Российский рынок торговой недвижимости продолжает адаптироваться к новой реальности: в условиях ухода западных брендов в стране активизируются как международные, так и отечественные ретейлеры. По данным NF Group, в 2025 году в российских торговых центрах могут начать работу еще 23 новых иностранных бренда, в основном из Турции, Китая и Южной Кореи.
05.02
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Продуктовый ритейл сокращается в ТЦ

Доля продуктовых арендаторов в ТЦ с 2021 года сократилась с 8 до 7%. При этом их якорная функция снижается в крупных торговых центрах, тогда как в ТЦ районного формата актуальность крупного продуктового якоря остается актуальной. Среди ритейлеров тренд на открытие гипермаркетов сменился развитием магазинов в уличной рознице, в частности, в новых жилых кварталах от крупных застройщиков. 
29.01
Источник: CRE
Исследования рынка

Яндекс Маркет: Российские бренды одежды нарастили продажи

Российские бренды массового сегмента в 5 раз увеличили продажи на маркетплейсе за год. Продажи российских дизайнеров выросли в 2 раза.
27.01

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (7-13 июля)

Ребрендинг KravtGroup, новые назначения в Blank и Manufaqtury, крупная офисная сделка «Магнита», новые магазины в МЕГАХ, цифровые активы Aspace, эксклюзивы Invest 7 и Ricci, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
13.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

У края платформы: как принятие новых законов о платформенной экономике изменит рынки

Вчера Госдума единогласно приняла в первом чтении законопроекты № 959244-8 и № 959248-8 о платформенной экономике, разработанные в Правительстве России. Инициатива была внесена 3 июля, и это первая в истории страны законодательная попытка закрепления единых правил игры в e-commerce. Цель, по словам авторов — баланс между интересами владельцев маркетплейсов, сервисов заказа еды, такси, их партнёров и покупателей. Несмотря на то, что документы приняты только в первом чтении, участники рынка считают, что «это дело решённое», за электронную коммерцию «государство, наконец-то, возьмётся всерьёз», а в перспективе может даже сбыться мечта игроков «каменной розницы» о налоговом и ценовом «равноправии» онлайн и оффлайн. Оппоненты же называют проекты никакими, запоздалыми и «снова лоббирующими исключительно интересы маркетплейсов».
 
Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
10.07
Источник: CRE
Сделка

«Магнит» заключил офисную сделку года

Ритейлер «Магнит» арендовал 10,9 тыс. кв. м в офисном здании у Савеловского вокзала, что стало одной из крупнейших офисных сделок в Москве с начала 2025 года.
10.07
Источник: Invest 7
Игроки рынка

Invest 7 зовет на «Завод»

Компания на эксклюзиве займется реализацией площадей формата Light Industrial в строящемся индустриальном парке «Завод» в Люберцах. К середине 2026 года запланирован ввод первой очереди площадью около 9 000 кв. м, а общая площадь проекта составит свыше 50 000 кв. м.
11.07
Источник: CRE
Игроки рынка

Штаб-квартира «М.Видео» переезжает

Ритейлер «М.видео» арендовал 11 757 кв. м в бизнес-центре «Орбион» в Сколкове. Переезд в новый офис позволит объединить ключевые подразделения в едином пространстве.
10.07
Источник: CRE
Проект

В Люберцах появится индустриальный парк

В Люберцах на участке 3 га появится индустриальный парк формата light industrial площадью 50 000 кв. м. Проект реализует компания «Завод», связанная с экс-владельцем группы «Стальмост».

 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Особняк у Лубянки сменил владельца

Совкомбанк реализовал офисное здание площадью 6,7 тыс. кв. м в центре Москвы. Новый владелец — West Wind Group.
11.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre