Nikoliers: Продуктовый ритейл сокращается в ТЦ

Доля продуктовых арендаторов в ТЦ с 2021 года сократилась с 8 до 7%. При этом их якорная функция снижается в крупных торговых центрах, тогда как в ТЦ районного формата актуальность крупного продуктового якоря остается актуальной. Среди ритейлеров тренд на открытие гипермаркетов сменился развитием магазинов в уличной рознице, в частности, в новых жилых кварталах от крупных застройщиков. 
409
Изображение взято из источника: Nikoliers
Крупные российские ритейлеры осваивают формат магазинов у дома, так называемые convenience store. Привлекательность продуктовых магазинов для посетителей ТЦ снижается, что подтверждают изменения в формате их присутствия. Традиционная роль продуктового ритейла как якорного арендатора в торговых центрах ослабевает, но только в рамках крупных гипермаркетов, тогда как в районных ТЦ формат по-прежнему выполняет эту функцию. По экспертной оценке Nikoliers, в большинстве крупных торговых центров продуктовые магазины продолжают сохранять своё присутствие, однако их формат становится компактнее. Например, супермаркет «Перекресток» в ТРЦ «Метрополис» сократил свою площадь в два раза. На смену продуктовым магазинам в качестве трафикообразующих арендаторов приходят фитнес-центры, развлекательные заведения и другие сегменты.

С 2021 года доля арендаторов продуктового профиля в торговых центрах уменьшилась на 1 п.п., с 8% до 7%. Несмотря на это, продуктовый ритейл остается одним из самых устойчивых сегментов: в 2020 году (в период пандемии) и в 2022 году (в условиях сложной геополитической обстановки) его оборот оставались стабильными. Среднегодовой рост денежного оборота в сегменте составляет около 12%.

Продуктовый ритейл сохраняет своё присутствие в торговых центрах, несмотря на то, что его роль как якорного арендатора снижается, а формат занимаемых площадей становится компактнее. Этот тренд в первую очередь прослеживается в крупных торговых комплексах, тогда как в районных ТЦ продуктовые магазины по-прежнему остаются якорными арендаторами и занимают большие площади.

При этом благодаря растущей популярности магазинов у дома, продуктовые ритейлеры стали запускать магазины на первых этажах жилых домов. Например, компания «Магнит» заключила соглашение с девелопером «Самолет» на аренду 30 помещений на первых этажах жилых комплексов. В новых ЖК доля продуктовых магазинов в стрит-ритейле достигает 11%. 

X5 Retail Group запускает сеть «Около», которую планирует развивать по франшизе, также стало известно, что девелоперская группа «Киевская площадь» начинает активное развитие сети магазинов у дома под брендом «Фуд сити экспресс». Первые магазины уже открылись в жилых комплексах «Кутузов град» и «Ривер парк Коломенское», а планы компании обещают масштабное развитие до 2026 года.

География продуктовых сетей также активно расширяется по всей России. Так, «Пятерочка» планирует открыть более 200 магазинов на Дальнем Востоке, а «Магнит» недавно запустил первый магазин в Магадане. Компании также диверсифицируют бизнес и осваивают новые ниши. Например, «Пятерочка» развивает сеть магазинов алкогольной продукции «Тантана», «Лента» открыла 30 специализированных точек «Точка Табака», а «Магнит» совместно с «Самбери» запустил дискаунтер «Ценохит» на Дальнем Востоке.

На фоне изменений в офлайн-форматах активно развивается рынок E-Grocery. За последние пять лет (2020–2024 гг.) объём рынка онлайн-торговли продуктами вырос в 9 раз и сейчас составляет 10–12% от общего объёма онлайн-торговли в России. Крупные ритейлеры адаптируются к растущему спросу на онлайн-продажи. По итогам 2023 года доля онлайн-продаж у «Ленты» составила 8,3%, у «Пятерочки» – 3%, а у «Перекрестка» в I квартале 2024 года – 11%. «Магнит» достиг 2% онлайн-продаж, а у «ВкусВилла» этот показатель превысил 50%. Для поддержки онлайн-торговли компании развивают сервисы доставки и открывают дарксторы. В 2023–2024 гг. X5 Group подключила к доставке шесть новых регионов, а «Магнит» охватил 880 населённых пунктов. Сети дарксторов также расширяются: «Самокат» открыл дарксторы в 12 новых городах, а «ВкусВилл» запустил дарккитчен проекта «Сгоряча» в 13 городах в первой половине 2024 года.

 
Юлия Кузнецова, заместитель директора департамента торговой недвижимости Nikoliers: «Рост популярности магазинов у дома обусловлен рядом факторов: это и их близость к потребителю, и гибкость логистики, и возможность быстрой доставки. Все это в совокупности делает формат магазинов у дома все более востребованным как у ритейлеров, так и у покупателей. Магазин вблизи дома или работы, предлагающий интересную ассортиментную матрицу и приемлемые ценовые параметры, может стать весьма успешным. Отмечу также, что поскольку рынок гипермаркетов в России давно сформировался, потенциал его развития уже не так высок, это вынуждает ритейлеров диверсифицировать бизнес, запускать небольшие магазины на первых этажах жилых микрорайонов, а также создавать коллаборации с крупными девелоперами. Этот формат хорошо подходит на фоне урбанизации страны, растущего спроса на свежие продукты и локальные сервисы. Однако усиливающаяся конкуренция и необходимость больших инвестиций требуют от продуктовых ритейлеров продуманной стратегии. Мы прогнозируем, что ритейлеры будут использовать гибридный формат, сочетая в своей работе стратегии развития как гипермаркетов, так и магазинов у дома. Тем не менее, продуктовый ритейл по-прежнему востребован в ТЦ и сохраняет роль якорных арендаторов в районных торговых центрах».


Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

Яндекс Маркет: Российские бренды одежды нарастили продажи

Российские бренды массового сегмента в 5 раз увеличили продажи на маркетплейсе за год. Продажи российских дизайнеров выросли в 2 раза.
27.01
Источник: Мебельный комплекс «Гранд»
Точка зрения

Завоевать и удержать. 6 решений, которые помогут вернуть клиента в магазин

Работать с клиентом, который уже совершил покупку, для ритейлеров выгоднее, чем вкладывать бюджет на привлечение новых — и с точки зрения денег, и с точки зрения затрат времени. Ведь действующий покупатель уже в некоторой степени знаком, а нового еще нужно тщательно изучить. При этом в истории взаимодействия с любым клиентом рано или поздно может наступить этап, когда он «пропадает» — совсем не заходит в магазин или уходит с пустыми руками. Как стимулировать клиента снова совершить покупку, рассказал Александр Гринько, директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд».
24.01
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: 61 новый бренд вышел на российский рынок в 2024 году

Российский рынок продолжает активно пополняться новыми торговыми марками как иностранных, так и отечественных брендов. По итогам 2024 года на рынок вышел 61 новый бренд: отечественные торговые марки более активно выходили на рынок (33 бренда) по сравнению с иностранными (28). Лидирующие позиции среди зарубежных открытий по-прежнему удерживает Китай (25%), далее идут Италия (14%), Германия (11%) и Турция (11%). Также, по оценке Nikoliers, в 2024 году значительно трансформировалась структура отечественных брендов по ритейлерам: на рынке торговой недвижимости превалирует доля начинающих игроков (82% открытий), тогда как на бренды от крупных ритейлеров пришлось всего 18% открытий. По прогнозам Nikoliers, этот тренд будет сохраняться на протяжении 2025 года.
22.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Инпром Эстейт
Открытие

Крупнейший «Термолэнд» открылся в Оренбурге

Площадь нового городского курорта в ТРЦ «Мармелад» составляет 17 тыс. кв. м. Инвестиции составили 1,5 млрд рублей.
27.01
Источник: NF Group
Игроки рынка

NF Group отчиталась по складским сделкам за год

При участии консультантов департамента складской и индустриальной недвижимости были заключены сделки совокупной площадью 2,65 млн кв. м.

 
27.01
Источник: agoda.com
Сделка

Novotel продан

Структуры основателя «Васта Дискавери» Сергея Бачина продали часть здания отеля «Novotel Москва Центр» на 255 номеров возле «Новослободской».
27.01
Источник: ХСА
Игроки рынка

CORE.XP разработала карту объектов light industrial

Карта объектов формата, расположенных в Москве и Московском регионе, разработана при поддержке ХСА. Общая площадь существующих и строящихся объектов, попавших в подборку, составляет более 4 млн кв. м.
27.01
Источник: ХСА
Экспертный анализ

Лёгкие шаги: как классификации light industrial повлияют на рынок

Недавно НКО «Альянс экспертов недвижимости» (в рабочую группу вошли консультанты, оценщики, девелоперы, банкиры и пр.) представила классификацию объектов формата light industrial; параллельно актуализируют или разрабатывают собственные варианты «лёгкой» классификации другие экспертные сообщества, в том числе, Moscow Research Forum. Единый для рынка инструмент пока вообще появится вряд ли, убеждены игроки: ситуация осложняется не только тем, что light industrial – один из самых молодых и сложных форматов с кратным ростом в последние три года ввода, но и его бумом среди непрофильных интересантов, для которых, возможно, потребуются отдельное позиционирование, классификация и «упаковка» продуктов.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
29.01
Источник: Coldy
Игроки рынка

Продажи Coldy выросли в 2,5 раза в 2024 году

Общий объем сделок составил 24,5 млрд рублей, из них 6,2 млрд рублей - сделки с офисами.
27.01
Источник: Profit Management
Проект

ТРК «Небо» в Мурино готовится к открытию

Торгово-развлекательный комплекс площадью более 38 тыс. кв. м уже получил разрешение на ввод и откроется в апреле 2025 года. Управлением и брокериджем объекта занимается компания Profit Management.
28.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre